Стоит напомнить, что данным нормативным правовым актом предусмотрена возможность изменения существенных условий контракта при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения.
Давайте разберём, что входит в изменение условий контрактов:
- изменение (продление) срока исполнения контракта;
- изменение объёма и (или) видов выполняемых работ по контракту, спецификации и типов оборудования, предусмотренных проектной документацией;
- изменения, связанные с заменой строительных ресурсов на аналогичные строительные ресурсы, в том числе в связи с внесением изменений в проектную документацию;
- изменение отдельных этапов исполнения контракта, в том числе наименования, состава, объёмов и видов работ, цены отдельного этапа исполнения контракта;
- установление условия о выплате аванса или об изменении установленного размера аванса;
- изменение порядка приемки и оплаты отдельного этапа исполнения контракта, результатов выполненных работ;
- изменение (увеличение) цены контракта без изменения объёма и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 9 августа 2021 года № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
- изменение условий о порядке перечисления средств поставщикам (подрядчикам, исполнителям) по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения контракта, с лицевых счетов, открытых заказчикам по таким контрактам (договорам) в территориальных органах Федерального казначейства, на расчётные счета, открытые поставщикам (подрядчикам, исполнителям) по контрактам (договорам) в кредитных организациях, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Случаи, при которых можно изменить условия контракта:
- продление срока выполнения работ по контракту вследствие внесения изменений в проектную документацию;
- продление срока выполнения работ по контракту из-за неблагоприятных погодных условий;
- продление срока выполнения работ по контракту, если был объявлен режим чрезвычайной ситуации и это повлекло не выполнение работ в срок;
- существенно подорожали материалы относительно рассчитанной сметной их стоимости;
- задержка поставки материала из-за большой загруженности производства перед началом отопительного периода;
- выполнение необходимых дополнительных работ для целей достижения их качества и не учтённые в проектно-сметной документации.
Данный перечень случаев не является исчерпывающим и в зависимости от ситуации может быть дополнен. Однако необходимо иметь в виду, что подтверждение независящих от сторон контракта обстоятельствах, влекущих невозможность его исполнения, требует документального подтверждения.
И такое документальное подтверждение обеспечивается именно подрядчиком, что следует из процедуры изменения существенных условий контракта:
- поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет заказчику в письменной форме предложение об изменении существенных условий контракта с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение, а также подписанного проекта соглашения об изменении условий контракта;
- заказчик в течение 10-ти рабочих дней со дня, следующего за днём поступления предложения об изменении существенных условий контракта, по результатам рассмотрения такого предложения направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) подписанное соглашение об изменении условий контракта и включает в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» информацию об изменении контракта в реестр контрактов либо в письменной форме отказ об изменении существенных условий контракта с обоснованием такого отказа.
Надо сказать, что заказчик не всегда охотно идёт на подписание дополнительного соглашения по рассмотренным случаям. Однако уже сформировавшееся судебная практика и практика Федеральной антимонопольной службы России при наличии документов от подрядных компаний о необходимости изменения существенных условий контрактов не позволяет включать подрядчиков в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) и необоснованно взыскивать неустойки.
Ещё одним вопросом для нас стала возможность применения данного постановления российского Кабмина к контрактам на капитальный ремонт многоквартирных домов. К сожалению, нам не удалось найти прямого и чёткого ответа на данный вопрос. В то же время полагаем, что постановление Правительства РФ от 16 апреля 2022 года № 680 должно распространяться и на случаи изменения контрактов по подготовке проектно-сметной документации и капитальный ремонт МКД, заключаемых с Фондами капитальных ремонтов многоквартирных домов.
Источник: За-Строй.РФ