Новости строительства и ЖКХ
Среда, 08 февраля 2017 09:12

Эксперты АУЗ рассказали об угрозах размещения закупок в СМИ

Оцените материал
(0 голосов)

Одновременно с размещением сведений о закупке в Единой информационной системе (ЕИС), заказчик по 223-ФЗ вправе публиковать их и в СМИ. По мнению Федеральной антимонопольной службы РФ, размещение информации о закупке в СМИ, обеспечивает ей гласность и прозрачность. Эксперты Т94 предполагают, что формулировка "вправе" скоро изменится на "обязан".

О том, что СМИ могут стать своеобразной альтернативой ЕИС, неоднократно говорило Министерство экономического развития РФ. ФАС придерживается сходной позиции, отмечая, что размещение информации о закупке, в том числе в СМИ, обеспечивает ей большую открытость. Сейчас заказчик обязан разместить информацию о закупке в ЕИС. Вместе с тем, он вправе разместить дополнительно такие же сведения еще и на своем сайте.

В МЭР также добавляют, что заказчик наряду с размещением сведений о закупке в ЕИС может направить потенциальным исполнителям приглашения к участию в закупке. Но порядок такого приглашения заказчик должен установить в положении о закупке. Эксперты предлагают заказчикам предусматривать в положении и возможность размещать в СМИ информацию о закупке, чтобы избежать впоследствии недомолвок. В документации можно было бы привести и перечень СМИ, в которых будут публиковаться сведения о закупках.

Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center, рассказал Т94, что большинство заказчиков так и поступает. Правда, одни используютлибо свой корпоративный сайт, либо электронную торговую площадку, которую они не указываютв положении о закупках. МЭР сейчас разъяснил, что таким сайтом для размещения сведений о закупке может быть и СМИ.

"По моему мнению, это должны быть именноэлектронные СМИ, поскольку логика не только 223-ФЗ, но и всех регулируемых закупок сводится к электронному информационному обеспечению при публикации информации о закупке. Но заказчик обязан прописать в своем положении о закупке альтернативный источник информации. При этом нет необходимости составлять единый государственный перечень СМИ. А вот базовые требования к качеству сайта, на котором заказчик может публиковаться, следовало бы прописать, хотя заказчик сам заинтересован в выставлении своей публикации на проверенном ресурсе", - говорит Казанцев, добавляя, что публикаций на ЕИС существование подобных сайтов пока не отменяет.

Публикация на ином ресурсе нужна, и для поставщика альтернативным источником пользоваться гораздо удобнее. Пословам Казанцева, не каждый поставщик, особенно новичок, владеет расширенным поиском в ЕИС. При публикации информации, например, на ЭТП, поставщик, который однажды там зарегистрировался, будет впоследствии получать информационную рассылку по интересующим его закупкам.

Безусловно, при бесперебойной и корректной работе ЕИС как поставщикам, так и заказчикам удобнее брать необходимую информацию с единого, аккумулирующего всю информацию источника, считает Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний. Впрочем, по мнению эксперта, размещение в СМИ информации о закупочных процедурах актуально в случае системных сбоев ЕИС.

"В качестве альтернативного способа информирования участников закупки подобная мера правильна. Но не стоит забывать о том, какое количество извещений подается ежедневно", - говорит Фахретдинов. По данным портала закупок, с начала 2017г. было опубликовано 188 486 извещений, то есть в среднем 5,9 тыс. в день.  За 2016г. количество размещенных закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ составило 4,5 млн, то есть в день средний показатель за год – 9,5 тыс. извещений. Это колоссальный объем, и по мнению Фахретдинова, навряд ли какое-либо СМИ сможет самостоятельно обеспечить функционирование подобной площадки. "Скорее, здесь возможен вариант взаимовыгодного партнерства крупных госкомпаний и госзаказчиков с деловыми и отраслевыми СМИ", - считает эксперт.

Не все согласны, что разъяснение МЭР связано со сбоями в работе ЕИС, хотя система в ее нынешнем виде оставляет желать лучшего. Как рассказал Т94 Руслан Хальфин, эксперт рабочей группы в экспертном совете при Правительстве РФ,размещение сведений в СМИ никак не может служить альтернативой ЕИС. Следует учитывать нынешние удобства консолидации предложений заказчиков для поставщиков (поиска процедур по кодам продукции/регионам/заказчикам, ответственное размещение информации с ЭЦП, мониторинг состояния процедур и т.д.) и контролирующих органов, в том числе в связке с исполнением договора и планированием.

"СМИ может быть только дополнением, в котором заказчик никогда не был ограничен законом, а разъяснение здесь только констатирует факт", - говорит Хальфин. По словам эксперта, всерьез сейчас рассматривать бумажные СМИ вообще не стоит из-за их инертности, высокой стоимости публикаций и малого охвата необходимой целевой группы. А вот электронные СМИ с этой точки зрения находятся в более благоприятной позиции.

Хальфин уточняет, что смысл имеет публиковать только отдельные закупки, и то в качестве PR-акций. "Я, например, вряд ли буду рекомендовать общие СМИ, как действительно эффективный источник публикации информации о закупках, скорее здесь существуют большие перспективы для развития сервисов ЭТП и агрегаторов публикаций в ЕИС", - подчеркнул эксперт.В качестве примера он приводит РАО ЕЭС, где уже давно внедрен единый стандарт закупок: "Перечни СМИ в компании утверждались на уровне советов директоров подконтрольных обществ и, как правило, состояли из 4-5 наименований. В их состав входили: для очень значительных закупок – крупные центральные органы печати, а также местные газеты, в зависимости от расположения компании, и ЭТП, которые были корпоративными торговыми системами".

На фоне предложений сделать ЭТП альтернативными ресурсами для размещения сведений о закупках, есть и другие точки зрения по этому поводу.Так, Вячеслав Иванов, руководитель пресс-службы Ассоциации Участников Закупок (АУЗ), рассказал Т94, что разъяснительное письмо Минэкономразвития в отношении процедур по размещению информации о закупках содержит четкую юридическую формулировку, согласно которой заказчик вправе размещать информацию о закупке в СМИ, но это вовсе не входит в его обязательства. Иванов считает, что за этой формулировкой, и вообще идеей размещать информацию в СМИ, лежит более глубокий подтекст, который со временем перерастет в новые нормативные акты -как на рынке электронных закупок, так и на других рынках. Он связан с идеей финансовой поддержки отечественных СМИ внебюджетными источниками:"Обязать бизнесменов поддерживать СМИ через размещение финансовой информации – один из способов поддержать отечественную журналистику. Система электронных закупок в этом смысле – идеальный кандидат для выуживания денег. Поэтому разговоры об увеличении "гласности" и "повышении прозрачности" закупок не более чем ширма, фикция для прикрытия более фундаментальных задач".

Вместе с этим, эксперт утверждает, что на практике это может привести к диаметрально противоположному эффекту: особо рьяные сторонники идеи могут предложить вовсе отказаться от размещения уведомлений на электронных площадках. В результате информация о закупках начнет публиковаться в малотиражныхпечатных изданиях, с целью отвлечь от закупок ненужных юрлиц. Вместо "прозрачности" рынок получит на выходе инструмент для мошенничества.

"В том, что формулировка информационного письма Минэкономразвития может со временем измениться со слов "вправе" на "обязан", можно не сомневаться. В этом случае появится перечень СМИ, обязательных для размещения такой информации. Первыми в нем окажутся крупные федеральные печатные издания уровня"Российской газеты". Следом пойдут собственные издания торговых площадок, и ценаразмещения в них не будет низкой. Завершат список "счастливчиков" газеты и журналы, которые сумеют банально "договориться" с авторами перечня", - резюмировал Иванов.

Таким образом, очередное разъяснительное письмо МЭР вызвало определенную подозрительность среди участников рынкав отношении будущего закупочных процедур по 223-ФЗ. Обостряют ситуацию и вызывают дополнительные бсуждения частые сбои в работе ЕИС. Но до тех пор, пока нет новой инициативы об обеспечении гласности и прозрачности процедур, заказчикпопросту должен прописывать в положении о закупках возможность размещать сведения в СМИ наряду с публикацией в ЕИС.

Для справки:
Если данные о закупке не размещены в ЕИС, нарушителю грозит штраф. Должностное лицо заказчика может быть оштрафовано на сумму от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а сам заказчик - от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

 

Источник: http://torg94.ru/stat/8794.html

Прочитано 1474 раз

Новости - изменения в законодательстве