С 1 августа 2011 г. в Российской Федерации в полной мере вступил в действие Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № 294-ФЗ).
О плановых проверках
При формировании предложений в план проверок должны соблюдаться следующие основные требования Закона № 294-ФЗ:
по общему требованию плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года (ч. 2 ст. 9);основаниями для включения плановой проверки в план проверок является истечение трех лет со дня:
− государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
− окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя;
− начала фактического осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности, в т. ч. в соответствии с представленным в установленных случаях в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уведомлением о ее начале (ч. 8 ст. 9);срок проведения каждой проверки не может превышать 20 рабочих дней, а в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки, в т. ч. проводимой совместно с другими органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, не может превышать (в год):
− 50 часов для малого предприятия;
− 15 часов для микропредприятия.
Утвержденный руководителем государственной инспекции труда ежегодный план проведения плановых проверок размещается на сайте rostrud.ru.
Следует помнить, что в соответствии со ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проведение должностным лицом федеральной инспекции труда проверки при отсутствии оснований для нее является одной из причин для привлечения его к административной ответственности.
О внеплановых проверках
Положения ст. 360 ТК РФ в полной мере корреспондируются с общими требованиями ст. 10 Закона № 294-ФЗ и дополняют их новыми правовыми основаниями для проведения внеплановых проверок соблюдения обязательных требований в трудовой сфере, в т. ч.:
истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;поступление в федеральную инспекцию труда:
− обращений и заявлений граждан, в т. ч. индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор)), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушения работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включая требования охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
− обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
− запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 19 ТК РФ;наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного:
− в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
− на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В соответствии с ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ о проведении внеплановых проверок проверяемое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уведомляются уполномоченным должностным лицом федеральной инспекции труда не менее чем за 24 часа до их начала любым доступным способом.
Следует учитывать также, что ст. 20 Закона № 294-ФЗ проведение проверки без соответствующего уведомления проверяемого лица отнесено к категории грубых нарушений требований по организации и проведению проверок, вследствие чего их результаты не могут являться доказательством нарушения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований в сфере труда и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) по заявлению проверяемого лица.
Если все требования соблюдены и проверка всё-таки добралась до вашего предприятия, самое время узнать как инспектор ГИТ проверяет охрану труда и ознакомиться с материалом "Что делать если к вам пришли с проверкой из Роструда?".
И.А. Воробьев,
нач. Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Роструд
Источник: http://www.trudohrana.ru