Новости строительства и ЖКХ
Среда, 02 марта 2011 13:06

О повышении квалификации и аттестации кадров в условиях саморегулирования в строительной отрасли

Оцените материал
(0 голосов)

Повышение профессионального уровня специалистов всегда являлось одной из главных задач совершенствования строительной отрасли. Особое значение оно приобрело в последнее время, когда с введением института саморегулирования в строительстве резко возросли требования к качеству строительных работ.

Необходимость скорейшей адаптации строительной отрасли к требованиям федерального законодательства в области саморегулирования в строительстве, потребовало реанимации работы по повышению квалификации и аттестации специалистов строительной отрасли, но уже на новой основе, по новым принципам.

 

На практике это означает, что СРО при выдаче Свидетельства о допуске на право ведения тех или иных работ берет на себя контроль уровня профессиональной подготовки сотрудников организаций — членов сообщества, а также отслеживает повышение ими профессиональной квалификации. Казалось бы, вся нормативная база имеется, и никаких проблем для проведения профессионального обучения в системе саморегулирования в строительстве нет. Однако это не так. Те вопросы, которые во времена государственного лицензирования рассматривались исключительно формально, в условиях саморегулирования и персональной заинтересованности участников строительного процесса получили совершенно иную окраску.

Какие формы обучения, какие именно программы, какие формы аттестации и для каких категорий специалистов могут обеспечить необходимый уровень квалификации сотрудников в привязке к конкретным видам работ, которые должна осуществлять строительная организация? Кто имеет право проводить обучение? Какие документы должны подтверждать соответствие образовательных программ современным требованиям подготовки кадров? Вот лишь краткий перечень проблем, которые необходимо оперативно решить для эффективной организации системы профессионального обучения в условиях саморегулирования в строительной отрасли.

Совершенствование методологии повышения квалификации кадров – одно из приоритетных направлений деятельности Национального объединения строителей (далее-НОСТРОЙ). Национальным объединением строителей разработаны унифицированные «Типовые учебные программы повышения квалификации сопровождения саморегулирования в сфере строительства и допуска к видам работ, влияющим на безопасность объектов капитального строительства», формируется единый реестр образовательных учреждений, ответственных за реализацию этих программ.

Виды работ в соответствии с Перечнем, утвержденным Минрегионразвития РФ № 624 от 26. 04. 10 г., объединены в 16 учебных программ повышения квалификации. Программы разработаны по модульному принципу и имеют общие модули, необходимые для изучения всеми специалистами, и специализированные модули по видам строительно-монтажных и специальных работ. Такой подход позволяет объединить систему повышения квалификации (общие модули) и систему «преддопускного обучения» (специализированные модули), а также унифицировать программы обучения по их названию – «Обеспечение безопасности строительства и качества выполнения СМР (по видам работ) и специальных работ.

2 августа 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 27. 07. 2010 г. № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который ввел обязательность проведения аттестации лиц, обеспечивающих безопасное выполнение строительных работ.

В целях реализации положений Градостроительного кодекса, Национальным объединением строителей разработано положение «О Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса». Это основной юридический документ, регламентирующий порядок организации и проведения аттестации. Разработка такого документа – достаточно сложная и ответственная процедура. Универсальных рекомендаций по разработке Положения не может быть, так как он разрабатывается исходя из специфики производства, из задач и целей аттестации.

При этом есть принципиальные вопросы, которые должны найти свое отражение в любом Положении и для любой модели аттестации такие, как:

? категории работников, подлежащие аттестации;

? категории работников, не подлежащие аттестации;

? периодичность проведения аттестации;

? необходимые подготовительные мероприятия при аттестации;

? процедурные вопросы проведения аттестации;

? документы, необходимые для проведения аттестации (аттестационные материалы);

? критерии оценок аттестации;

? правовые последствия аттестации.

Необходимо отметить, что Национальным объединением строителей проект положения о Единой системе аттестации был вынесен на всеобщее обсуждение среди саморегулируемых организаций. Была выбрана стратегическая линия – сделать его толкование широким, потому что это базовое положение, которое максимально должно устраивать всех. Но эта задача архи сложная, так как удовлетворить желания всех 230 СРО (а в их составе тысячи строительных организаций) невозможно.

Принятое положение о Единой системе аттестации Национального объединения строителей определяет цели и принципы аттестации в Единой системе аттестации Национального объединения строителей (далее - Единая система), регламентирует распределение компетенции в Единой системе, единый порядок подачи претендентами на аттестацию документов на аттестацию, допуска претендентов на аттестацию к оценке уровня знаний, проведения такой оценки, принятия решений по результатам оценки уровня знаний, выдачи и аннулирования аттестатов, аккредитации центров по тестированию, присоединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, к Единой системе, выхода и исключения саморегулируемых организаций из Единой системы. Аттестация в Единой системе проводится в целях проверки соответствия установленным критериям уровня знаний работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заявляемых в саморегулируемую организацию, для подтверждения соответствия требованиям к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

 

Наша задача теперь – начать процедуру аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса республики. С этой целью негосударственное образовательное учреждение «Учебно-методический центр «Строй-Альянс» прошло аккредитацию в НОСТРОЙ в качестве Центра по тестированию.

К компетенции Центра по тестированию относятся:

прием документов специалистов, поданных на аттестацию;

принятие решения о допуске к аттестации, отказе в допуске к аттестации;

обеспечение оценки уровня знаний претендентов на аттестацию в форме компьютерного тестирования;

предоставление результатов оценки уровня знаний в соответствующие аттестационные комиссии саморегулируемых организаций;

выдача аттестата или отказ в аттестации по итогам рассмотрения аттестационными комиссиями саморегулируемых организаций результатов оценки уровня знаний;

внесение сведений в единый реестр НОСТРОЙ сведений об аттестации;

рассмотрение жалоб на результаты оценки уровня знаний, а в установленных случаях – направление их на рассмотрение Комиссии НОСТРОЙ по рассмотрению жалоб в сфере аттестации.

Квалификационная аттестация представляет собой комплекс мер, обеспечивающих определение соответствия уровня компетенции и знаний руководящих работников и специалистов строительных организаций, заявленных при получении Свидетельства о допуске к выполнению видов работ, и включает в себя квалификационный экзамен, проводимый в виде компьютерного тестирования и рассмотрение на заседании Аттестационной комиссии саморегулируемой организации полноты и качества результатов тестирования. Квалификационная аттестация осуществляется во взаимосвязи с системой непрерывного профессионального образования и проводится не реже одного раза в пять лет.

Программа компьютерного тестирования для целей аттестации разрабатывается в формате вопрос-ответ в соответствии с Перечнем видов работ, утвержденным приказом Минрегиона РФ № 624 от 26.04.10 г. В соответствии с планом внедрения Единой системы аттестации профильные Комитеты НОСТРОЙ согласовывают исполнителей и техническое задание по разработке вопросов и ответов для целей компьютерного тестирования по общестроительным видам работ, монтажу и пусконаладочным работам, генподряду и строительному контролю, иным видам строительных работ.

Согласно Плану работы по внедрению системы аттестации в феврале текущего года должны быть представлены вопросы и ответы по общестроительным работам, а уже в марте начнется процедура аттестации по этому блоку. Завершение разработки вопросов и ответов по всем видам работ запланировано на июнь 2011 года.

Особое значение имеют правовые последствия аттестации. Проверка деловых и иных качеств работника заканчивается их оценкой, целью которой является определение уровня данных качеств аттестуемого в плане соответствия его занимаемой должности или выполняемых работ.

В современных российских актах по аттестации наблюдаются различные подходы к определению аттестации, ее целей, задач и принципов. Неоднозначны решения вопросов формирования аттестационных комиссий, подготовки и проведения аттестации, оценки аттестуемого и правовых последствий аттестации. Безусловно, это лишь некоторые из проблемных моментов, на которые хотелось обратить внимание. Аттестация проводится в отношении работников, уже состоящих в трудовых правоотношениях. Но впоследствии выявленное несоответствие может повлиять на продолжение или прекращение трудового правоотношения. Поэтому нормы, связанные с подготовкой и проведением аттестации, необходимо совершенствовать в целях усиления гарантий трудовых прав работников и защиты их от возможных злоупотреблений со стороны работодателей, которые, в свою очередь, должны в полном объеме исполнять предъявленные к ним требования.

Повышение квалификации руководителей и специалистов будет более эффективным при соблюдении принципа преемственности обучения и последующего рационального использования кадров с учетом приобретенных ими знаний и навыков. Чтобы повысить ответственность и заинтересованность кадров в непрерывном повышении своей квалификации, необходимо обеспечить взаимосвязь результатов повышения квалификации, аттестации, должностных перемещений и оплаты труда работников с качеством знаний и эффективностью их практического использования.

 

Директор НОУ УМЦ «Строй-Альянс»

Член Комитета НОСТРОЙ

по профессиональному образованию З. Акаев

Прочитано 1544 раз Последнее изменение Воскресенье, 13 марта 2011 02:16

Новости - изменения в законодательстве