Пресса о Гильдии
  • Регистрация
Четверг, 25 сентября 2014 23:09

Гильдии строителей СКФО – 5 лет! (публикация в журнале "ПРОДЖИ")

Оцените материал
(0 голосов)

НП СРО «Гильдия строителей СКФО» отмечает в этом году 5-летний юбилей. В своем интервью журналу «Проджи» руководитель организации Али Шахбанов подвел итоги работы за этот период, обозначил задачи, стоящие перед Гильдией строителей CКФО сегодня, и поделился планами на будущее.
Генеральный директор, заслуженный строитель РД, почетный строитель РФ Али Шахбанов знает о саморегулировании все. Он стоял у истоков процесса перехода от лицензирования к саморегулированию строительной отрасли. Возглавляемая им организация в свое время стала первой СРО в СКФО и двадцать восьмой в РФ, включенной Ростехнадзором в Государственный реестр саморегулируемых организаций. Сегодня Али Шахбанов – член Совета НОСТРОЙ, занимающий активную позицию в техническом регулировании и разработке профессиональных стандартов в строительстве. В своем интервью корреспонденту «Проджи» он отметил достижения и ключевые моменты, мешающие дальнейшему развитию института саморегулирования.

– Али Баширович, вы с первых дней создания института саморегулирования являетесь его активным приверженцем и уже почти 5 лет – членом Совета Национального объединения строителей. Что удалось сделать за это время и какие проблемы еще остались не разрешенными?


– Мы уже накопили достаточный опыт саморегулирования и можем констатировать, что саморегулирование стало неотъемлемым элементом экономических отношений. А накопленный опыт позволяет нам проанализировать и недостатки сложившейся системы саморегулирования в строительстве, определить направления совершенствования данной системы.
За этот период создано Национальное объединение саморегулируемых организаций, которое следит за соблюдением общественных интересов СРО, обеспечением представительства и защиты его интересов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, налаживает взаимодействие СРО с органами власти, занимается обсуждением и формированием предложений по вопросам государственной политики в области строительства, защиты интересов СРО. Также хочу отметить значимую роль Министерства строительства и ЖКХ РФ, которое занимается государственной политикой в области строительства.
Созданы координационные, экспертные советы по взаимодействию Национального объединения СРО с Госдумой, Правительством РФ, с Министерством регионального развития РФ, с Министерством строительства и ЖКХ РФ. Подписаны соглашения о взаимодействии в области строительства со многими регионами – это, безусловно, является большим успехом системы саморегулирования и строительной отрасли в целом в Российской Федерации.
Однако есть много нерешенных вопросов в развитии института саморегулирования, в градостроительной политике, и в этих направлениях Национальным объединением саморегулируемых организаций ведется планомерная работа. В регионах СРО стали одним из главных участников на поле взаимодействия бизнеса, исполнительных органов с муниципальными органами и потребителями строительных услуг, создавая необходимые условия для успешного функционирования.
Благодаря институту СРО сформированы система защиты третьих лиц от причинения вреда вследствие недостатка работ, система Третейского судопроизводства, система защиты интересов заказчика и каждого из членов саморегулируемых организаций. Члены СРО улучшают качество выполняемых работ, повышают квалификацию специалистов, заявленных на виды работ, путем применения стандартов СРО, сертификации работ, делают строительный рынок более прозрачным (за счет информационной открытости), стандартизированным и регулируемым, обеспечивая взаимоотношения между заказчиками и подрядчиками, делая шаги к развитию взаимозависимой координации.
Сегодня, когда вступление в СРО стало жизненно необходимым для многих организаций, от каждой из них зависит репутация всей саморегулируемой организации, которая, в свою очередь, отвечает за каждого из них за счет созданного компенсационного фонда. Конечно же, репутация СРО должна отражаться на каждом из ее членов.
Можно с уверенностью сказать, что функционирование строительной отрасли в Дагестане напрямую зависит от эффективной работы саморегулируемых организаций. Однако проблемы инвестиций в отрасль, издержек ведения бизнеса, непонимание роли саморегулируемых организаций со стороны чиновников разных уровней, низкий уровень взаимодействия с органами власти замедляют процесс внедрения института саморегулирования в республике.
Глава Республики Дагестан, руководители городов и районов, министры отчитываются о своей работе, называют количество построенного жилья, объектов соцкультбыта, сельхозназначений. Все это претворяет в жизнь строитель. Соответственно, у всех руководителей со строителями должно быть тесное взаимодействие. Это взаимодействие должно осуществляться через саморегулируемые организации, через создание координационного Совета по развитию отрасли и взаимоотношений между участниками строительного рынка. Роль СРО в развитии экономики республики очевидна, и, безусловно, наша совместная работа с органами власти обеспечит ее эффективное и устойчивое развитие.


– Как обстоят дела в строительном комплексе республики? Какова инвестиционная привлекательность отрасли в целом?


– Наша республика относится к числу инвестиционно привлекательных регионов России. Более половины всей инвестиционной активности республики сосредоточено в двух крупных отраслях – строительстве (32,1% общего объема инвестиций в основной капитал) и производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (24,5%). Эти виды деятельности в Дагестане чаще всего финансируются за счет средств бюджетов различных уровней. Темпы жилищного строительства на протяжении последних десяти лет ежегодно растут.
Я являюсь экспертом Агентства стратегических инициатив Министерства регионального развития РФ и хочу сказать, что руководство республики уделяет огромное значение вопросам привлечения инвестиций в Дагестан. Разработана «Инвестиционная стратегия Республики Дагестан до 2025 года», сформирован план мероприятий по ее реализации, утверждена «дорожная карта».
Предусмотрены крупные инвестиции в объекты социального назначения: детские сады, школы, объекты здравоохранения, жилье, инфраструктуру, объекты строительной индустрии, промышленности. Планируется реконструкция Махачкалинского морского порта и уже начаты работы по реконструкции аэропорта, сети автомобильных дорог и мелиоративных систем.
Последовательная реализация приоритетных проектов Главы Республики Дагестан и строгое выполнение мероприятий «дорожной карты» по внедрению Стандарта «Инвестиционная стратегия Республики Дагестан – 2025», придание деятельности в сфере строительства единого вектора развития, обеспечение единой методологии и правильной постановки задач в развитии отрасли, широкое распространение современных технологий, координация привлечения инвестиций в отрасли, снижение избыточных административных барьеров в градостроительной деятельности позволят привлечь инвесторов и поднять экономику республики на качественно новый, достойный уровень.


– Какие меры помогут нашим строителям достичь высоких показателей ввода жилья и снизить цену квадратного метра?


– Сейчас в структуре стоимости 1 кв. м жилья 40­50% составляют затраты на присоединение инженерных коммуникаций, на разрешительные документы, стоимость земли и «коррупционная составляющая». Стоимость самого дома и его отделки в этой шкале не превышает 35­40%. Решение этих вопросов позволит снизить стоимость 1 кв. м жилья в республике до 18­25 тыс. руб. При этом необходимо стимулировать участников строительства, развивая ипотеку, привлекая систему сберегательных касс, кредитно­потребительских кооперативов, обществ взаимного страхования с обеспечением доступа к «длинным деньгам» с минимальной процентной ставкой, используя механизмы государственно­частного партнерства, обеспечивая комплексное освоение территорий.


– Вы не раз поднимали вопрос о дефиците квалифицированных кадров в отрасли. Какова ситуация на сегодняшний день?


– Повышение профессионального уровня специалистов всегда являлось одной из главных задач совершенствования строительной отрасли. Результаты проведенных нами опросов потенциальных работодателей выявили их существенную неудовлетворенность качеством подготовки выпускников системы начального и среднего профессионального образования. В то же время отсутствие гарантированных заказов со стороны государства и инвесторов не позволяет работодателям содержать в штате организации квалифицированных рабочих и специалистов – как следствие, работодатели не заинтересованы в формировании заказов на подготовку нужных им специалистов на перспективу, прибегают к услугам неквалифицированных мигрантов, а наша молодежь остается нетрудоустроенной.
Выходом из этой ситуации, на мой взгляд, является создание системы специализированных по отраслям экономики образовательных учреждений начального профобразования с ресурсными центрами по подготовке и переподготовке кадров, представляющих собой инновационные центры нового поколения, оснащенные современной учебной базой и обеспечивающие высококачественную подготовку кадров рабочих профессий с использованием инновационных образовательных программ и технологий. Учитывая возрастающую инвестиционную составляющую в экономике нашей республики и трудоизбыточность региона, нужно создавать организационно­правовые и экономические механизмы развития системы подготовки высококвалифицированных кадров с целью их трудоустройства – как на создаваемых рабочих местах в республике, так и в других регионах России, где имеется дефицит трудовых ресурсов.


– В послании Главы Республики Дагестан Народному Собранию РД поставлены задачи по строительству и вводу в эксплуатацию качественного жилья, объектов социальной инфраструктуры, по выпуску инновационных строительных материалов на территории нашей республики. Что вы можете сказать по данному поводу?


– Безусловно, качество построенных объектов обеспечивает безопасность наших граждан. На качество работ влияют человеческий фактор (о квалификации кадров мы говорили выше), качество строительных материалов, изделий и конструкций и применяемые новые технологии строительства.
К сожалению, законодательно эти вопросы не урегулированы. Нам необходимо вопросы контроля качества применяемых строительных материалов, изделий и конструкций, внедрения новых технологий решить на региональном уровне путем разработки и принятия региональных нормативных градостроительных документов. В этом направлении нами ведется работа с Правительством РД, Национальным объединением строителей, Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ РД, Министерством образования и науки РД.
Хотелось бы отметить, что первые шаги по выпуску качественных строительных материалов сделаны. Так, на сегодняшний день Гильдия поддерживает проект «Доступное жилье» строительной компании ЗАО ХК «ТРАНССТРОЙ» – члена нашего Партнерства, в рамках которого запущен завод по производству строительных материалов по технологии «Несъемная опалубка». Данный проект включен в план мероприятий по реализации одного из приоритетных проектов Главы республики – «Новая индустриализация» на 2014 год.
У строительного сообщества осталось много нерешенных вопросов. Это, прежде всего, административные барьеры, ценообразование, участие в госзакупках, доступ к среднесрочным и долгосрочным кредитам, отсутствие территорий для их комплексного освоения и т. д. Чтобы решить поставленные руководством республики задачи, необходимо взаимодействие и консолидация всех заинтересованных в развитии строительного комплекса сторон. В первую очередь, органов государственной исполнительной власти, саморегулируемых организаций и работодателей, образовательных организаций всех уровней подготовки.

 

Журнал "ПРОДЖИ"

 

Прочитано 1206 раз Последнее изменение Пятница, 26 сентября 2014 00:06