Новости Гильдии
Среда, 05 ноября 2014 10:01

ГИДРОЭНЕРГЕТИКА – БАЗИС РАЗВИТИЯ ГОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ДАГЕСТАНА И В ЦЕЛОМ РЕГИОНА

Оцените материал
(0 голосов)

С 22 по 23 октября 2014 года в г. Пятигорск проходил Международный экономический форум «Северный Кавказ: развитие конкурентоспособной экономики региона». Форум проводился Ассоциацией торгово-промышленных палат Северо-Кавказского федерального округа в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития СКФО при поддержке Торгово-промышленной палаты России. Главная задача мероприятия заключалась в том, чтобы наметить пути развития бизнеса в новых экономических условиях и помочь экономике региона выйти на новый уровень развития.

Особый интерес у участников форума вызвали доклад заместителя генерального директора Гильдии строителей СКФО, президента Корпорации промышленников и предпринимателей «Ватан» Гаджи Гаджиева на тему: «Гидроэнергетика — базис развития кризисных горных территорий Дагестана» на дискуссионной площадке: «Ресурсы для развития Северного Кавказа – межрегиональные связи, кооперация регионов, территориальные проекты».

В своем выступлении Гаджи Гаджиев отметил:"Гидроэнергетика на территории Дагестана и ее потенциал, гидроэнергоресурсы – базис секторов реальной экономики региона, особенно горных территорий, где проживает более 800 тыс. чел.(34% от общей численности населения в 29 МО), с площадью более 42% от общей территории, с доходностью 2,7 тыс. руб. в месяц, что на 63% ниже прожиточного минимума по РД и в 7 раз ниже среднероссийского дохода на душу населения. Дотационность горных территорий доходит до 94%, а по отдельным районам до 100%, с безработицей до 60% оставшейся экономически активной части населения.

На территории Дагестана до 1,8 тыс. МВт генерирующих мощностей «РусГидро», в активах которого нет ни одной акции Правительства Республики Дагестан. Технический потенциал по гидроресурсам более 12 тыс. МВт. Основной гидроэнергоресурс на горных территориях. При этом потребление эл. энергии на душу населения в горах в среднем 400-800 кВт. час. в год, что в 2 раза ниже чем по равнинной зоне, в 4 раза меньше чем по регионам СКФО, и в 6-7 раз в среднем меньше чем по РФ. Потери в энерготранспортной системе в среднем, за последние 3 года – 1,560 тыс. кВт. часов в год. Это производительность 3 гидростанций типа Миатлинской – 250 МВт ГЭС – из производимых 4-4,5 млрд. кВт. час. Это беспрецедентно, в такой ситуации ни одна структура не может обеспечить ни качественные, ни количественные параметры энергии. Износ системы до 70%, потребность в финансах на программы модернизации и реконструкции – 11 млрд. руб., суммарная долговая обремененность сетевиков и сбытовиков 17 млрд. руб. Аналогичная ситуация и по всем другим секторам ТЭК на территории республики. Как можно управлять и развивать территории, если ТЭК – базис экономики, управляется монополистом из-за пределов республики, с отсутствием у власти всяческих экономических рычагов влияния? Более того, на территории региона более 40 структур, представительств Федеральных Министерств и ведомств, каждое из которых не без ведома верхов «считает, что с него начинается Родина». На горных территориях республики сосредоточенно до 60% ~ 1,8 млн. га сенокосов и пастбищ РД, из которых, из-за отдаленности и географического расположения от поселений, недоиспользуются_____________. Основные фруктовые сады находятся на предгорных и горных территориях, до 40% продукции которых не доходят до рынка, из-за коммуникаций логистики, невозможности хранения, соответственно потери товарного вида.

Анахронизм проекта отгонного животноводства в рыночных условиях серьезно обременяет экономический фактор. Усреднено – сезонный, с двойным перегоном стада в ~1,5 млн. голов «навороченного» 5 млн. МРС, - это потери до 8 тыс. т. живого веса, и до 20 тыс. голов, с занятием под отгонное животноводство более 1,2 млн. га, с ежегодным наращиванием деградации равнинных пастбищ, территории, системно перегружая их инфраструктуру с наращиванием миграционных процессов населения с гор, как в регионы России, так и на равнинные территории республики с периодическими межэтническими конфликтами, с наращиванием общественно-политического напряжения.

Это справочная характеристика, основанная на различных научно-практических исследованиях, докладах и публикациях в СМИ в т.ч. и из региональной программы, «Горный Дагестан».

Тройственным Соглашением между Правительством РД, Российским промышленно-инвестиционным Фондом (Создан Указом Президента РФ № 566) и исполнительной структурой Корпорации «Ватан» от 22 апреля 2014 г. определено осуществление строительства децентрализованных гидростанций, локальных малых ГЭС с суммарной мощностью до 1 тыс. МВт, с объектами инфраструктуры это более 18-20 малых, средних и множество децентрализованных, локальных мини ГЭС для потребителей горных территорий, с передачей излишков в энергосистему, что существенно повлияет на тарифную политику и на производство конкурентоспособной, удешевленной конечной продукцией, и в целом на социально-экономическое развитие депрессивных районов.

Российским промышленно-инвестиционным фондом при поддержке Администрации Президента и Министерства финансов России, выстроен механизм, инструмент привлечения серьезных финансовых ресурсов в проекты энергетики Дагестана. Идут протокольные процедуры по оформлению первого транша в регион. Мы тем временем заняты маркетингом эффективных производств гидросилового оборудования, готовых к совместному производству малых технологий на промышленных предприятиях Дагестана".

Это справочно.

Деньги, еще не все, надо создать условия эффективного их освоения, энергоэффективность производств и экономической. Физической безопасности.

Предлагается:

  • Законодательно сформировать энергетический ОЭЗ Северного Кавказа, на территории горного Дагестана, определяющая инвестиционную привлекательность, мотивацию развития социальных проектов и возврата населения.
  • Для более эффективного управления, передать на региональный уровень (в траст) Федеральные полномочия по управлению собственностью государства, активов естественных монополистов, деятельность которых осуществляется на территории региона.
  • Законодательно определить «налоговые каникулы» малому бизнесу и предпринимательству на 5-7 лет, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на горных территориях с непосредственным децентрализованным потреблением эл. энергии от генерации дислоцированных на территориях МО малых ГЭС. При непосредственном контроле государства за целевым расходом «инвестиционной составляющей» в ценообразовании и отмене, надуманной монополистами платы «за техническое присоединение».
  • МРСК («Россети») незамедлительно рассмотреть предложения «РПИФ» о финансировании проектов модернизации и реконструкции, энерготранспортной системы на взаимовыгодных условиях.
  • Ликвидировать анахронический проект отгонного животноводства с множеством коррупционных составляющих, обеспечить условия выпаса МРС на горных пастбищах, с 2-3 месячным стойловым содержанием с высокоэффективным растениеводством (амарант, топинамбур, соя, эйхорния) и кормопроизводством на высвобождающихся на равнине территориях в интересах всех сторон.

В целом, только эти мероприятия обеспечат:

  • Инвестиционную привлекательность депрессивных районов региона.
  • Стабилизацию социально-экономической ситуации с формированием базиса экономической достаточности районов.
  • Снижение тарифной политики в электроэнергетике на 60-70%, с снижением цен конечной продукции на 25-30%.
  • Экономию, с исключением сезонных перегонов МРС и множество других экономических, социальных, коррупционных факторов – более 3 млрд. рублей ежегодно.

Стабилизацию миграции и осуществление других проектов инфраструктуры, формируя и мотивируя процессы возвратности населения на места исторических поселений и развитие территорий, которые некогда в 40 – 60 гг. прошлого столетия обеспечивали продовольствием не только равнинную территорию, но и другие регионы России.

Развитие комплексных программ, существенно влияющих на оздоровление почв, по нарастающей деградируемых от нашествия не только млн. стадами МРС, КРС, с сопутствующими экологическими катаклизмами, но и нерегулируемыми нарастающимися поселениями, перегружающих инфраструктуру.

Весьма важный фактор, при комплексном развитии и осуществлении множество других сопровождающихся проектов инфраструктуры:

- Стабилизация межнациональных, межэтнических отношений. (Исламский фактор является только производным от материального, экономического расслоения общества, коррупции олигархов – на сквозь пронизывающую чиновничество, - путем сращивания власти и бизнеса).

Полагаю, энергетические и другие инициируемые проекты, при принципиальном, конструктивном их рассмотрении, и политической воле с неординарными решениями могут существенно содействовать выходу республики из сложившейся ситуации в целом и в частности депрессивных горных территорий.

Энергетика, энерговооруженность во все времена и во всех государства определяла оборонную мощь и благополучие его народов.

Пресс-служба Гильдии

Прочитано 1976 раз

Новости - изменения в законодательстве