Федеральные законы

Источник: Гражданский контроль
государственных закупок

Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.С 5 декабря иностранным агентам запрещено участвовать в государственных и корпоративных закупках

Федеральным законом № 498-ФЗ от 5 декабря 2022 г. внесены следующие важные изменения в два закона о закупках, вступившие в силу с 5 декабря 2022 года:

В Законе № 44-ФЗ:

1) в статье 3 (п. 4 ч. 1) уточнено понятие участника закупки: ими не могут являться иностранные агенты в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»;

2) часть 1 статьи 31 дополнена пунктом 10(1) следующего содержания: “участник закупки не является иностранным агентом”, а часть 8 статьи 31 дополнена ссылкой на новый пункт.

Таким образом, в закупках, опубликованных с 05.12.2022 г., участники в заявках на участие должны декларировать соответствие данному требованию (что участник закупки не является иностранным агентом), а комиссия по закупкам при рассмотрении заявок обязана проверить соответствие участника закупки данному требованию.

Проверка осуществляется в опубликованном на сайте Минюста РФ реестре иностранных агентов.

В Законе № 223-ФЗ часть 5 статьи 3 изложена в новой редакции, согласно которой участником закупки не может быть юридическое или физическое лицо, являющееся иностранным агентом.

2.В госзакупках станут предупреждать о наказании за антиконкурентные соглашения — закон опубликовали

С 1 января 2024 года госзаказчики включат новую информацию в извещение о закупке. Речь о предупреждении об административном и уголовном наказаниях за нарушение требований антимонопольного законодательства о запрете антиконкурентных действий и соглашений.

Новшество применят в том числе при закупках у едпоставщика и закрытых процедурах.

Документ: Федеральный закон от 05.12.2022 N 500-ФЗ

3.Изменился перечень заказчиков по Закону N 223-ФЗ, чьи проекты планов закупок оцениваются на соответствие законодательству

Документ: Распоряжение Правительства РФ от 5 декабря 2022 г. N 3760-р

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

1.Минфин рассказал о порядке одностороннего отказа от контракта, заключенного с единственным контрагентом по результатам несостоявшейся закупки

Документ: Письмо Минфина России от 9 ноября 2022 г. N 24-06-07/108776

2.Власти субъектов РФ будут согласовывать еще 360 госкомпаниям закупки у малого бизнеса

Правительство РФ скорректировало перечень региональных госкомпаний (ООО, АО, автономные учреждения и т.п.), которые должны согласовывать свои планы закупок (в том числе планы закупок инновационной и высокотехнологичной продукции) у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) с региональными органами власти. Соответствующее распоряжение опубликовано на портале правовой информации.

Согласно этому документу, в перечень “контролируемых” госкомпаний (сейчас в этом перечне чуть менее 200 компаний) включено еще более 360 предприятий и организаций. В то же время из этого перечня исключено около 60 компаний.

3.Кабмин продлил действие нормы, позволяющей компаниям не раскрывать консолидированную финансовую отчётность

Документ: Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2022 года №2249

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

1.Апелляция: в закупке по Закону N 223-ФЗ нельзя требовать образцы товара при подаче заявок

Документ: Постановление 11-го ААС от 28.11.2022 по делу N А49-2445/2022

2.ВС РФ не позволил взыскать с компании неустойку, рассчитанную от общей цены контракта

Документ: Определение ВС РФ от 06.12.2022 № 305-ЭС22-16483 по делу № А40-157213/2021

3.Суды: рост цен и нестабильный курс не оправдали уклонение от подписания договора по Закону N 223-ФЗ

Документ: Постановление 5-го ААС от 30.11.2022 по делу N А51-10372/2022

4.Нет вины – нет ответственности: как изменить условия контракта без административного штрафа

Заказчик заключил контракт на ремонт, в процессе выполнения которого подрядчик выявил не учтенные проектом работы, в связи с чем попросил продлить срок действия контракта. Стороны подписали допсоглашение, из-за которого УФАС оштрафовал подрядчика на 200 тыс рублей.

Суд первой инстанции согласился с контрольным органом, но в апелляции и кассации победу одержал подрядчик.

Документ:

Постановление 4 ААС 29 апреля 2022 года по делу № А78-10305/2021

Постановление АС Восточно-Сибирского округа 20 июля 2022 года

5.УФАС решило, что договор субподряда не подтверждает опыт в строительной госзакупке с доптребованиями

Документ: Решение Владимирского УФАС России от 21.11.2022 N 033/06/48-798/2022

6.ВС РФ напомнил о контроле расходов бюджетных средств в условиях государственного заказа

Суд разъяснил, что при расходовании денежных средств, полученных от заказчика в рамках госконтракта, необходимо соблюдение принципа эффективного использования бюджетных средств с целью защиты публичных интересов

8 ноября Верховный Суд вынес Определение № 305-ЭС22-14922 по делу № А40-165107/2021, в котором рассмотрел вопрос эффективности и экономности расходования бюджетных средств, полученных от заказчика в рамках государственного контракта.

7.Суды: закупка у единственного поставщика целесообразна в случае, если продукция обращается на низкоконкурентных рынках

УФАС проведен анализ размещенного в ЕИС Положения о закупке корпоративного заказчика.

Установлено, что Положение о закупке содержит 21 основание для проведения неконкурентной закупки у единственного поставщика вне зависимости от наличия конкурентного рынка, что создает возможность привлечения исполнителя без проведения торгов и приводит к дискриминации, отсутствию равноправия, справедливости, необоснованному ограничению конкуренции, а также не позволяет говорить об эффективном расходовании денежных средств.

Действия заказчика, выразившиеся во включении в Положение о закупке основания для приобретения продукции во всех случаях при любых потребностях путем закупки у единственного поставщика, признаны нарушающими требования ч. 1 ст. 17 Закона 135-ФЗ. Заказчику предписано внести изменения в положение о закупке.

Суды, признавая решение УФАС законным, отметили:

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

1.Закупаем работы по благоустройству городского парка, НМЦК 13 млн руб. Нужно ли устанавливать требование о членстве участников закупки в СРО?

ОТВЕТ: https://gkgz.ru/vopros-ob-ustanovlenii-trebovanij-o-chlenstve-uchastnikov-zakupki-v-sro/

2.Между ООО и администрацией района заключен муниципальный контракт. ООО применяло УСН до ноября 2022 года. Оплата частично выполненных работ прошла по УСН. Сейчас ООО переходит на общую систему налогообложения с НДС.
Как правильно в допсоглашении указать порядок оплаты: учитывая, что большая часть суммы была уплачена по УСН, остальную часть по мере выполнения работ придется уплачивать с НДС?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Стороны контракта не обязаны заключать упомянутое в запросе соглашение.

Вместе с тем само по себе заключение такого соглашения не должно считаться изменением цены контракта и не противоречит законодательству.

3.Планируем принять участие в закупке, проводимой на основании 223-ФЗ. В документации о закупке, в числе прочего, предусмотрена обязанность победителя не позднее 5 календарных дней с даты получения проекта представить Заказчику одобрение типа транспортного средства или свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, т.е. часть документов на товар. Просим разъяснить, на сколько правомерны действия Заказчика?

Ответ эксперта:

Действия Заказчика нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в части установления излишних требований к участнику (победителю), чем ограничивают конкуренцию, предусматривая интересы участников, уже имеющих в наличии товар, планируемый к поставке.

Данная позиция, поддержана решением ФАС России от 25.08.2022 N 223ФЗ-351/22

4.В качестве документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованию о наличии лицензии, в извещении названы выписка из реестра лицензий или копия такой выписки. Участник закупки представил в составе заявки копию бумажной лицензии, выданную 4 сентября 2014 г. При этом в общедоступной информации, содержащейся в реестре лицензий, запись о ней есть. Нужно ли отклонять данную заявку?

ОТВЕТ: https://gkgz.ru/vopros-o-predostavlenii-litsenzii-v-sostave-zayavki/

5.Реестр контрактов должен содержать копию заключенного контракта, подписанного электронной цифровой подписью, и документ о приемке выполненной работы (акт выполненных работ).
В случае заключения контракта с физическим лицом на преподавательские услуги копия контракта и акт выполненных работ содержит информацию о персональных данных (паспортные данные, адрес места жительства, ИНН, номер страхового свидетельства, номер банковской карты, телефон). Вся эта информация размещается в общероссийском доступе, что нарушает Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
Как соблюсти нормы Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, не нарушив нормы Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ?

Ответ:

В целях обеспечения защиты персональных данных информация, вносимая в реестр контрактов, должна быть обезличена.

6.В июне 2022 года в рамках Закона N 44-ФЗ заказчиком (ФГБУ) заключен контракт на выполнение работ по капитальному ремонту здания. Условиями контракта предусмотрена выплата аванса в размере 25% от цены контракта, источник финансирования: субсидия в целях осуществления мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества. Также в контракте установлено казначейское сопровождение. Возникла потребность увеличить размер аванса до 90% от цены контракта.
Вправе ли заказчик согласно п. 4 постановления Правительства РФ от 29.03.2022 N 505 заключить дополнительное соглашение об изменении размера аванса до 90% по указанному в вопросе контракту? Какой порядок изменения условия контракта о порядке оплаты установлен для федеральных заказчиков?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В приведенной ситуации существенные условия контракта о порядке оплаты могут быть изменены по соглашению сторон на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ либо ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ при условии соблюдения порядка, предусмотренного указанными нормами, и при наличии соответствующих оснований. Однако наличие таких оснований определяется в каждой ситуации исходя из конкретных обстоятельств. Заказчик – бюджетное учреждение не может воспользоваться положениями п. 4 постановления Правительства РФ от 29.03.2022 N 505 в целях корректировки условий контракта о размере аванса.

Источник: Гражданский контроль государственных закупок

Участник пожаловался, что его не допустили к закупке. Он представил среди прочего договор субподряда на строительные работы, но заказчик решил, что такой договор не подходит.

Государственная Дума в третьем чтении приняла закон, который вносит поправки в действующий Градостроительный кодекс и закон «О защите конкуренции».

Источник: Портал "Гражданский контроль
государственных закупок"

К чему готовиться с 1 января 2023 года 

Не позднее 1 февраля 2023 года в реестр контрактов нужно направить информацию об изменении кодов финансирования закупки

Если КБК, КЦСР или КВР, указанные в реестре, меняются из-за требований бюджетного законодательства, информацию об этом нужно направить не позднее 1 февраля года, в котором должны применяться новые коды.
(Постановление Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)

С 1 января 2023 года описывать отдельные виды товаров нужно по особым правилам

Следует указывать долю вторсырья, которое было использовано при производстве следующих товаров:
– туалетная бумага, полотенца бумажные, платки носовые бумажные, скатерти бумажные, салфетки разного назначения;
– покрытия из переработанных материалов, тротуарная плитка, бордюры, ограждения;
– резиновая плитка, покрытия из резиновой крошки, мягкая кровля или иные гидроизоляционные материалы;
– контейнеры и урны для мусора;
– органические удобрения, почвогрунт и грунт, пригодный для технических целей.
(Постановление Правительства РФ от 08.07.2022 N 1224)

С 1 января 2023 года требование к должностным лицам заказчика об отсутствии конфликта интересов применяется в новой редакции

Уточнили, что должностные лица заказчика не могут выступать участниками закупки или быть связанными с юрлицами, участвующими в закупке.
(Федеральный закон от 11.06.2022 N 160-ФЗ)

С 1 января 2023 года скорректирован порядок применения антидемпинговых мер

Если участник не подтвердит свою добросовестность или информация окажется недостоверной, уклонившимся от заключения контракта его признает не закупочная комиссия, а заказчик. Соответствующее решение заказчик оформит в порядке и сроки, предусмотренные общей нормой о заключении контракта по итогам электронных процедур.
(Федеральный закон от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

С 1 января 2023 года появится возможность проводить электронные конкурсы на право заключить контракт

Как и в случае с аукционом, в ходе подачи предложений цена может “уйти в минус”, и тогда предложения участников будут рассматриваться как размер платы за право заключить контракт с заказчиком.
(Федеральный закон от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

С 1 января 2023 года у единственного поставщика можно закупать услуги по обращению с отходами I и II классов опасности

Соответствующее дополнение внесли в п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
(Федеральный закон от 04.11.2022 N 420-ФЗ)

С 1 января 2023 года электронную малую закупку признают состоявшейся, если есть хотя бы одна подходящая заявка

Единственной отобранной заявке присваивают первый порядковый номер, а с подавшим ее участником заключают контракт. Ранее действовало правило о наличии не менее двух подходящих заявок.
(Федеральный закон от 28.06.2022 N 231-ФЗ)

С 1 января 2023 года запускают агрегатор предварительных предложений для электронных малых закупок

При подготовке извещения заказчики смогут в режиме реального времени видеть предложения поставщиков по соответствующему коду КТРУ.
(Федеральный закон от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
(Постановление Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)

С 1 января 2023 года скорректированы требования к содержанию независимой гарантии для обеспечения заявки участника закупки

Гарантия должна предусматривать выплату средств заказчику во всех установленных ст. 44 Закона N 44-ФЗ случаях, а не только при наступлении обстоятельств, перечисленных в ч. 15 этой статьи.
(Федеральный закон от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

С 1 января 2023 года в сведениях об исполнении контракта федеральные заказчики указывают сумму требований об уплате штрафных санкций

Правило действует, если в контракте есть условие об удержании суммы штрафных санкций из оплаты по контракту.
(Постановление Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)

На сайте Минстроя России размещены 17 xml-схем для формирования электронных форм документов, используемых при осуществлении регионального государственного строительного надзора. Схемы утверждены приказом Минстроя России от 02.11.2022 № 929/пр «Об утверждении требований к формату документов, используемых при осуществлении регионального государственного строительного надзора и составляемых в электронной форме».

Опубликовано Постановление Правительства РФ “О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу постановления Правительства РФ 26 сентября 1997 г. № 1222 и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ”

Правительство установило предельные размеры обеспечения госконтрактов на проектирование и строительство объектов, возводимых за счёт средств федерального бюджета. Постановление об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

С 1-го сентября 2022 года вступили в силу изменения, внесенные в статью 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ, Федеральным законом №447-ФЗ от 31 декабря 2021 года.

В утвержденной Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года перечислены (по каждому разделу) не только целевые мероприятия, но и существующие проблемы и вызовы, а также задачи, на решение которых направлены эти мероприятия.

На официальном интернет-портале правовой информации опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № 1880 «О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 г. № 680». Документ, подписанный председателем Правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным, продляет действие постановления № 680 на 2023 год.

С 1 мая 2022 года вступили в силу изменения в часть 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ, которые отменили применение сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов при исполнении государственных и муниципальных контрактов (Федеральный закон от 01.05.2022 г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»).