Пресса о Гильдии
Среда, 31 мая 2017 20:13

Строительство: новый этап реформирования (Интервью Али Шахбанова газете "Дагестанская правда")

Оцените материал
(0 голосов)

В стране идет масштабное реформирование системы саморегулирования в сфере строительства. Федеральный закон N 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» окончательно вступает в силу с 1 июля. Времени у строителей осталось немного. Как реализуется переходный период реформирования системы саморегулирования в строительстве в Дагестане?
С этим и другими вопросами мы обратились к президенту Ассоциации Саморегулируемой организации «Гильдия строителей Северо-Кавказского федерального округа», почетному строителю РФ Али ШАХБАНОВУ

– За семь лет функционирования, рассказал Али Баширович, в системе саморегулирования в строительстве нами накоплен богатый опыт, позволяющий реализовать новые возможности в решении задач, стоящих сегодня перед строительной отраслью. На новом этапе реформирования системы саморегулирования наша Ассоциация является одной из главных участниц строительного рынка Дагестана, способствуя успешному взаимодействию строительных организаций с исполнительными и муниципальными органами власти, бизнеса и потребителей услуг.
 Можно сказать, саморегулирование в строительстве стало новой системой негосударственного управления. Главная задача СРО – обеспечить исполнение федерального закона № 372-ФЗ, существенно трансформирующего систему саморегулирования в строительстве. Нам предстоит, переосмыслив базовые принципы и общественные цели саморегулирования, выйти на более высокий уровень ответственности, сохранив при этом имеющиеся достижения.

– В чем суть изменений в законодательстве?
– Требования нового закона предполагают совершенствование механизмов саморегулирования, направленные на формирование единой региональной системы саморегулирования. Закон нацелен повысить уровень ответственности СРО и степень защиты интересов заказчика и потребителей строительных услуг. На СРО ныне возлагаются обязанности не только предупреждать причинение вреда третьим лицам, но и возлагаются обязанности обеспечения договорных обязательств между заказчиком и подрядчиком – членом СРО.

– Речь о новых фондах?
– Да. Для обеспечения имущественной ответственности перед заказчиком и потребителями строительных услуг создаются два компенсационных фонда: компенсационный фонд возмещения вреда при причинении вреда третьим лицам и компенсационный фонд обеспечения договорных отношений, гарантирующий заказчику исполнение условий договора подряда (контракта). Также создается единая система разработки и внедрения стандартов НОСТРОЙ, внутренних документов СРО и профессиональных стандартов.

– С 1 июля вводится совершенно новый механизм допуска строительных компаний на строительный рынок. В чем его особенности?
– Теперь в строительных компаниях должно быть наличие специалистов по организации строительства, двух главных инженеров проекта, это исходя из минимальных квалификационных требований закона. Специалисты должны иметь высшее образование строительного профиля и стаж практической работы не менее чем 10 лет, в том числе на инженерных должностях – не менее чем три года, и включенных в Национальный реестр специалистов (НРС). СРО предстоит взять на себя функции общественного контроля в сфере государственных и муниципальных закупок, выработать механизмы по борьбе с коррупцией в сфере строительства, обеспечить конкурентные условия для всех участников торгов и прозрачность на всех этапах закупочного цикла.

– Задачи не из легких. В чем видите позитив в новшествах, и какие есть препятствия в реализации пунктов нового закона?
– На мой взгляд, реализация этих норм позволит поднять статус СРО, генеральных подрядчиков, специалистов и очистить рынок от недобросовестных СРО, фирм-однодневок. Но хватает и проблемных сторон в новом законе. Региональный принцип формирования СРО вызывает, наверное, самое большое количество возражений и недовольства. К примеру, многие строительные организации, которые юридически зарегистрированы в РД, но являются членами СРО в других субъектах РФ, столкнулись с проблемами при переходе в региональные, то есть «домашние» СРО. Одна из главных причин кроется в отсутствии у некоторых СРО средств компенсационного фонда в связи с отзывами лицензий у проблемных банков.
Имеются также случаи, когда СРО устанавливают «отступные», вынуждая компании, то есть своих членов, выплачивать членские взносы вперед, вплоть до 1 июля, когда закон окончательно вступит в силу. Все это порождает судебные тяжбы. Нам же в Ассоциации удалось сохранить компенсационный фонд в полном объеме и разместить на спецсчетах в одном из уполномоченных банков. Вместе с тем, на мой взгляд, закон возложил на СРО несвойственные функции имущественной ответственности, которыми должны заниматься специализирующиеся на этом страховые компании и финансовые учреждения.

– Какие еще будут изменения, и как к ним отнеслись застройщики?
– С 1 июля прекращают своё действие Свидетельства о допуске к выполнению видов работ, которые ранее выдавались строительным организациям – членам СРО. Работы по договорам строительного подряда свыше трех миллионов рублей должны будут выполняться только индивидуальными предпринимателями и строительными организациями (генеральными подрядчиками) – членами СРО.
Участвовать в государственных и муниципальных закупках смогут только те из них, которые внесли взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных отношений. Для многих компаний это обременительно, ведь состояние строительного рынка сегодня не простое. Если раньше многие предприятия были обеспечены государственными контрактами и договорами подряда и членские взносы СРО были для них необременительны, сейчас строители думают, как минимизировать свои затраты.

– А каково ваше мнение по введению компенсационного фонда обеспечения договорных отношений членами СРО?
– Закон устанавливает право СРО осуществлять контроль исполнения договоров членами СРО и общественный контроль при проведении соответствующих закупок. Но, к сожалению, здесь имеется ряд нерешенных проблем.
Во-первых, СРО никак не участвуют в проведении конкурентных процедур и тем более в процессе заключения договора строительного подряда. Более того, по закону у члена СРО и у застройщика, с которым он заключает контракт, отсутствуют обязательства предоставлять в СРО информацию о заключенном договоре подряда. Получается, что СРО несёт ответственность, но не имеет источников информации и инструментов влияния на ситуацию, что неправильно в принципе.
Во-вторых, субсидиарная ответственность, которая прописана в законе, – это еще одна коррупционная схема, которая допускает сговор о срыве сроков строительства между заказчиком и подрядчиком. Отвечать по обязательствам будет не подрядчик, а СРО – все её члены своим компенсационным фондом обеспечения договорных обязательств. А СРО потом может регрессным иском предъявлять претензии через суд к подрядчику, которого может уже и не быть.
Семилетний опыт развития саморегулирования в строительном комплексе убедительно доказывает, что формирование компенсационных фондов не является эффективной технологией управления. Это препятствие на пути развития института саморегулирования и экономики. Ведь в условиях коррупции и несовершенства законодательных норм только формированием компенсационных фондов задачу не решить. Необходимо повышать ответственность органов власти за заключаемые договоры.
Ответственность заказчика и подрядчика определены в нескольких законах, а в действительности сегодня заказчик диктует подрядчикам такие условия, какие захочет, штрафует за все, а сам ни за что не отвечает. Мы же хотим, чтобы эта ответственность была равной. Во избежание дальнейшего углубления экономического кризиса, негативных коррупционных, криминальных, социальных последствий необходимо срочно использовать страхование как самостоятельный и самодостаточный способ обеспечения дополнительной имущественной ответственности в строительной отрасли. Анализ семилетней практики саморегулирования в сфере изысканий, проектирования, строительства наглядно показал, что страхование реально стало основной формой дополнительной имущественной ответственности.
Страхование в строительстве – неотъемлемая часть строительного инвестиционного процесса в условиях рыночных отношений. Страховая сумма в контракте должна стать обычной практикой, и тогда отпадает необходимость создания коррупционных схем формирования компенсационных фондов.
В настоящее время Национальным объединением строителей разрабатываются типовые государственные и муниципальные контракты, которые должны быть утверждены приказом Минстроя России. Надеемся, что они внесут определенность и ответственность во взаимоотношениях сторон договора подряда.

– Али Баширович, вопрос к вам, как члену Совета по профессиональным квалификациям в строительстве НОСТРОЙ. Какие изменения вносит закон в части кадрового обеспечения строительной отрасли?
– Федеральный закон № 372-ФЗ поставил задачу – отследить наличие квалифицированных кадров у конкретных строительных организаций и определить характеристики квалификаций, необходимые работникам для осуществления трудовых функций. Для реализации этой задачи саморегулируемые организации должны разрабатывать и утверждать квалификационные стандарты, а Национальные объединения – начиная с 1 июля 2017 года – вести Национальный реестр специалистов.
 Создание Национального реестра специалистов позволит создать базу квалифицированных специалистов по организации строительства. Принят не только Федеральный закон № 372-ФЗ, но и дополнения в Трудовой кодекс РФ, которые вводят обязательность соблюдения ряда профессиональных стандартов в строительстве. Кроме того, с 1 января т. г. вступил в силу ФЗ №238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций», который устанавливает процедуру подтверждения соответствия специалиста квалификационным требованиям, профессиональным стандартам.
Разрабатываемые НОСТРОЙ и ФАУ «Рос­КапСтрой» профессиональные стандарты специалистов по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства с 1 июля 2017 года становятся обязательными.  И теперь подтверждение уровня компетенции специалиста и соответствие требованиям профессиональных стандартов будут осуществляться в центрах оценки квалификаций путем сдачи профессионального экзамена.

– В Дагестане такой центр есть?
– Да. Он создан на базе ООО ХК «Трансстрой», который является членом нашей Ассоциации. Одним из приоритетных направлений деятельности Ассоциации «Гильдия строителей СКФО» с первых дней её создания является подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих строительных профессий. Мы являемся учредителем Северо-Кавказского института повышения квалификации кадров строительного и жилищного комплекса, который осуществляет повышение квалификации и аттестацию специалистов по различным направлениям подготовки, а также, являясь базовым ресурсным центром НОСТРОЙ, проводит подготовку квалифицированных рабочих кадров строительных профессий.
Большое внимание нами уделяется популяризации престижа рабочих специальностей. Ассоциация ежегодно проводит Региональный этап и принимает участие во Всероссийском этапе Национального конкурса «Строймастер», где его члены достойно представляют республику на этих соревнованиях.

– Вы, как известно, уже два года подряд выступаете также и соорганизатором Регионального чемпионата «Worldskills Russia» в Дагестане и спонсором компетенций строительного профиля. Не обременительно?
– Нет, считаем это важной и необходимой частью нашей деятельности. Отрадно отметить, что на прошедшем 27 – 28 февраля в Каспийске втором чемпионате «Worldskills Russia» достигнута договоренность между Ассоциацией и Каспийским колледжем архитектуры и строительства о подготовке учащихся по программе «Инновационная технология строительства «Несъемная опалубка».
В рамках этого проекта наш институт разрабатывает учебную программу, готовит видеоматериалы, методическую литературу, проводит подготовку мастеров производственного обучения колледжа и участвует в оценке уровня знаний учащихся. ООО ХК «Трансстрой» обеспечивает учебный процесс необходимыми строительными материалами по технологии «Несъемная опалубка».
Глава Дагестана Р. Г. Абдулатипов говорит: «Наш главный потенциал — подготовленные квалифицированные специалисты, и если их не будет, мы не сможем нормально развивать республику». Именно поэтому требуются развитие системы профессионального образования, создание сети специализированных колледжей, мониторинг потребности и подготовка кадров, необходимых для экономики Дагестана. Этот комплекс мер позволит привлечь молодых людей к получению профессионального образования и приучит их к общественно полезному труду, что в конечном итоге должно обеспечивать нашу молодежь гарантированным трудоустройством и решать их социальные проблемы.
Мы все понимаем значимость принимаемых законов и решений, осознаем, насколько важны они для развития строительной отрасли. На данном этапе главная задача Ассоциации СРО «Гильдия строителей СКФО» – совершенствование системы саморегулирования в строительстве. Это нужно экономике Дагестана, а также для динамичного развития его строительного комплекса.

 

Джангиши Гадисов, газета "Дагестанская правда"

Прочитано 1700 раз Последнее изменение Среда, 31 мая 2017 20:32

Новости - изменения в законодательстве