Новости Гильдии
Вторник, 11 января 2011 14:38

"Бумажные" торги в прошлом.

Оцените материал
(0 голосов)

С 1 января 2011 года федеральные государственные, региональные и муниципальные заказчики обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме в соответствии с главой 3.1 94-ФЗ (закон о размещении заказов) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по всему аукционному перечню, установленному Распоряжением правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 236-р.

Несмотря на то, что законодатели уже давно готовили общественность к переходу к электронным аукционам, большинство участников, занятых в сфере госзаказа, оказались неподготовленными к переходу от "бумажных" аукционов к электронным. Заказчики и поставщики зачастую не понимают принципы, механизмы работы на электронной площадке или попросту боятся "нажать не ту кнопку".

Не надо бояться электронных аукционов, электронные аукционы - это быстро, просто и эффективно как для заказчиков, так и для поставщиков. Для начала работы на электронном аукционе, прежде всего заказчикам, необходимо обратиться в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета, а желающим участникам размещения заказа (поставщикам, исполнителям, подрядчикам) необходимо обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр и получить сертификат электронной цифровой подписи (ЭЦП), а также необходимое программное обеспечение. Для удобства участники размещения заказа при получении ЭЦП могут обращаться в удостоверяющий центр своего региона.

Получение ЭЦП необходимо как для заказчика, так и для участника размещения заказа. После установки программного обеспечения на компьютере необходимо пройти регистрацию на любой электронной площадке. Следует отметить, что в настоящее время на всех площадках существуют разные интерфейсы, поэтому, как показала практика, пользователям (заказчикам и участникам размещения заказа) приходится каждый раз подстраиваться под тот или иной интерфейс электронной площадки. Это, конечно же, усложняет работу. Поэтому в ближайшее время в регламент работы электронных площадок будут внесены соответствующие изменения, и все площадки будут иметь единый интерфейс.

Следующий шаг - регистрация и аккредитация на электронной торговой площадке. После прохождения регистрации осуществляется проверка предоставленных сведений в течение трех дней и подтверждение регистрации. После этого заказчик получает возможность опубликовывать извещения о проведении аукционов, рассматривать поступившие заявки от участников, наблюдать за ходом торгов, а участник размещения заказов, прошедший регистрацию и аккредитацию на электронной торговой площадке, может направлять заявки на участие в интересующих аукционах и подавать ценовые предложения.

При участии на электронном аукционе упрощается документооборот. Поскольку электронные аукционы проходят в режиме реального времени в сети Интернет, участники размещения заказа освобождаются от командировочных расходов и необходимости переезжать из города в город. Это, безусловно, является большим плюсом и высвобождает массу времени как для заказчиков, так и для участников размещения заказа.

Надо отметить, что важнейшим элементом всей системы электронных аукционов по гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ является базовый принцип - конфиденциальность участия в аукционе, которая сохраняется до момента подведения итогов аукциона. Это позволяет избежать как сговора участников между собой, так и административного давления на участников со стороны заказчиков (на обычных торгах нередки случаи принуждения участников к отказу от подачи заявок под страхом прихода “налоговой”, “пожарных” или СЭС). А с электронными аукционами это сделать уже будет невозможно просто потому, что заказчик до окончания аукциона даже не будет знать о том, кто в нем участвует. Механизм простой. Для участия в электронном аукционе участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Заявка участника делится на две части. Первая часть – информация о товаре, работе или услуге. Вторая часть – информация о самом участнике. Вначале заказчик осуществляет допуск участников по первой части, не зная, от кого она поступила. Потом проходит электронный аукцион. И только после этого заказчик узнает, кто в нем принимал участие.

По результатам проведенных аукционов в электронной форме государственные (муниципальные) контракты заключаются также в форме электронного документа и подписываются сторонами контракта электронной цифровой подписью. Причем заказчик не вправе требовать от победителя открытого электронного аукциона подписания контракта в письменной форме. При этом дополнительные документы, сопровождающие государственный контракт (например, счета, акты сдачи-приемки, дополнительные соглашения и т.п.), оформляются сторонами путем подписания на бумажном носителе, так как обмен указанными документами в электронной форме между заказчиком и исполнителем по контракту посредством электронной площадки не предусмотрен законом.

Понятны страхи и нежелание заказчиков и участников размещения заказа не участвовать в электронных аукционах, поскольку все электронные аукционы не предсказуемы в своем финале. Несмотря на это, аукцион в электронной форме упрощает процесс проведения закупки, так как не требует физического присутствия участников размещения заказа и аукциониста и позволяет избежать спорных результатов, которые иногда случаются при проведении "бумажных" аукционов. Однако один из слабых моментов электронного аукциона - это получение ЭЦП для поставщиков, так как нет единого регламента для удостоверяющих центров, которые занимаются выдачей ЭЦП. Поэтому решение этого вопроса сделает данную форму размещения заказа еще более привлекательной и доступной, а проведение торгов посредством электронных аукционов позволит выйти на иной уровень информационной открытости, доступности, быть конкурентоспособными и сэкономить бюджетные средства.

 

Марат Акаев

Ведущий специалист   НОУ УМЦ "Строй-Альянс"

http://www.stroj-aljans.ru

Прочитано 4177 раз Последнее изменение Пятница, 14 октября 2011 00:31

Новости - изменения в законодательстве