На минувшей неделе начала работу Госдума РФ. На этот раз у законодателей получился на редкость короткий отдых – предыдущая сессия оказалась самой продолжительной и напряженной с 1999 года. Депутатам пришлось не только принимать решения по текущей повестке, но и рассматривать законопроекты, которые ждали своей очереди более 20 лет – с 1994 года. В итоге из 2020 намеченных к рассмотрению законопроектов было рассмотрено 1965, из них 279 обрели статус федеральных законов, остальные будут доработаны в начавшуюся осеннюю сессию. В том числе проекты законов, которые вызывали самые оживленные обсуждения в саморегулируемых организациях.
Один из них – принятый в первом чтении проект федерального закона № 374843-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий». Проект содержит поправки в Градостроительный кодекс не только в части введения СРО негосэкспертизы, но и предусматривает пересмотр требований к обеспечению «исторических максимумов» компенсационных фондов саморегулируемых организаций. До недавнего времени основную интригу законопроекта составляла возможность амнистировать утраченные в проблемных банках компфонды, однако не так давно масла в огонь добавили эксперты. Они направили письмо главе Минстроя, который выступил разработчиком проекта, с предложением кардинально пересмотреть прописанные в будущем законе принципы саморегулирования организаций негосударственной экспертизы вплоть до отмены формирования компфондов в пользу страхования ответственности.
Ждет своей участи еще один проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства). Документ призван устранить правовые коллизии 372-ФЗ, а также вводит обязательность отчисления части доходов СРО, полученных от размещения компенсационных фондов в уполномоченных банках на нужды национальных объединений СРО. Общественные слушания по законопроекту завершились 21 июня 2018 года. Судя по информации на официальном сайте размещения информации о подготовке нормативных правовых актов, проект получил отрицательную оценку регулирующего воздействия. В проекте выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также приводящие к возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней, говорится в заключении.
Перед уходом на каникулы спикер Госдумы Вячеслав Володин также пообещал принять в осеннюю сессию законопроект № 518816-7 об усилении пожарного надзора за проектированием, прохождением экспертизы, строительством и ремонтов объектов с массовым пребыванием людей. Законопроект напрямую затрагивает интересы членов проектных и строительных СРО, ГИПов и ГАПов.
Осенью законодателям предстоит вернуться к рассмотрению законопроекта о наделении Центробанка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности, который более года был предметом дискуссии представителей СРО аудиторов, Минфина и Центробанка России. Однако после достижения соглашений между участниками рынка по ряду изначально спорных положений проекта, проект был приостановлен накануне рассмотрения во втором чтении. Как пояснил, подводя итоги весенней сессии Госдумы, зампред комитета нижней палаты парламента по финансовому рынку Антон Гетта, правительство РФ решило взять еще некоторое время для анализа поступивших предложений.
СРО оценщиков (СРОО), ряды которых сократились после отраслевой реформы, ждут от законодателей решения по законопроекту № 381390-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который прошел первое чтение 5 июля 2018 года. Документ предусматривает процедуру реорганизации СРОО в форме присоединения, при котором права и обязанности членов расформированной СРО, компфонды и имущество переходят провопреемнику, минуя национальное объединение.
Серьезно может повлиять на деятельность СРО федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», разработанный Минэкономразвития РФ. В случае принятия закона СРО и национальные объединения начнут получать штрафы за неразмещение и нарушения в размещении информации на официальных сайтах, ведении реестра членов, документировании данных о своих членах, а также за нарушение требований к размеру, порядку формирования, размещения и расходования средств компенсационного фонда.
Мы также внимательно следим за прохождением по инстанциям и обсуждением поправок к Федеральному закону «О саморегулировании» 315-ФЗ. Законопроект был разработан Минэкономразвития России на основании Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 года № 2776-р. Он делает членство СРО в национальных объединениях добровольным, упраздняет процедуру включения и внесудебного исключения сведений о СРО из реестра на основании заключений нацобъединений, членство в строительных СРО становится обязательным для всех лиц, осуществляющих любые виды работ, относящиеся к строительству, без учета исключений, которые в настоящий момент существуют в Градкодексе РФ.
Портал "Все о саморегулировании"