Новости строительства и ЖКХ
Вторник, 12 ноября 2013 10:19

Банковские гарантии в контрактной системе

Оцените материал
(1 Голосовать)

Вступающий в силу с 1 января 2014 года Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» существенным образом изменит текущий порядок в части обеспечения заявки и обеспечения контракта. Банковская гарантия исполнения обязательств в контрактной системе получит новое применение, а связанные с этим действия участников закупок усложнятся. Итак, что нового?

Не только залог

Новым законом участнику закупки предоставлена возможность обеспечить заявку на участие в торгах не только в виде денежных средств, но и в виде банковской гарантии. Правда такая возможность есть исключительно при проведении конкурсов и закрытых аукционов. Участие в электронных аукционах по-прежнему обеспечивается только путем внесения денежных средств.

Размер обеспечения заявок по Закону 44-ФЗ составляет от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта или 1% при проведении аукционов, цена которых не превышает 3 млн. рублей.

Обеспечение исполнения контракта

Обеспечение, как и раньше, может быть предоставлено в виде банковской гарантии исполнения контракта (только уже исключительно от банка) или в виде денежных средств, вносимых на счет заказчика. Выбор способа обеспечения определяется участником закупки самостоятельно.

Банковская гарантия исполнения обязательств должна быть безотзывной и содержать ряд обязательных условий, таких как: сумма гарантии, срок действия, обязанности принципала по контракту и др. При этом банки будут лишены возможности вносить в текст гарантии какие-либо отлагательные условия. Правительством РФ устанавливается перечень документов, который заказчики (бенефициары) обязаны будут предоставить в банк одновременно с требованием об уплате суммы по банковской гарантии. Данный перечень также включается в текст гарантии. Перечень является закрытым, и банки не будут иметь право требовать с заказчиков дополнительные документы сверх перечня.

Размер обеспечения

В новом законе базовый размер обеспечения контракта составляет от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта (НМЦ). Если НМЦ превышает сумму 50 млн. рублей, размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 10 до 30% или соответствовать размеру аванса (при его наличии и превышении 30% НМЦ). Принципиально новым в контрактной системе является появление особого требования к размеру обеспечения контракта в случаях значительного снижения НМЦ участником закупки.

Антидемпинговые меры

Если начальная (максимальная) цена контракта составляет более 15 млн. рублей, а цена контракта была снижена участником закупки на 25 и более процентов, то размер обеспечения увеличивается в 1,5 раза от величины обеспечения, указанной в закупке.

Например: НМЦ составляет 15,5 млн. рублей. Документацией о закупке предусмотрено обеспечение в размере 30% от НМЦ. Цена контракта, предложенная победителем закупки 11,470 млн. рублей (снижение 26%). В этом случае размер обеспечения составит 45% от НМЦ, а именно 6,975 млн. рублей.

Для случаев, когда начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 млн. рублей и менее, а цена контракта была снижена участником закупки на 25 и более процентов, предусмотрена возможность обойтись без увеличения в 1,5 раза размера обеспечения исполнения контракта. Для этого достаточно предоставить информацию, подтверждающую добросовестность участника закупки.

Подтверждение добросовестности участника закупки

Подтверждением добросовестности служит наличие в реестре контрактов информации о выполнении (без штрафов и пеней) в течение не менее чем одного года до даты подачи заявки трех контрактов. Если таких контрактов четыре и более, то из них без штрафов и пеней должно быть исполнено не менее 75%. При этом, в обоих случаях цена хотя бы одного из исполненных контрактов должна быть не менее 20% цены, по которой участник собирается заключать контракт.

Во избежание негативных последствий участникам закупок необходимо уделить особое внимание вопросу оформления обеспечения исполнения контракта и подтверждения добросовестности. При проведении конкурса указанная информация должна быть представлена в составе заявки, а в случае проведения аукциона - предоставлена заказчику вместе с подписанным контрактом. Выявление недостоверности представленной информации в случае с конкурсом влечет к отклонению заявки, а в случае проведения аукциона приводит к признанию участника уклонившимся от подписания контракта.

Требования к банкам

Для обеспечения заявок и исполнения контракта будут приниматься банковские гарантии только тех банков, которые включены в перечень, предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса РФ. В ней устанавливаются определенные требования к банкам. В частности, размер собственных средств (капитала) банка должен быть не менее 1 млрд. рублей. Министерство финансов РФ ежемесячно публикует список банков, соответствующих положениям данной статьи Налогового кодекса.

Реестр банковских гарантий

С 1 января 2014 года вся информация о выданных банковских гарантиях исполнения контракта и обеспечения заявок должна быть внесена в специальный реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе.

Банк, выдавший гарантию, в течение одного рабочего дня, следующего за выдачей, обязан разместить информацию о гарантии в системе и подписать документы и иную представленную информацию усиленной электронной подписью.

В заключении нельзя не отметить, что банковская гарантия в контрактной системе претерпела существенные изменения. Компании, участвующие в государственных закупках, вынуждены будут уделить особое внимание данному аспекту, чтобы избежать для себя негативных последствий. К примеру, незапланированная необходимость увеличить в 1,5 раза сумму по банковской гарантии исполнения контракта может вызвать у компании серьезные трудности, а порой возможности выполнить данное требование может вовсе не быть.

Нововведения должны положительно сказаться на системе госзаказа в целом. Однако эффективность новых мер во многом будет зависеть от работы банков и единой информационной системы реестра банковских гарантий, от того, насколько оперативным и корректным будет обмен данными между банками и системой.

Автор - ООО СБ "АСПЕКТ"

Перечень Минфина

С 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данный закон существенно сужает круг банков, которые смогут предоставлять в пользу государственных и муниципальных заказчиков банковские гарантии. Перечень банков будет определять Министерство финансов Российской Федерации, основываясь на данных Центрального банка России.

Банковский список Минфина

С 1 января 2014 года в обеспечение исполнения контракта будут приниматься банковские гарантии только тех банков, которые включены в перечень, предусмотренный пунктом 4 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ. Данная статья, в том числе, устанавливает требования к банкам в части величины собственных средств (капитала), которые должны быть не менее 1 миллиарда рублей. На основании данных Центрального банка России Министерство финансов ежемесячно публикует перечень банков, соответствующих положениям данной статьи Налогового кодекса.

Сколько их?

Требования Федерального закона № 44-ФЗ оставляют за бортом существенную часть российских банков. Для системы государственных закупок около 540 из них не смогут предоставлять банковские гарантии. Перечень Минфина в настоящий момент насчитывает 337 банков, подавляющее большинство из которых - московские.

Сегодня и завтра

В настоящее время рынок наполнен гарантиями, качество которых сомнительно, и небольшие банки сейчас являются не последними игроками на рынке банковских гарантий. Список банков, публикуемый Минфином, а также введение реестра банковских гарантий, безусловно окажут положительное влияние на ситуацию в целом. Однако сложно представить, с какими трудностями придется столкнуться подавляющему большинству участников закупок в поисках банка-гаранта.

Существующие решения

Дело осложняется тем, что из всех банков, присутствующих в перечне Минфина, лишь часть предоставляет банковские гарантии. Список банков, готовых выдавать гарантии без залога, еще меньше. Как правило, такие банки формируют портфель однородных ссуд для упрощения процедуры рассмотрения обращений, снижения требований к заемщикам и сокращения сроков выдачи гарантий. В качестве залога эти банки ограничиваются только поручительством собственников бизнеса. Такой подход банков накладывает определенные ограничения на условия гарантий:

сумма гарантий, выданных на одного заемщика, как правило, не должна превышать 5 млн. руб. (в некоторых банках эта сумма может доходить до 15 млн. руб. и более);

срок действия гарантий не должен превышать двух лет.

Срок получения гарантии в таких банках составляет около 5 – 7 рабочих дней.

Однако когда требуются банковские гарантии на большие суммы или срок их действия более двух лет, быстро пройти процедуру согласования, скорее всего, не получится. Рассмотрение клиента разными отделами банка и одобрение его на кредитном комитете будет проходить в стандартном режиме, а это не менее 10 рабочих дней. Предпочтительным вариантом для некоторых компаний может стать предварительное одобрение лимита по банковским гарантиям в банке из списка Минфина. Такой подход подразумевает однократное согласование в банке максимального размера суммы банковских гарантий, которые могут потребоваться компании. Лимит утверждается на определенный срок (обычно 1-3 года) и позволяет оперативно получать обеспечение по контракту.

Рекомендации

Компаниям, предполагающим участвовать в государственных и муниципальных закупках, имеет смысл заранее побеспокоиться о получении банковских гарантий в банках из перечня Минфина. В противном случае, учитывая новые требования к обеспечению, компания рискует оказаться в сложной ситуации. Поэтому для успешного получения банковской гарантии необходимо выделить время (лучше около трех недель) и запастись терпением для согласования условий сотрудничества с банком. И тогда процесс подписания контракта пройдет без неприятных «сюрпризов».

Автор - ООО СБ "АСПЕКТ"

http://www.sbaspect.ru/fks

Прочитано 1877 раз Последнее изменение Понедельник, 09 декабря 2013 14:07

Новости - изменения в законодательстве