Пресса о Гильдии
Пятница, 30 октября 2015 11:14

Тяжёлое дыхание Дагестанской энергетики.

Оцените материал
(2 голосов)

 В начале лета в Дагестанском Научном Центре РАН состоялся Круглый стол на тему: «Проблемы и перспективы использования потенциала возобновляемых источников энергии в регионе», где были озвучены много различных мнений и предложений как ученных, так и практиков. Все эти материалы были направлены в адрес Главы Республики.

Но по-настоящему интересным и деловым показался доклад Президента Корпорации «Ватан», Ген. директора Представительства «Фонда Байбакова» по РД и Вице-президента СРО Межрегионального объединения работодателей «ГС СКФО» Гаджиева Г.А..по теме: «Малая энергетика - Базис устойчивого социально-экономического развития Дагестана».

Несмотря на внушительный объем, выносим на суд читателей основные тезисы и выдержки из доклада опытного гидростроителя, разработчика и инициатора многих общероссийских и региональных пионерных проектов, направленных на практическое развитие экономики и промышленности республики.

"Гидроэнергетика республики, активно развиваясь с 60 годов прошлого столетия, привнесла в экономику и социальную сферу существенные изменения, кардинально повлияла на развитие многих отраслей экономики и улучшило быт народов Дагестана.

Но, Реформы "по Чубайсу", с 90 годов подвели электроэнергетику региона и ее экономику к критической черте, а отдельные, в частности экологические, аспекты подвели к точке не возврата.

Например, в соответствии с разработками "Ленгидропроекта" и далее ЗАО "Гидротеха" под эпическим названием "Перспективы развития гидроэнергетики Республики Дагестан - 2025", мы имеем:

I.Общий объем валового гидроэнергетического потенциала Дагестана оцениваемый в 30,1 млрд. кВт.ч. в год, в том числе реальный объем технического потенциала составляет 12,7 млрд. кВт.ч. годовой энергоотдачи .

а.Фактически же, с учетом уже освоенного, гидроэнергетический потенциал для перспективного освоения составляет лишь 8,2 млрд. Квт.ч. в год. Подчеркиваю, это без учета деривационных, русловых, мини, малых локальных ГЭС, работающих в потоке есте-ственных напоров.

б.Усредненное производство электроэнергии существующими ГЭС при суммарной мощности 1,87 тыс. МВт, работая "в пиковых" режимах потребления и перетоков эл. энергии в энергосистему Юга (СКФО), с усредненным производством в объеме, составляет лишь 4 - 4,5 млрд. кВт.ч. в год,

Для сведения: Усреднено, гидроэнергетические мощности России (2010 г.), работая в среднем 7000 тыс.часов в год произвели 4,6 млрд. Квт.ч.в год на каждые 1 тыс. МВт мощности. То есть, до средне-российских характеристик гидрогенерирующие мощности республики недопроизводят 3,5 млрд. кВт.ч. э\энергии. Таким образов, наши гидро-энергетические мощности эксплуатируются в "пиковых режимах", в интересах энергосистемы и потребителей СКФО, но не Дагестана.

в. Обычно Генерирующие компании России, за нахождение в "оперативном резерве" (до пиковых режимов потребления), получают от Энергосистемы серьезные платежи. А что получает государство, в частности Республика Дагестан, в нашем случае? Ничего. Наши энергетики платят только за фактически потребляемые водные ресурсы, по произведенной эл./энергии, за которые платят собственнику недр, то есть Центру и при этом за многомиллионные сбросы водных ресурсов, которые могли бы использоваться в мелиорации, - никем не оплачивается.

II. Согласно "Стратегии социально-экономического развития РД - 2025", для энергообеспечения территориального развития необходимо 14,5-15 млрд. кВт.ч. э\э в год., а мы ныне (на 2014 г.) имеем только 4,5 -5 млрд. кВт.ч

В качестве справки: В среднем повышение потребления эл.энергии на 0,3% дает увеличение ВРП на 1%, а в "Стратегии" заложен 3-х кратный рост ВРП. И где Республика должна брать недостающий объем энергии, и во сколько она обойдется экономике? Об этом, почему-то никто не говорит…

Вот еще интересные факты:

1.Усредненные потери в энерго-транспортной системе республики составляет 1, 56 млрд. кВт.ч. в год, что соответствует производительности 2,5 ГЭС, типа Миатлинской. А годовые потери - дебит гидроэнергетических ресурсов реки Сулак, по мониторингу "Гидрометиоцентра", с 1990 года составляет 21 м3/сек. из 183 м.кубов/сек. общего дебита. Согласно Закону РФ "О недрах", гидроэнергетические ресурсы относятся именно к недрам. У республиканской Власти нет никаких рычагов для урегулирования энергетического баланса, при этом вообще нет самого баланса и стратегии актуализации ситуации на перспективу. Такими темпами через 25-30 лет крупные и средние ГЭС (водохранилища) останутся без воды для нормативной генерации, так как такие явления, как изменение климата, всеобщее потепление, таяние ледников уже давно перестали быть темами научных изысканий. Это суровые реалии, а гигантомания нам еще конкретно аукнется.

2.Потенциал энергосбережения республики составляет до 50 % потребления, без учета нормативных потерь. Необходимые затраты на подготовку и реализацию проектов энергосбережения в 3 раза меньше, чем на строительство новых генерирующих мощностей с номиналом мощности равной сэкономленной. При этом наблюдается двойной эффект: сэкономленная эл. энергия может быть использована на производство дополнительной продукции и увеличения налогооблагаемой базы, а также на величину стоимости сэкономленной энергии уменьшается цена конечной продукции, определяя ее конкурентоспособность. При актуализации закона "О энергосбережении", это станет существенной мотивацией и стимулом для внедрения мер по энергосбережению. А существующая ныне практика и непрофессионализм в формировании проектов энергосбережения для обеспечения энерго-эффективности, с проведением энерго-аудита, это не более чем пиар-компанейщина и успешные "технологии" освоения бюджетного финансирования. Никто и ни с кого не спрашивает за конечный результат - за фактическую экономию эл. энергии и финансов.

3.Еще одна "почти неразрешимая" проблема - это существующие взаимные задолженности МРСК – Энерго-сбытовые компании - Потребители, что составляет без малого 14 млрд. рублей. Не секрет, что они в большей части сформированы "пилой Дружба" с существенной коррупционной составляющей.

4. Существующая болевая точка - это низкий уровень потребление эл. энергии (порядка 400-800 кВт э\э в год) на душу населения в горных территориях РД, где расположены основные освоенные и перспективные гидро-энергетические мощности и экономический потенциал республики, которые мы теряем с каждым годом. Здесь проживает до 900 тыс. человек с дотационностью районов в среднем порядка 95-100 %.

Для справки: Показатель потребления эл. энергии на душу населения в горных районах РД в среднем по в 1,5-2 раза ниже по сравнению с аналогичным показателем равнинных районов. В то же время обще-дагестанский показатель в большей пропорции уступает показателю по Югу России, а в целом республика потребляет в среднем 5 -5,5 раза меньше э/э на душу населения, чем в целом по России.

Такая ситуация формирует депрессивный характер экономики, социальное расслоение населения горных территорий с равнинным, с наращиванием фактической безработицы, доходящей до 60 % трудоспособного населения (без учета работников бюджетной сферы) и массовые миграционные процессы, провоцирующие межнациональные напряжения на равнинных территориях из-за земель и перегруженности инфраструктуры.

5."Инвестиционная" составляющая в тарифах и плата за "технологическое присоединение", - инспирированные и пролобированные монополистами платежи, - деньги потребителей, изъятие которых у потребителей более чем спорны, и их расходы не контролируются ни государством, ни потребителями. Это весьма серьезные факторы, упущенния, как в интересах государства, так и потребителей. И они существенно обременяют предпринимательство, в частности, и экономику в целом, деформируя концепцию высшего уровня. Консолидация этих ресурсов и функциональное их использование по назначению, с контролем целевого использования - это гарантированный успех в повышении эффективности энергетической Системы и в целом экономики.

6.Энерго-транспортная система республики десятилетиями финансировалась по остаточному принципу, а "реформы по Чубайсу" переложили эту проблему на государство. Программа реконструкции и модернизации, изношенной более чем на 70 %, энерго-транспортной системы МРСК составляет 11 млрд.рублей, а финансовые потребности на внутримуниципальные мероприятия по реконструкции, модернизации и капитальному ремонту сетей, необходимых для качественного и количественного обеспечения э\энергией потребителей, составляет более 7 млрд. руб. Без этих сумм и конкретной работы мы очень долго не будем иметь стандартного напряжения и частоты э\энергии. Всякие маневры с "банкротством" и присоединениями - это имитация активной "деятельности" с переделом бизнеса, а для решения проблем нужны кардинальные технические и технологические меры и финансирование.

7.До 2008-09 годов "излишки" э/энергии в объеме более 30% от произведенного, перетоками передавались за пределы республики. Но в последние годы, как и нужно было ожидать, по нарастающей идет обратный процесс, то есть уже до 1 млрд. Квт.ч. эл. энергии в год в Дагестан привлекается извне. Для роста ВРП, в соответствии "Стратегией - 2025", прогнозный рост потребления эл.энергии должен ежегодно наращиваться на 15 - 20%. И возникает вопрос: за счет чего и где ее взять, если конечно и сама "Стратегия" не является очередной пиар-акцией Власти?

8.При всей очевидности локальной пользы и неограниченных ресурсах ветра и солнца, проекты Возобновляемых Источников Энергии (ВИЭ) практически широкомасштабного применения в республике не получают.

9.Забалансовые энерго-транспортные и инфраструктурные активы, как бы "ничейные" и необслуживаемые, в основном на сельских территориях составляют более 3 тыс. единиц КТП и 2,5 тыс. км. ЛЭП. Но при этом они активно "участвуют", то есть вовлекаются энергосистемой в процессы ценообразования и тарифов для потребителей.

10.Ирганайская ГЭС, чья номинальная мощность согласно ТЭО, составляет 800 МВт, уже давно эксплуатируется, но конечную стоимость данной станции весьма затруднительно определить. Она строилась более 25 лет, но при этом в эксплуатацию введена только половина проектной мощности. И это при 90 % готовности всей инфраструктуры и основных гидротехнических сооружений под 800 МВт. Заказчиком и он же Застройщиком являлся "Рус.Гидро". Все бы ничего (деньги вложены Заказчиком), но я предполагаю, что все затраты, с 90% готовностью предусмотренные под проектные 800 МВт, участвуют в формировании завышенных тарифов конечной продукции для потребителя, произведенной генерирующими мощностями в 400 МВт. Проектные просчеты, ошибки ТЭО по ресурсной (водной) обеспеченности под мощность ГЭС-800 МВт, "ложаться" на потребителей. Всем хорошо, кроме потребителя и экономики республики.

11.Гоцатлинская ГЭС (проектная мощность-100 МВт), его Заказчиком и Застройщиком также является "РусГидро". При пересчете затрат на 1 кВт установленной мощности - это самая дорогая ГЭС в мире, при шаговой доступности всех коммуникаций и оптимальном ПОС. Опять же, это дело "хозяев" ГЭС, но цены, тарифы на конечную продукцию, конечно же, "лягут" на плечи потребителей.

12.Республика Дагестан после Камчатки занимает второе место по геотермальным ресурсам, также относящихся к Возобновляемым Источникам Энергии (ВИЭ). Более того, парогидротермальные ресурсы практически являются рассолами, они обогащены редкометальными элементам, с их насыщенностью для промышленной добычи.

Как известно, данное сырье и добываемые из нее элементы являются стратегическими компонентами для получения многочисленной и стратегически важной для ВВП, медицины, ,ракетостроения и металлургии продукции, на базе которых только в Дагестане могут быть инициированы ряд промышленных проектов в различных отраслях.

Когда дилетанты инициируют проекты теплиц на геотермальных ресурсах, предполагая поливать огурцы, помидоры и выращивать рыбу водой с высоким содержанием радиоактивных элементов как стронций, литий, радий, цезий и еще множеством агрессивных компонентов, то это не просто невежество, а самое настоящее преступление.

Корпорация "Ватан" совместно с двумя институтами ДНЦ РАН, работает над этими проектами, идут переговоры с Инвестором и Федеральной структурой, занимающейся стратегическим сырьем, по утилизации термальных рассолов, с приоритетностью добычи редкометальных элементов.

РЕЗЮМЕ:

1.В нарушение ряда статей Конституции РФ, Указа Президента РФ, Республика Дагестан является единственным субъектом Российской Федерации, который имея на своей территории более 1,87 тыс. МВт энергетических мощностей, с периода "Чубайсовской прихватизации" не имеет ни одной акции, векселя в своей собственности. Соответственно при существующих рыночных условиях Дагестан не имеет никаких рычагов экономического влияния на деятельность энергетического монополиста. Дагестан так же не может контролировать или координировать действия собственников энергетических мощностей на своей территории.

2.Дагестан лишен права требовать платежи за непроизводительные сбросы гидроэнергетических ресурсов, (по Закону - они относятся к недрам) за которые монополист оплачивает Федеральному центру только за фактически произведенную эл. энергию с условного 1000 м3. воды.

3.Дагестан лишен права требовать компенсации за недопроизведенную эл. Энергию по номиналу энергетических мощностей ГЭС и гидроэнергоресурсов, в результате чего по средне-российским характеристикам недополучена налоговая база со стоимости более 3,5 млрд. кВт.ч. и формированиятарифов с единицы мощности с недопроизведенной энергии, из-за использования генерирующих мощностей в "пиковых" режимах потребления, (то есть, простоях ГЭС, с резервированием мощностей). И это при том, что монополисты генерации получают существенные платежи от энергосистемы за оперативную готовность к пиковым нагрузкам.как говорится, «республика отдыхает».

4.Республикой не контролируются исполнение Технико-Экономических Обоснований, приоритеты использования водных ресурсов, сформированных существующими ТЭО ГЭС, их экономическая и социальная эффективность, согласно которых на очень высоких уровнях партийных и властных структур, в прошлые периоды были приняты решения о строительстве ГЭС и их финансировании за счет Государственных ведомств. Компенсационные мероприятия десятилетиями исполняются по остаточному принципу.

5.Республика лишена права влияния на экологическую обеспеченность, социальную эффективность и безопасность эксплуатации гидротехнических проектов и сооружений.

Такая ситуация существенно обременяет экономику и экологию, формирует коррупционную составляющую, общественно-политическое напряжение, противостояние гидротехническому строительству, дискредитирует саму идею развития гидроэнергетики на перспективу.

ОБРАЩЕНИЕ К ВЛАСТИ

Все выше изложенные факторы, конечно же, сформировались не за один год, они по нарастающей формировались в течение 25-30 лет. Однозначно, их надо решать. Практически все они имеют технические, технологические, экономические, экологические, социальные и организационные решения. Более того, для решения большинства из них имеется финансовый базис. Но для этого ситуация должна быть переформатирована и "Бизнес должен делиться", как говорит президент России В.В. Путин.

По большинству факторов есть конкретные технические, организационные проекты и мероприятия с вариантами финансового обеспечения, а по отдельным проблемам уже на "финишной прямой" находятся привлечение инвестиций.

Без стабильного обеспечения базиса (финансирования) экономики и социального развития, конкретных стратегических задач и механизма осуществления - задача обеспечения территории региона качественной и количественной электроэнергией, не более чем политический пиар.

О мощи и благополучии любого государства, и тем более субъекта, судят по его собственной энерговооруженности. Для стабилизации критической ситуации в электроэнергетике, которая находится на территории Дагестана, нужна политическая воля Главы Республики и Народного Собрания и для этого не обязательно апеллировать к Федеральному Центру.

Есть региональная исполнительная Власть, Парламент со всеми Законными правами и Конституционными обязанностями, а так же Ответственностью. Есть Полномочное Представительство Президента России в СКФО, и, более того, в числе 3-х на всю Россию, у нас есть и Исполнительный орган Федерального значения - Министерство развития Северного Кавказа, к которым данному Научно-Практическому Сообществу надо обратиться с конкретными разработками, предложениями, проектами. К примеру, Корпорация "Ватан" предлагает, как от себя так и от многочисленных партнеров:

1.Обеспечить условия инвестиционной привлекательности и координацию строительства децентрализованных, локальных мини, малых и средних ГЭС с суммарной мощностью до 1 тыс. МВт, осуществление которых определено 3-х сторонним Соглашением от 22 апреля 2014 года и Договора РПИФ от 22 декабря 2014 года (Приложения № 1,2), с приоритетным обеспечением электроэнергией непосредственно от генерации, потребителей горных территорий по необходимому максимуму, с преференциями по сложившимся низким ценам и реализацией излишков по рыночным ценам в энергосистему, что соответствует законодательству РФ.

2.Содействовать реконструкции, модернизации энерго-транспортной системы МРСК ("Россети") в соответствии с их Программами, (с учетом П-1) с финансовым обеспечением РПИФ под залог ликвидных активов "Россети" (см. Письмо - Предложение РПИФ -Инвестора) руководству МРСК в ответ на обращение Правительства РД)

3.Содействовать реализации,принять предложения Инвестора в регионе по финансированию жилищного строительства экономкласса, (программа +"Доступное жилье") и объектов социального назначения для строителей ГЭС и для наименее социально защищенной категории населения (см. Письмо РПИФ (Инвестора) в адрес Министерства Промышленности, Инвестиций и Торговли РД и Приложение № 1 к Договору РПИФ - Корпорация "Ватан").

4.Определиться с вопросом использования существующих генерирующих мощностей (1,87 тыс. МВт "РусГидро") по номиналу их производительности и гидро-энерго-ресурсам региона, с защитой и обеспечением экономических интересов республики.

5.Ходатайствовать о передаче региону в доверительное (трастовое) управление, активов государственной собственности, находящихся в «РусГидро», для более эффективного управления, координации, регулирования взаимоотношений и контроля формирования дивидендов с государственной доли собственности в активах "РусГидро" на территории Республики Дагестан.

6.Содействовать формированию совместной с МРСК ("Россети") энерготранспортной компании региона, с передачей ей забалансовых и неучтенных энерго-транспортных и силовых установок ЛЭП РД и территорий занятых под ними, с определением нереальных к востребованию платежей, по некорректно сформированным взаимным задолженостям компании, потребителей.

7.В целях сохранения и наращивания лесистости горных территорий и остановки природных разрушительных процессов, субсидировать разработку и организацию производства электро - отопительного, водогрейного и других систем ВИЭ для обеспечения ими населения в наиболее социально, экологически и климатически обремененных и депрессивных горных районах, с преференциями по платежам. Учесть данную позицию при реализации П - 1,2.

8.Контролировать проекты энергосбережения, рассматривать их только в комплексе с профессиональным энерго-аудитом и энерго-сервисным обеспечением исполнения Заключений в энергетическом Паспорте объекта, с первоочередностью объектов бюджетного финансирования.

9.Проревизировать ТЭО существующих ГЭС в части исполнения социальных, экономических, экологических и компенсационных обязательств Заказчика, (Инвестора - Собственника) с требованиями их исполнения.

10. Разработать схему, систему приоритетного и привентивного финансирования проектов, мероприятий зон затопления, компенсации населению упущенного дохода, убытков на планируемых территориях под строительство ГЭС и их инфраструктуры, на начальном этапе.

11. Обеспечить строительство в нижнем бьефе каскада Чирюртовских ГЭС "балластного" водохранилища (фильтрующую дамбу, переливную плотину) объемом 2,5 - 3 млн. м3 с регуляторами пропуска воды в период нереста, с перспективой формирования восстановления естественных нерестилищ на реке Сулак, а также мелиоративных пропусков.

12. Активизировать разработку проектов и осуществить мероприятия экономической компенсации генерирующими компаниями экологического урона территориям, оздоровления водной и окружающей среды, флоры.

13. Инициировать ревизию ценообразования в стоимости конечной продукции (электроэнергии) Ирганайской и Гоцатлинской ГЭС.

14. Совместно разработать и предложить Правительству РФ: Формирование энергетической ОЭЗ на горных территориях, с обеспечением налоговых каникул малому бизнесу и предпринимательству сроком на 5 лет, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на горных территориях.

15. Проектам ВИЭ, малой энергетики на 10 лет обеспечить фискальные преференции всех уровней. Практиковать на территории Республики совместные с промышленными предприятиями России и РД компании по производству инновационного оборудования, оснастки малой энергетики ВИЭ, по наи-более эффективным Европейским и Азиатским технологиям.

16. С учетом критической ситуации по энергообеспечению городов, практиковать использование автономных, децентрализованных газоэнергетические генерирующие модульные мощностя (200 кВт-1 МВт) для обеспечения локальных потребителей: домов, микрорайонов.

17. Определиться, квотировать бюджетное финансирование, озадачить ВУЗы по подготовке специалистов по технологиям ВИЭ, с гарантированным последующим их трудоустройством, а так же аттестацию и повышение квалификации уже работающих Гос. чиновников и специалистов в энергетической сфере.

18. Содействовать совместной с "Ростех" реализации проектов по утилизации парогидро-термальных рассолов, с добычей редкометальных элементов и энергетических проектов в АПК, с последующими инициативами по производству и переработке в конечную продукцию редкометальных элементов, с "реанимацией" предприятий электронной, теле - радио промышленности на территории РД.

19. Инициировать и сформировать под руководством Полномочного Представителя Президента РФ по СКФО, Министерства развития Сев. Кавказа, руководства региона и специалистов постоянно действующий Координационный Совет по регулированию взаимоотношений энергетических компаний с Федеральными и Региональными властями, Министерствами, ведомствами с контролем формирования и осуществления принятых решений, проектов, мероприятий в энергетике ВИЭ в целом по СКФО и в частности в Республике Дагестан..

20. Содействовать разработке и осуществлению пионерных проектов по выпасу МРС на горных территориях, с 2-3 месячным стойловым содержанием в зимний период, с базисом обеспечения эффективности проектов возобновляемыми источниками энергии и другими инновационными технологиями растениеводства на высвобожденных пастбищах с кормопроизводством, переработкой сырья МРС, КРС на горных территориях.

В качестве справки маленький, но весомый пример, где малая энергетика ВИЭ выступит базисом эффективности проектов:

Горный Дагестан - это 42 % территории республики, где проживает более 800 тыс. человек. В 29 Муниципальных районах со средней доходностью в 2,7 тыс. руб., с потреблением эл. энергии на душу населения 400 - 800 кВт. час в год и дотационностью районов в объеме 95 -100%, где безработицей охвачено до 60 % активной части населения, без учета работников бюджетной сфер (Характеристики из гос. Программы "Горные территории").

Очевиден анахронизм одного из "важнейших" экономических проектов региона - это "Отгонное животноводство", с его существенной экологической, социальной, экономической, миграционной, территориальной, межнациональной и коррупционной обремененностью, о чем неоднократно говорилось в докладах ученых экологов, биологов, экономистов ДНЦ и других экспертов, а так же специалистов с публикациями в СМИ и научных изданиях.

Стада овец республики уже насчитывает более 5 млн. голов (!). Под отгонное животноводство отведено более 1,2 млн. гектаров земель (причем, на горных территориях не используется и более 1,5 млн. га альпийских лугов: из-за затрудненности дневного перехода отар, отсутствия инфраструктуры и 2-3-х месячного снежного покроя в зимний период). Сезонные перегоны и перевозки - это более 1,5 - 1,6 млн. голов, с формированием до 200 как бы "ничейных" поселений на равнинных территориях. По заключениям отдельных ученных ДНЦ и специалистов, ежегодные сезонные "овечьи марафоны" в два конца дают потери более 8 тыс. тонн живого веса и десятки тысяч голов падежа МРС, от "неожиданных зимних и летних изменений погодных условий" и дефицита кормов. Более того, еще нужны дополнительное время и корма на восстановление потерь живого веса. По грубым подсчетам, это оценивается в более 4 млрд. рублей убытков ежегодно. Экологические обремененности, социальные издержки и "стоимость" межнациональных напряжений достигла критической точки. Ущербность проекта давно очевидна и ее решения требует кардинальных мер, но "бюджетная" кормушка так велика соблазнительна, что, видимо, отказаться от нее не так-то легко.

В нашем видении, проект "Отгонное животноводство" - это "мина" замедленного действия, активация которой по всем параметрам ежегодно наращивается, с общественно - политической турбулентностью.

Полагаю, необходимо принять за основу вышеозначенные предложения, с учетом того, что децентрализованная электроэнергетика, локальные, автономные технологии ВИЭ, создание инфраструктуры - это ОСНОВА устойчивого развития экономики территории в целом, и горных районов в частности, которая существенно и кардинально повлияет на стабилизацию не только социально - экономического положения, и малое предпринимательство - средний класс, опору государства, но и стабилизирует миграционные процессы с горных территорий на равнину и другие регионы России. Более того, как нам видится, если сформировать в горах равные равнинным зонам социальные и экономические условия и ряд преференций, то это инициирует, мотивирует и стимулирует вынужденных переселенцев к возвращению в горы.

Концепции и пионерные проекты, с практичными технологическими наполнениями и мероприятиями, которые позволят стабилизировать многие критические ситуации имеются давно. Базисом их осуществления являются ВИЭ (Возобновляемые источники Энергии). Надо, чтобы власть не только безмолвно слушала ученых и специалистов-практиков, но и услышала, поняла их, и руководствовалась в практической деятельности, на деле внедрив в жизнь научно-практические разработки, большинство из которых многие годы безуспешно предлагаются властям.

Экологические и социальные факторы, с коррупционным наполнением дискредитирующие саму идею гидротехнического строительства в Дагестане:

а) Необеспеченно исполнение Технико-Экономических Обоснований проектов строительства всех без исключения ГЭС в части социальной и экологической ответственности.

б) Десятилетиями сформированы многомиллиардные задолженности населению по компенсационным мероприятиям зон затопления под водохранилища и объектам инфраструктуры ГЭС.

в). Только до 30 % из заложенных в ТЭО ГЭС мероприятий обеспе-чены исполнением, в частности мелиоративные проекты территорий из водохранилищ ГЭС.

г). Десятилетиями качественные и количественные поставки эл. энергии потребителям не соответствуют требованиям ГОСТ, особенно в зимний период, не только в наиболее депрессивных горных территориях, но и на равнинах.

д). За последние два десятилетия мы все были свидетелями десятков фактов противостояния, пикетирования строительства ГЭС. Рэкет, похищение специалистов, убийства чиновников, посредни-ков, махровая коррупция - все это стало почти "нормой". Эти факторы сильно влияют на формирование негативных процессов, таких как социальное расслоение, несправедливость, неисполнение обязательств, рост общественно-политического напряжения, дестабилизирующие ситуацию, и дискредитируяпри этом гидротехническое строительство в глазах инвестора...

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Как правило, строительство и эксплуатация ГЭС имеют негативные влияния экологического характера на водные ресурсы, флору и фауну, а так же на среду обитания населения. Эти факторы накопились из-за проектных упущений, непрофессиональных решений и меркантильных интересов заказчиков и отсутствия контроля со стороны власти. . Они существенно приближают ситуацию к критической черте, то есть, к точке не возврата.

К примеру, из-за "пиковых" режимов использования мощностей ГЭС, с систематическим изменением русла реки турбулентностью водных расходов и из-за стабильной недостаточности во-ды в сезон нереста, уже более 40 лет, как разрушены исторические нерестилища и воспроизводство осетровых на реке Сулак.

Справочно: В историческом прошлом рыболовецкими артелями с берегов Сулака в первопрестольную, к царскому двору, в год поставлялось до 2 тыс. тонн красной рыбы и более 40 тонн черной икры.

-По той же причине (турбулентность расходов воды, изменение русла в низовьях реки) смыто более 30 тыс. гектаров сельхозугодий, кустарников и леса.

Более 40 лет ежегодно не выносится на поля более 3 млн. тонн взвешенных частиц, органических элементов, ранее выносимых вместе с поливом на поля. Теперь они безвозвратно оседают в водохранилищах ГЭС. Там же, разлагаясь, остается большая часть верхнего плодородного слоя (гумус), смываемый дождями в реки с территорий склонов водосборного бассейна, (до 18 млн. тонн в год), которые ранее в основном также являлись естественными кормами для рыб и водоплавающих птиц.

- При больших напорах, при сбросах воды на турбины высоконапорных ГЭС, эффектом кавитации на молекулярном уровне вода теряют атомы кислорода, и в совокупности с разлагающимся гумусом и отходами жизнедеятельности жителей более 1400 не канализованных сел и аулов,

- Десятки тысяч тонн отходов, вместе с сотнями трупов животных разлагаются в водохранилищах ГЭС. Сулакская вода серьезно "больна", а ею в качестве питьевой обеспечивается большая часть населения республики.

- Водохранилища являются собственностью государства и они, вследствие вышеперечисленных факторов, на 30-40 лет раньше проектных сроков заиливаются, уменьшая емкость и эффективность ГЭС в т.ч. и налоговую базу в перспективе.

- В то же время, не формируется галечник (в т.ч. один из элементов условий нереста), в низовьях русел рек, не очищается, не обновляется морской песок в устье Сулака.

- Кроме того, формируются множество отрицательных факторов, влияющих на качество плодово-ягодных культур. Главная причина кроется в повышения влажности воздуха на прилегающих к крупным водохранилищам горных территорий.

-На лицо упущения периода изысканий и проектирования, отсутствия государственной политики, контроля и координации развития гидротехнического строительства. При этом монополисты всегда во всем отбирают "вершки", а Дагестану и его населению достаются "несъедобные" корешки.

-Недостаточность энергетических мощностей и других альтернативных видов топлива, в совокупности с другими факторами привело к уменьшению лесистости территории Республики, особенно горных районах в результате вырубки на топливо и в качестве строительного материала.

За последние 120 лет, лесистость территории сократилась с 24,2% до 6,5-7,2%. Леса и лесистость, это не только дрова и стройматериалы, это еще "легкие" природы, это сбалансированность водных режимов дебита рек, это еще устойчивость травостоя на склонах гор.Тают ледники, мелеют и "болеют" реки в результате подарков "цивилизации".

Все эти отрицательные факторы способствуют смыву верхнего плодородного слоя (гумуса) с горных плато и склонов примерно 18 млн. тонн ежегодно, при этом они еще провоцируют ветровую эрозию с усилением оползневых явлений на более 120 опасных массивах, расположенных в непосредственной близости от многих аулов. Такая ситуация спровоцировала исчезновение, с занесением в "красную книгу",множество растений, видов насекомых и животного мира. Создатель даровал гармонию в природе, а человек, Его высшее творение, своим невежеством разрушает ее, приближая к критической черте свое существование.

В целом, экономические и социальные упущения, экологические обремененности, недополученные доходы, фискальные интересы республики, сформированные вышеозначенными факторами в электроэнергетике на территории РД, при независимой экспертизе, могут быть оценены примерно в объеме 25-30 млрд.рублей ежегодного упущенного дохода, нанесенного ущерба (в том числе экологии и АПК) и убытков. Они при политической воле Власти и профессионализме чиновничества, актуализации и оптимизации ситуации, весьма существенно и положительно повлияли бы не только на экономику и бюджет развития территории РД, но и стабилизацию общественно-политической ситуации и, в первую очередь, для развития горных территорий и их жителей, горцев.

Стабилизация всех издержек с их актуализацией и оптимизацией существенно снизит тарифную политику и повысит налогооблагаемую базу конечной продукции - производство электроэнергии, его потребление с стабилизацией экологической ситуации.

ОТ РЕДАКЦИИ:

В качестве журналиста я более 30 лет знаком с Гаджиевым Г.А. Знаю его не только в качестве профессионала высокого уровня, ради общего дела (успешного строительства Ирганайской ГЭС, отказавшегося от карьерных амбиций), но общественного деятеля, болеющего душой за будущее Дагестана. На фоне многих дежурных выступлений и вымученных докладов некоторых участников Круглого стола, выступление Гаджиева Г.А. выгодно отличалось не только своей эмоциональностью, но и конкретикой, а так же глубоким знанием темы. Приведенные тезисы и выдержки из доклада Гаджиева Г.А. раскрывают причинно-следственную связь, сложившейся депрессивной ситуации, особенно по горным территориям, а также механизм осуществления, в рамках и на базе ряда ФЦП, приоритетных проектов Главы Республики.

Практическое воплощение в жизнь проектов, предлагаемых Корпорацией "ВАТАН" позволит не только поднять экономику Республики, но и практически решить проблемы экологического, социального, аграрного, межэтнического, земельного, миграционного, но и, конечного, общественно-политического характера, накопившиеся в жизни Дагестанского Общества за последние десятилетия.

Корпорация "ВАТАН" не только предлагает профессионально составленные, но и экономически выверенные проекты, у него есть и что представить из практических дел. Так, через децентрализованные энергетические проекты ВИЭ и малое предпринимательство, с приоритетностью развития горных территорий и обеспечением финансирования базовых проектов в энергетике суммарной мощностью малой энергетики до 1 тыс. МВт, определенных Соглашением Правительства РД - РПИФ - Корпорация "Ватан" от 22 апреля 2014 г., предусмотрено поступление первого транша инвестиций в октябре этого года, которыми за полтора года так и не заинтересовалось Правительство РД.

Вопиющим является тот факт, что Республика Дагестан, как субъект Российской Федерации, со своей Конституцией, Парламентом, со всеми ветвями региональной и Центральной власти, не имеет никакого экономического влияния на электроэнергетику, газовую и нефтяную отрасли, более чем успешно функционирующие на своей территории в пользу монополистов. Даже шельфовые залежи нефти, прибрежные к Дагестанской территории, с молчаливого согласия бывших руководителей республики переданы под юрисдикцию Астраханской области. О какой самодостаточности экономики и автономности территории может идти речь, тогда как эти ресурсы, как и для других регионов, так и в целом для России, являются базисными, основополагающими?

Неужели прав остроумный Гаджиев Г.А. утверждающий в качестве невеселой шутки: для России Дагестан как "чемодан без ручки" - выбросить жалко, а нести неудобно?

Иначе как можно оценить ситуацию, когда стоят мощности даже предприятий ВПК, в результате деятельности которых в советскую эпоху Дагестан по многим показателям опережала даже некоторые Союзные республики?

Из-за большого «доверия» Центра у республики, то есть у региональных властей, нет никаких рычагов, которыми она (региональная власть) могла бы влиять на основополагающие факторы экономики в целях своего развития. Согласитесь, подачками не решить те серьезные проблемы, что возникли при попустительстве или даже по вине самого Центра.

В концептуальном видении Корпорации "Ватан" одним из основных базисов является не только "реанимация", но и настоящее развитие горных территорий, давших Республике большинство крупных политических, общественных, религиозных деятелей и спортсменов, где пока еще теплится жизнь, сохранены основы основ многонациональной культуры, истории, религии, эпоса, фольклора, горной архитектуры, уникальных народных промысел, террасного садоводства, которым много тысяч лет. Как утверждает Гаджиев: "Потеряем" горы - потеряем Историю, генетические корни народов и будущее подрастающего поколения, с перспективой всеобщего вырождения (манкуртизация).

Если мы хотим выйти из оскорбительных, дотационных подаяний и экономической нищеты, то Инициативы по формированию перспективных про-ктов по сырьевой базе своих территорий, с их "привязкой" к потенциалу энергетических ресурсов, с созданием условий инвестиционной привлекательности, в первую очередь должны проявлять Главы Муниципальных Образований, Администрации, депутаты районов и сельских поселений, общественность, предприниматели. Это очень важно, и Корпорация "Ватан" готова не только к диалогу, но к взаимовыгодному сотрудничеству.

А что же Власть? За последние двадцать лет, редко - какой чиновник, не говоря уже о руководителях, в своей деятельности руководствовался Законом, защищал интересы Государства и работал в интересах народа. Именно поэтому большинство промышленных предприятий, за редким исключением, стоят, в лучшем случае в них функционируют предприятия торговли, а многие разрушены и их территории превращены в жилые массивы. И в этих "прихватизационных" делах ударную роль сыграли чиновники высокого уровня, растащившие по семейным и клановым «пещерам» достояние республики.

К счастью, если верить речам нынешних руководителей республики, власть борется с коррупцией и старается наладить промышленное производство, борется за внешнюю и внутреннюю чистоту своих рядов, используя для этого даже мобильную авиацию (вертолеты).

Но, как известно, Правители приходят и уходят, а Дагестан - Страна гор - вечен, и в нем жить нынешним и будущим поколениям дагестанских народов. Главные наши "оппоненты" (считай враги) - это тотальная коррупция, кумовство и невежество (непрофессионализм) управленцев от власти.

Чудовищное социальное расслоение населения, высокая степень безработицы, отсутствие социальных лифтов, обостренное чувство справедливости и собственного достоинства у молодежи и правовой нигилизм, проявляемый как "золотой" молодежью, так и многими работниками правоохранительных органов - вот основные факторы, формирующие напряжение и радикализм в нашем обществе. Поэтому крайне необходимо для жителей горных районов сформировать приемлемые для нормальной жизни и трудовой деятельности условия, как об этом говорит Гаджиев Г.А.Иначе наши прекрасные горы окончательно опустеют, а сотни тысяч человек станут "понаехавшими" даже на своей малой Родине.

Могу сказать: не смотря на тяжелые условия горцы Дагестана не только живут, но они рожают и воспитывают прекрасных сыновей и дочерей, бережно сохраняя при этом самое дорогое наше достояние: самобытную культуру, историческую память древних народов, уникальные языки и любовь к Родине.

Проблемы гор и горцев через различные теоретические программы искусно забалтываются и обворовываются десятилетиями, и чем дольше политики занимаются "разговорным жанром", тем больше горцев бегут из родных мест, с каждым "новосельем" не только оголяя горные территории, но и перегружая равнинную инфраструктуру, не готовую к такой социальной нагрузке, и обостряя при этом межнациональные отношения, хотя никто из горцев свой участок на равнине для строительства дома не получают "просто так", или за "спасибо".

Сложившаяся ситуация фактически является миной замедленного действия, которая плавно и закономерно переходит в политическую турбулентность, радикализм, экстремизм и всякого рода не санкционированные митинги и голодовки, за которыми, при внимательном рассмотрении, оказываются политики, мечтающие приблизиться к бюджетной кормушке или же "не справедливо" отодвинутые от нее..

Исторически и социально в переселении людей с гор нет ничего нового, через это прошли и проходят многие народы и государства, хотя кое-где это закончилось трагическим исходом и для элиты, и для простых людей. Наблюдая симптомы "болезни" в Дагестане, как мне кажется, нас готовят для жесткой «беседы» со старыми «историческими граблями".

Поэтому можно констатировать: будущее Дагестана и дагестанских народов напрямую зависит от адекватности и честности нынешних руководителей республики, хотя результаты их деятельности, наверное, могли быть лучше, если бы занимались не только «культур-мультур», но и экономикой.

А на создателей предыдущих властных пирамид надежды не было, ибо они сами участвовали в разграблении богатств Дагестана, в том числе и земель отгонного животноводства.

 

 

Алисултан ГАЗИМАГОМЕДОВ,

редактор газеты «ДАГЕСТАНЦЫ».

Выпуск №111. Сентябрь 2015 г.

 

Прочитано 2659 раз Последнее изменение Четверг, 24 февраля 2022 14:57

Новости - изменения в законодательстве