Новости строительства и ЖКХ
Среда, 22 августа 2012 17:30

Строительный комплекс России на пороге ВТО

Оцените материал
(0 голосов)

23 августа Россия должна стать членом Всемирной торговой организации. Таким образом, создаются принципиально новые условия как для российских производителей на международной арене, так и для иностранных компаний в России. Мнения о целесообразности присоединения России в действующих условиях кардинально противоположны — есть убедительные преимущества, но есть и серьезные опасения. Для строительного комплекса вступление в ВТО — скорее благо, чем угроза: строителям придется научиться конкурировать со своими иностранными коллегами, что будет способствовать развитию инновационных процессов в отрасли и стимулировать применение современных технологий и материалов. В то же время сообщество в кратчайшие сроки должно выработать меры, позволяющие конкурировать с иностранными специалистами на равных. Но прежде необходимо решить глубочайшие проблемы российской стройки – это устаревшая база нормативной технической документации, дефицит квалифицированных рабочих кадров, административные барьеры, препятствующие развитию строительства.

Для оценки воздействия на строительную отрасль факта участия в ВТО нужно рассматривать с одной стороны строительные работы, с другой – строительную индустрию.

С точки зрения таможенного тарифного регулирования ситуация в отношении промышленности строительных материалов и изделий существенно не изменится, поскольку действующие импортные таможенные пошлины уже сегодня не превышают предельных уровней, установленных ВТО. Сейчас многие материалы завозятся из-за рубежа, поэтому у российских производителей строительных материалов могут возникнуть определенные сложности с выживанием в еще более жестких условиях рынка.

И самое главное — возникают риски, связанные с отсутствием барьеров на ввоз недоброкачественной и опасной продукции. Соответствующие требования должны быть установлены в национальных технических регламентах. Однако в Российской Федерации в настоящее время отсутствует технический регламент о безопасности строительных материалов и изделий. Соответствующий проект федерального закона «Технический регламент о безопасности строительных материалов и изделий» был принят Государственной Думой в первом чтении в 2009 году, однако в дальнейшем работа над этим законопроектом была прекращена в связи с переносом принятия технических регламентов на уровень Таможенного союза и ЕврАзЭС.

В настоящее время Минрегионом России при участии Национального объединения строителей разработан проект технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». Указанный документ прошел межведомственные согласования, и 10 апреля 2012 года одобрен Подкомиссией по техническому регулированию Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. В настоящее время проект технического регламента готовится к рассмотрению Евразийской Экономической Комиссией.

В этом техническом регламенте впервые в российской практике устанавливается система требований к строительным материалам и изделиям, обеспечивающая повышение качества этой продукции и возводящая технический барьер для импорта в Россию низкокачественной и небезопасной продукции из третьих стран. Это должно повысить качество и безопасность конечной продукции строительства — зданий и сооружений.

Пример этой ситуации в очередной раз афиширует зависимость надежного, качественного строительства от соответствующих нормативных документов, без которых невозможно надежно и красиво строить современные здания. Что, в конечном счете, полностью совпадает с задачами института саморегулирования. Именно по этой причине приоритетным направлением работы на ближайшие годы НОСТРОЙ избрал развитие системы технического регулирования в строительстве. Сегодня мы постепенно решаем проблемы обновления отраслевой нормативной базы. К концу года Национальное объединение строителей заканчивает работу по техническому переводу Еврокодов – норм проектирования и разработке к ним национальных приложений.

Вместе с тем актуализируются национальные СНиПы и стандарты. Уже сегодня каждый 6-ой стандарт в строительстве полностью или частично гармонизирован с европейскими. НОСТРОем разработано более 70 стандартов, содержащих требования к правилам ведения работ и контролю за ними, в т.ч. по новым технологиям и материалам.

Как известно – «кадры решают все». И для стройки этот лозунг становится тем более актуальным с постепенно ускоряющимся переходом на новые технологии, ведь какими бы современными они не были, возводят дома люди, и от их умений и знаний будет зависеть возможность применения новых материалов и оборудования. В условиях членства России во Всемирной торговой организации строители обязаны научиться работать в современных реалиях и стандартах. В нашей стране система постоянного повышения квалификации кадров была разрушена, сейчас НОСТРОЙ ее создает заново вместе с системой аттестации специалистов. В прошлом году была введена Единая система аттестации специалистов строительного комплекса (ЕСА), основанная на использовании современных интернет-технологий – это обеспечивает независимую оценку уровня их знаний. На сегодня выдано 50 000 аттестатов. Но это только начало, так как по закону в течение 5 лет предстоит аттестовать более 500 тысяч человек. Причем это касается и иностранных специалистов.
Присоединение к ВТО должно способствовать привлечению отечественных и иностранных инвестиций, без которых построение новой модели российской экономики невозможно. Для этого в России должен быть не просто благоприятный, а экономически привлекательный инвестиционный климат. Тем не менее, пока инвестиционной активности в строительной сфере препятствуют неприемлемо высокие административные барьеры. Национальное объединение строителей в 2011 году провело исследования административных барьеров при строительстве жилья. Исследование показало, что половину бюрократических процедур можно безболезненно сократить — за счет приведения региональных норм в соответствие с федеральными. Указом Президента Правительству поручено до декабря этого года разработать исчерпывающий перечень административных процедур в сфере жилищного строительства. Проект такого Перечня уже подготовлен Национальным объединением строителей и направлен на рассмотрение в Правительство. Перечень получил поддержку ТПП и РСПП.

В законодательном регулировании строительной отрасли в постсоветское время никогда не устанавливались ограничения для выхода на российский рынок работ и услуг иностранным строительным компаниям. В строительной сфере иностранным компаниям предоставляется национальный режим деятельности, такой же, как и для российских организаций. Иностранная строительная организация в предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации случаях, также как и российская организация, должна получить допуск для строительной деятельности в России, став членом соответствующей саморегулируемой организации. Иностранная проектная документация в отношении достаточно крупных объектов должна пройти обязательную экспертизу на соответствие требованиям российских технических регламентов, что фактически означает экспертизу на соответствие российским стандартам и строительным нормам и правилам.

Вступление в ВТО дает возможность российским строительным компаниям участвовать в тендерах за рубежом в большем, чем ранее, числе стран. Федеральный закон № 94-ФЗ о размещении государственных заказов не ограничивает участие иностранных компаний в тендерах на строительные подряды. Правила ВТО предусматривают зеркальность в предоставлении прав на участие в тендерах на закупки (подряды) публичных властей.

НОСТРОЙ

 

Прочитано 962 раз

Новости - изменения в законодательстве