Изм. в законодательстве
  • Регистрация
Среда, 27 апреля 2022 09:20

Обзор изменений в закупочном законодательстве за апрель месяц

Оцените материал
(0 голосов)

В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы. Материал взят с информационного портала "Гражданский контроль государственных закупок".

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.Принят закон, утверждающий единые требования к независимым гарантиям для субъектов малого и среднего предпринимательства

С полным текстом Закона № 109-ФЗ можно ознакомиться по ссылке (https://t.me/gkgzru/8651).

Подробно: https://gkgz.ru/prinyat-zakon-utverzhdayushhij-edinye-trebovaniya-k-nezavisimym-garantiyam-dlya-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva/

2.Изменили порядок оплаты госконтрактов, правила установления их обеспечения и расчета НМЦК

Ускорили оплату по контрактам, временно не будут применять требование об обеспечении их исполнения, запретили использовать иностранную валюту при расчете НМЦК, уточнили процедурные сроки. Об этих и других новшествах читайте в обзоре.

Документ: Федеральный закон от 16.04.2022 N 104-ФЗ

Подробно: https://gkgz.ru/izmenili-poryadok-oplaty-goskontraktov-pravila-ustanovleniya-ih-obespecheniya-i-rascheta-nmtsk/

3.По Закону N 223-ФЗ ограничили сроки оплаты договоров и оптимизировали строительные закупки

Документ: Федеральный закон от 16.04.2022 N 104-ФЗ

Подробно: https://gkgz.ru/po-zakonu-n-223-fz-ogranichili-sroki-oplaty-dogovorov-i-optimizirovali-stroitelnye-zakupki/

4.Новый пакет изменений в законодательстве о закупках: 44-ФЗ (Часть II)

На официальном сайте опубликован новый пакет изменений в законодательстве о госзакупках Федеральный Закон от 16.04.2022 № 104-ФЗ. 

https://gkgz.ru/novyj-paket-izmenenij-v-zakonodatelstve-o-zakupkah-44-fz-chast-ii/

5.Опубликовали поправки об обеспечительной гарантии при закупках у СМСП по Закону N 223-ФЗ

Среди прочего установили требования к независимой гарантии при конкурентных закупках у СМСП.

Документ: Федеральный закон от 16.04.2022 N 109-ФЗ

Подробно: https://gkgz.ru/opublikovali-popravki-ob-obespechitelnoj-garantii-pri-zakupkah-u-smsp-po-zakonu-n-223-fz/

6.Представляем вашему вниманию памятку о сроках оплаты с 18.04.2022, в соответствии с изменениями, введенными Федеральным законом от 16.04.2022 № 104-ФЗ.

Документ разработан ДРКС КК.

Подробно: https://gkgz.ru/pamyatka-po-srokam-oplaty-goskontraktov-s-18-04-2022/

7.Определили, какие условия строительных госконтрактов можно менять из-за непредвиденных обстоятельств

Документ: Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 N 680

Подробно: https://gkgz.ru/opredelili-kakie-usloviya-stroitelnyh-goskontraktov-mozhno-menyat-iz-za-nepredvidennyh-obstoyatelstv/

8.До конца 2022 года заказчики могут не требовать предоставления обеспечения исполнения контракта

Документ: Федеральный закон от 16 апреля 2022 г. N 104-ФЗ

Подробно: https://gkgz.ru/do-kontsa-2022-goda-zakazchiki-mogut-ne-trebovat-predostavleniya-obespecheniya-ispolneniya-kontrakta/

9.Утверждены новые правила изменения строительных контрактов

Документ: Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 № 680

Подробно: https://gkgz.ru/utverzhdeny-novye-pravila-izmeneniya-stroitelnyh-kontraktov/

10.Внесены изменения в порядок обеспечения заявок и исполнения договора (контракта)

Опубликован Федеральный закон от 16.04.2022 N 109-ФЗ, которым внесены изменения в:

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ);
статью 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ).

Подробно:https://gkgz.ru/vneseny-izmeneniya-v-poryadok-obespecheniya-zayavok-i-ispolneniya-dogovora-kontrakta/

11.Сокращен срок направления в реестр контрактов информации и документа о приемке

Документ: Федеральный закон от 16 апреля 2022 г. N 104-ФЗ

Подробно: https://gkgz.ru/sokrashhen-srok-napravleniya-v-reestr-kontraktov-informatsii-i-dokumenta-o-priemke/

12.Установлены случаи осуществления стройконтроля по решению Правительства РФ определенными учреждениями (Закон № 44-ФЗ)

Документ: Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 2022 г. № 712

Подробно: https://gkgz.ru/ustanovleny-sluchai-osushhestvleniya-strojkontrolya-po-resheniyu-pravitelstva-rf-opredelennymi-uchrezhdeniyami-zakon-44-fz/

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

1.Что необходимо учесть при проведении закупок по Закону N 223-ФЗ заказчикам, в отношении которых введены санкции?

Документ: Письмо Минфина России от 8 апреля 2022 г. N 24-01-08/30604

Подробно: https://gkgz.ru/chto-neobhodimo-uchest-pri-provedenii-zakupok-po-zakonu-n-223-fz-zakazchikam-v-otnoshenii-kotoryh-vvedeny-sanktsii/

2.Минфин дал рекомендации об авансировании договоров не менее 50 % для юрлиц, осуществляющих закупки по 223-ФЗ

Документ: Письмо Минфина России от 19.04.2022 № 28-05-07/34796

Подробно: https://gkgz.ru/minfin-dal-rekomendatsii-ob-avansirovanii-dogovorov-ne-menee-50-dlya-yurlits-osushhestvlyayushhih-zakupki-po-223-fz/

3.Минфин России дал разъяснения о проведении закупок по 223-ФЗ подсанкционными компаниями

Минфина России выпустил письмо «Об осуществлении закупок отдельными видами юридических лиц в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. № 301».

Документ: Письмо Минфина России от 18.04.2022 № 24-01-09/34211

Подробно: https://gkgz.ru/minfin-rossii-dal-razyasneniya-o-provedenii-zakupok-po-223-fz-podsanktsionnymi-kompaniyami/

4.Планируют расширить перечни иностранных товаров с условиями допуска к госзакупкам

Документ: Проект приказа Минфина России ID проекта 01/02/04-22/00126795

Подробно: https://gkgz.ru/planiruyut-rasshirit-perechni-inostrannyh-tovarov-s-usloviyami-dopuska-k-goszakupkam/

5.Хотят уточнить правила медицинских госзакупок у едпоставщика и снизить порог для офсетных контрактов

Документ: Проект Федерального закона N 107527-8

Подробно: https://gkgz.ru/hotyat-utochnit-pravila-meditsinskih-goszakupok-u-edpostavshhika-i-snizit-porog-dlya-ofsetnyh-kontraktov/

6.Государственный финансовый контроль: приостановление работы до 1 января 2023

На официальном сайте опубликовано Постановление Правительства РФ “Об особенностях осуществления в 2022 году государственного (муниципального) финансового контроля в отношении главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств”

Документ: Постановление Правительства РФ от 14.04.2022 № 665

Подробно: https://gkgz.ru/gosudarstvennyj-finansovyj-kontrol-priostanovlenie-raboty-do-1-yanvarya-2023/

7.Пояснили, какие закупки по Закону N 223-ФЗ не размещают в ЕИС, и рекомендовали авансировать договоры

Документы:

Письмо Минфина России от 18.04.2022 N 24-01-09/34211

Письмо Минфина России от 19.04.2022 N 28-05-07/34796

Подробно: https://gkgz.ru/poyasnili-kakie-zakupki-po-zakonu-n-223-fz-ne-razmeshhayut-v-eis-i-rekomendovali-avansirovat-dogovory/

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

1.Работы выполнили без госконтракта из-за сложной эпидситуации в регионе — суды обязали их оплатить

Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 01.04.2022 по делу N А46-22306/2020

Подробно: https://gkgz.ru/raboty-vypolnili-bez-goskontrakta-iz-za-slozhnoj-epidsituatsii-v-regione-sudy-obyazali-ih-oplatit/

2.Суд взыскал с недобросовестного подрядчика более 4 млн руб. за якобы выполненные работы

(Решение Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2022 г. по делу № А41-71769/2021).

Подробно: https://gkgz.ru/sud-vzyskal-s-nedobrosovestnogo-podryadchika-bolee-4-mln-rub-za-yakoby-vypolnennye-raboty/

3.ВС РФ указал в каких случаях требования, влекущие уменьшение числа участников закупки не являются нарушением принципа равноправия

Уменьшение числа участников закупки по 223-ФЗ в результате предъявления к ним требований не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции, следует из определения Верховного Суда.

Документ: Определение ВС РФ от 18 апреля 2022 года № 307-ЭС22-3800 по делу №А56-29494/2021

Подробно: https://gkgz.ru/vs-rf-ukazal-v-kakih-sluchayah-trebovaniya-vlekushhie-umenshenie-chisla-uchastnikov-zakupki-ne-yavlyaetsya-narusheniem-printsipa-ravnopraviya/

4.Подрядчик не прошел экспертизу из-за ее удорожания — суды взыскали плату за проектные работы

Документ: Определение ВС РФ от 12.04.2022 N 304-ЭС22-3665 по делу N А75-1867/2021

Подробно: https://gkgz.ru/podryadchik-ne-proshel-ekspertizu-iz-za-ee-udorozhaniya-sudy-vzyskali-platu-za-proektnye-raboty/

5.ВС РФ указал на основания при которых взыскать пени по госконтракту у заказчика не получится

Если заказчик не воспользовался своим правом на начисление пени при осуществлении оплаты за выполненные работы, а также не предъявил подрядчику требование об уплате пени при приемке работ, как и при заключении соглашения о расторжении контракта, то оснований для взыскания с подрядчика пеней в последующем не имеется, следует из постановления АС Московского округа, поддержанного Верховным Судом.

Подписывая соглашение, стороны договорились в том числе и об отсутствии штрафных санкций за нарушение сроков проведения спорных работ по контракту. Таким образом, подписывая данное соглашение, стороны подтвердили факт отсутствия взаимных претензий.

Документ: Определение #ВСРФ от 18 апреля 2022 года №305-ЭС22-4253 по делу №А41-27447/2021

Подробно: https://gkgz.ru/vs-rf-ukazal-na-osnovaniya-pri-kotoryh-vzyskat-peni-po-goskontraktu-u-zakazchika-ne-poluchitsya/

6.ВС РФ указал казначейству на отсутствие некоторых полномочий при проверке строительных госконтрактов заказчика

Казначейство не уполномочено проверять достоверность сметной стоимости строительных работ, определенной на этапе проектирования, а равно требовать от заказчика применения и корректировки сметных нормативов и расценок, надбавок, учтенных в проектной стоимости строительства и начальной максимальной цене контракта, при исполнении госконтракта и расчетах за фактически выполненные и принятые работы, следует из определения Верховного Суда.

Документ: Определение ВС РФ от 20 апреля 2022 года №309-ЭС22-4353 по делу №А60-21026/2021

Подробно: https://gkgz.ru/vs-rf-ukazal-kaznachejstvu-na-otsutstvie-nekotoryh-polnomochij-pri-proverke-stroitelnyh-goskontraktov-zakazchika/

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

1.Каким образом должны осуществляться закупки программного обеспечения с учетом Указа Президента РФ от 30.03.2022 № 166?

Ответ:

Указом Президента РФ от 30.03.2022 № 166 установлены:

1) с 31.03.2022 — запрет на закупки программного обеспечения (далее — ПО) в целях его использования на значимых объектах критической информационной инфраструктуры (далее — КИИ);

2) с 01.01.2025 — запрет на использование иностранного ПО на значимых объектах КИИ.

В статье:

▪️Условия применения запрета

▪️Особенности осуществления закупки

Подробно: https://gkgz.ru/kakim-obrazom-dolzhny-osushhestvlyatsya-zakupki-programmnogo-obespecheniya-s-uchetom-ukaza-prezidenta-rf-ot-30-03-2022-166/

2.Вопрос: О порядке приемки товаров, работ, услуг с 01.01.2022 (электронное актирование)

Каков порядок приемки товаров, работ, услуг с 01.01.2022 (электронное актирование)? Какие документы должен представить поставщик при передаче товара (если передача осуществляется по адресу заказчика, по адресам филиалов)? Кто должен подписывать данные документы? Что делать, если уже на этом этапе товар принимается частично или не принимается? Какие документы (сканы) должен приложить поставщик (исполнитель, подрядчик) к электронному документу в ЕИС? Должны ли эти сканы быть подписаны живыми печатями поставщика, заказчика? Должны ли прилагаться акт приема-передачи, накладная, счет, счет-фактура, или какие-то из этих документов заменяют друг друга? Может ли заказчик распространить требования типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения в части приемки товаров, работ, услуг на иные закупки?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Заказчик самостоятельно определяет порядок приемки исполненного по контракту. При этом он может установить в контракте любые не противоречащие закону условия, за исключением тех случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В частности, по нашему мнению, заказчик может использовать при формировании проектов контрактов для осуществления закупок товаров, работ, услуг, в частности, условия типового контракта, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 18.01.2021 N 15н, в той части, в которой это не противоречит действующей редакции Закона N 44-ФЗ, специфике закупаемых товаров, работ, услуг и фактическим условиям исполнения контракта.

Обоснование позиции: https://gkgz.ru/vopros-o-poryadke-priemki-tovarov-rabot-uslug-s-01-01-2022-elektronnoe-aktirovanie/

3.Как рассчитать штраф в случае несоблюдения контрагентом условия контракта об объеме привлечения соисполнителя из числа СМП, СОНО?

Государственным контрактом предусмотрено условие о привлечении соисполнителя из числа субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме 15% от цены государственного контракта.

Как рассчитывается штраф в случае привлечения соисполнителя из СМСП на сумму в меньшем объеме, чем предусмотрено госконтрактом? Можно ли рассчитать размер штрафа путем вычета из суммы, на которую должны были быть привлечены соисполнители, суммы, на которую были привлечены соисполнители из СМСП? Можно ли рассчитать штраф за непривлечение в качестве соисполнителя по государственному контракту СМСП как за нарушение обязательства, не имеющего стоимостного выражения, поскольку под стоимостным выражением не могут подразумеваться обязательства основного исполнителя перед третьими лицами?

Ответ: https://gkgz.ru/kak-rasschitat-shtraf-v-sluchae-nesoblyudeniya-kontragentom-usloviya-kontrakta-ob-obeme-privlecheniya-soispolnitelya-iz-chisla-smp-sono/

4.Муниципальное унитарное предприятие работает в рамках Закона N 223-ФЗ. Может ли заказчик увеличить цену договора, заключенного в рамках конкурентной процедуры, в связи с ростом цен на материалы на рынке?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Само по себе подписание сторонами дополнительного соглашения об увеличении цены договора не противоречит закону. Однако при определенных обстоятельствах такое изменение условий договора может быть квалифицировано как нарушение законодательства о защите конкуренции.

Обоснование позиции: https://gkgz.ru/vopros-o-vozmozhnosti-uvelicheniya-tseny-dogovora-223-fz-v-svyazi-s-rostom-tsen/

Источник: https://gkgz.ru/svezhij-obzor-zakupochnogo-zakonodatelstva-s-18-04-2022-po-24-04-2022/#r1240422

Прочитано 338 раз Последнее изменение Среда, 27 апреля 2022 15:10

Новости - изменения в законодательстве