Новости строительства и ЖКХ
Среда, 22 апреля 2015 12:29

Минстрой защитит компфонды СРО и введет персональную ответственность инженеров

Оцените материал
(0 голосов)
На II Всероссийском съезде Национального объединения изыскателей и проектировщиков замминистра строительства России Юрий Рейльян представил позицию Минстроя по ключевым вопросам системы саморегулирования.

 В выступлении Юрия Рейльяна прозвучали многие неожиданные и жесткие заявления:

- Принимая изменения в законодательстве и вводя систему саморегулирования в строительстве, мы ставили перед собой несколько целей: снижение роли государства в регулировании профессиональной деятельности, уход от лицензирования, снижение бюрократизации и формализации процесса, улучшение качества выдачи допусков и оценки профессиональной деятельности. Но все эти задачи в полной мере не достигнуты. Минстрой, являясь союзником СРО и Нацобъединений, получает систематические замечания от Правительства России о том, что нужно еще очень многое сделать.

Для этого мы, работая все вместе, приняли целый пакет поправок, в том числе те, которые позволяют усилить ответственность СРО за своих членов и роль Национальных объединений. Кроме того, 10 апреля утверждена форма единого реестра членов СРО – они будут сквозные для Нацобъединений и Ростехнадзора. И сейчас наша основная задача – в ближайшие месяцы завершить формирование этих реестров.

Компфонды СРО: строжайший учет и контроль

Что касается компенсационных фондов СРО, мы внесли в ГосДуму проект,  он уже прошел первое чтение, и сейчас с участием НОСТРОя, НОПРИЗа, профильного комитета Госдумы и Совета Федерации мы ведем активное обсуждение второй редакции законопроекта. До конца второго квартала мы должны завершить работу по нормализации ситуации с компфондами. Если мы это не сделаем, это сделают за нас. В связи с этим хочу дать несколько советов руководителям СРО.

Первое: размещайте средства компенсационных фондов в банках, надежность которых не вызывает сомнения. Разберитесь, где у вас лежат деньги, пока не начали разбираться за вас.

Второе: очень внимательно отнеситесь к тому, как распоряжаться этими средствами. До принятия каких-либо поправок также настоятельно рекомендую вам не заниматься опасным инвестированием, особенно в условиях непростой экономической ситуации.

Средства компенсационных фондов имеют специальную природу, они предназначены для одной главной цели – обеспечение ответственности в случае ее наступления. Предложения Минстроя согласованы с правительством Российской Федерации, и мы готовим поправки, расширяющие ответственность саморегулируемых организаций за деятельность своих членов. Речь идет о том, чтобы установить субсидиарную ответственность за действия генеральных подрядчиков в рамках заключенных госконтрактов, если такие контракты заключены по результатам конкурса. Речи идет об ответственности по гражданско-правовым сделкам, то есть, по всем видам ответственности, указанным в контракте между заказчиком и генподрядчиком. Это наименьшее, что мы могли предложить правительству в отношении ответственности СРО, хотя изначально предложения были гораздо более жесткие.

Кроме того, мы ведем серьезную дискуссию по размещению средств компфондов. Предполагаем, что правительством в качестве поправок в закон будет рекомендована норма, когда средства компфондов располагаются на спецсчетах, режим которых мы будем согласовывать с Центральным Банком. То есть, будет специальный порядок размещения этих средств в банках, отвечающих критериям, определенным правительством России.

Более того, Минстрой предлагает предоставить право Ростехнадзору – и правительством это поддержано – получать сведения о наличии средств и движении средств компфондов по этим спецсчетам. Это очень серьезная норма, касающаяся  банковской тайны. Мы руководствуемся тем, что это не просто вклады частных лиц, это возможная ответственность СРО за деятельность своих членов. Убежден, что и правительством, и законодателями это предложение также будет поддержано.

Все эти поправки в ближайшее время будут утверждены в правительстве и внесены в Государственную Думу.

Инженер ответит за всё

Следующий этап нашей совместной работы - переход к профессиональной деятельности. Поэтому Минстрой будет настаивать на том, чтобы Национальные объединения получили доступ к кадровому составу не только саморегулируемой организации, но и компаний, входящих в состав СРО. Мы определим, как сохранить персональные данные  и понять, где же работают те самые профессионалы, наличие которых позволяет выдать компании допуски к видам работ. Уверен, что эту работу мы сможем выполнить в 2015 году.

Еще один шаг Минстрой будет  инициировать в ближайшее время, предполагая также выполнить эту работу в 2015 году,  - это установление специальной правосубъектности для инженеров, осуществляющих свою деятельность. Речь идет о восстановлении института ГИПов и ГАПов, о том, чтобы подтверждать профессиональную квалификацию инженера и установить ответственность за его деятельность – не только компании, где он работает в качестве сотрудника, но и его самого как профессионала, который подписывает документы и принимает решения, в том числе, влияющие на безопасность сооружений.  Предполагаю, что мы это сделаем в 2015 году, в том числе, установим специальную правосубъектность инженера.

В качестве первого этапа мы будем предлагать введение сертификации для конкретных физических лиц. Второе – это возможность установления страхования профессиональной ответственности инженера – один из них в силу опыта может отвечать за объекты в 5 млрд рублей, а другой – не более 100 тысяч. По нашему мнению, тогда только можно будет говорить о профессиональной деятельности инженеров, проектировщиков, архитекторов как физических лиц.

Соответственно, в случае принятия неправильного решения можно ставить вопрос о том конкретном специалисте, который это решение принял, возможно, с приостановкой его сертификата и, соответственно, с невозможностью дальше исполнять эту деятельность. Поэтому мы будем вносить такие поправки, обсуждать их вместе с профессиональным сообществом, но, по мнению Минстроя, только такие шаги позволят навести порядок и принимать качественные решения.

Кроме этого, Минстрой будет активно работать по поддержке национальных объединений для того, чтобы разработать и утвердить типовые формы контрактов. Не хотелось бы больше встречать контракты из 14 страниц на объекты в десятки миллиардов рублей. Нужно добиться, чтобы заказчик стал инвестором – то есть, его дело заплатить, а деятельность профессионалов должна способствовать тому, чтобы качество выполняемых работ по изысканиям, проектированию и строительству не падало, а только росло. Поэтому деятельность сертифицированных инженеров позволит персонифицировать ответственность и добиться строительства качественных объектов.

Минстрою деньги Нацобъединений не нужны

Следующее – это так называемое предложение Минстроя Нацобъединениям выделить по 100 миллионов рублей на нужды Минстроя. Действительно, мы просили нацобъединения выделить средства для решения ВАШИХ задач. Мы эти деньги не возьмем и даже не будем указывать, куда их тратить.

Что касается денег НОПРИЗа, то анализируя федеральную адресную инвестиционную программу, мы увидели очень забавные вещи: стоимость одинаковых по функциям и площади объектов различается в разы или вообще в десятки раз, и огромное количество бюджетных средств тратится неразумно. Поэтому блок типового проектирования, по нашему мнению, становится ключевым.

Хочу сразу вам сказать: это не попытка лишить проектировщиков возможности заработать. Понимаю ваши опасения, что, получив доступ к разработанному вами проекту, мы начнем его тиражировать. Конечно, можно один раз разработать проект, а потом, несколько раз его дорабатывая, получать адекватные средства. А можно разработать типовой проект и в дальнейшем получать средства за его поддержание, привязку и модификацию. Эта работа требует значительно меньше времени, но зато является постоянной.

Мы видим необходимость направления средств НОПРИЗа на решения этих задач. Мы хотим, чтобы вы разработали свой собственный стандарт по типовому проектированию. Более того, мы настаиваем, чтобы типовое проектирование в Российской Федерации с 2015 года осуществлялось в режиме объемного проектирования. Уведомляю вас, что если это решение не будет принято вами, оно будет принято Министерством строительства. Поэтому у вас есть достаточно времени, чтобы в 2015 году к этому подготовиться и перейти на современные способы проектирования, чтобы нам больше не обсуждать, что такое электронная форма проекта. XXI век на дворе, стыдно не уметь это делать!

Информации много не бывает

Еще одна важная вещь, которой мы будем заниматься – это фонды инженерных изысканий. Очень тяжело идет процесс обсуждения судьбы фонда инженерных изысканий в правительстве, у нас мало союзников, идет жесткая дискуссия с Минэкономразвития, где заявляют, что больше ничего не надо, что все необходимые изыскания есть, и с ними нужно только правильно работать. Надеюсь, что вы не поддерживаете эту точку зрения. По нашему мнению, если не предпринять серьезных шагов, мы утратим значительную часть данных этих фондов.

Минстрой вносит соответствующие изменения в законодательство, в которых просит определить инженерные изыскания, необходимые при планировке территорий. Эти поправки сейчас проходят общественное обсуждение, мы надеемся на ваше профессиональное мнение и обязуемся его учитывать.

И последнее: у нас в отрасли не существует ни одной информационной системы, которая позволяла бы качественно и эффективно обращаться ко всей документации в строительном комплексе – к результатам изысканий, к проектной документации, ко всей другой градостроительной информации. Мы не можем даже узнать о количестве разрешений на строительство, выданных в Российской Федерации за определенный период времени. Считаю это недопустимым. По нашему мнению, существование информационной системы обеспечения градостроительной деятельности существенно поможет в решении тех задач, о которых мы сегодня говорим. Я также рассчитываю здесь на вашу поддержку.

Минстрой предлагает создать трехуровневую информационную систему в соответствии с нынешним построением органов власти. Основная нагрузка ложится на муниципалитеты, второй уровень – это субъекты Федерации, третий уровень – федеральный, где собирается только аналитическая информация для принятия решений. И данные по инженерным изысканиям, как архивные, так и текущие, должны также формироваться в этой информационной системе. Предполагаю, что все необходимые решения будут приняты правительством Российской Федерации в этом году, и мы сможем приступить к построению этой системы и формированию реальной информации для градостроительной деятельности.

Елена Шинкоренко

http://ancb.ru

Прочитано 1550 раз

Новости - изменения в законодательстве