Новости Гильдии
Среда, 19 апреля 2023 12:31

Дорожная карта для строителей (Интервью Али Шахбанова)

Оцените материал
(1 Голосовать)

Газета "Дагестанская правда",
выпуск №129 от 19.04.2023

Общепризнано, что строительство является локомотивом экономики. Не исключение это и для Дагестана. Выполняя роль мультипликатора, отрасль обеспечивает доходами и занятостью существенную часть населения региона.

В республике немало проектов, ключевым исполнителем которых являются профильные компании, успешная их реализация прямо зависит от уровня их компетентности, мобильности и дееспособности.

Насколько готовы они к выполнению этих амбициозных задач? Какие меры и решения способны придать импульс их уверенному развитию? На эти и другие вопросы отвечает председатель Общественного совета при Минстрое РД, президент СРО «Гильдия строителей СКФО» Али Шахбанов.

– В настоящее время строители республики испытывают серьезные трудности, – говорит Шахбанов. – Парадоксальность ситуации в том, что, имея большие бюджетные инвестиции, наши компании, потеряв надежды на справедливые торги, или уходят с рынка, или по причине отсутствия контрактов разоряются. Корень зла, на мой взгляд, кроется во внеэкономических методах администрирования. Главная проблема в том, что компании без гарантированной загруженности объемами работ не имеют возможности развития, расширения материальных активов, техники, содержания персонала ИТР и квалифицированных рабочих. Подобную ситуацию нужно определенно менять.

– У меня лично сложилось впечатление, что ваше экспертное мнение, которое вы озвучиваете с различных трибун, наконец возымело действие. В частности на встрече с предпринимателями премьер-министр РД Абдулмуслим Абдулмуслимов поддержал ваше предложение по разработке дорожной карты строительной отрасли. Также вас избрали председателем Общественного совета Минстроя РД. Что, на ваш взгляд, необходимо изменить в сфере строительства в первую очередь?

– Считаю, что сближение позиций профессионального сообщества и руководства отрасли станет позитивным фактором. Дело ведь в том, что проблемы существуют не потому, что какой-то конкретный чиновник против. Необходима должная координация управления. Нужно нам вместе двигаться вперед, решая те или иные вопросы.

В первую очередь важен анализ состояния строительного комплекса, а также имеющихся у него возможностей и барьеров на пути развития. На основе полученных данных разработать действенные механизмы реализации. Это по сути и есть алгоритм разработки предложенной мной дорожной карты на ближайшую перспективу.

Вопросов, требующих ответов, достаточно много. К примеру, как добиться эффективности госзакупок в сфере строительства? Другая серьезная проблема – демпингование начальной максимальной цены контракта (НМЦК) ниже порога безубыточности. Те, кто думает, что низкие цены на нашу продукцию – благо, поскольку экономятся бюджетные средства, не разбираются в основополагающих постулатах экономического развития.

Демпинговые цены чреваты тем, что подрядчик может не завершить работу либо возведёт объект некачественно, либо исполнение контракта будет сопровождаться нарушениями его условий, а то и законов. В развитых странах ведётся борьба с демпингом. А у нас, к сожалению, практикуется принуждение к нему. Это влияет и на финансовую устойчивость организаций, и на налоговую базу бюджетов всех уровней. И без совместной нашей работы эти проблемы не урегулировать.


Требует детальной проработки вопрос о конкретных формах партнерства бизнеса и образования с тем, чтобы работодатель мог влиять как на качество подготовки специалистов, так и на организацию учебного процесса и производственной практики


– Судя по статистике, в 2022 году в Дагестане введено в эксплуатацию 1005 тыс. кв. м (– 2 % против 2021 года), в том числе 485 тыс. кв. м в многоквартирных домах (– 11 % против 2021 года). Рост наблюдается только в индивидуальном строительстве – 520 тыс. кв. м (+ 7 % против 2021 года). В чем, на ваш взгляд, причина негативного тренда?

– К сожалению, падение объёмов в многоквартирном жилищном строительстве, считаю, возможно и в текущем, и в последующие годы.

Одна из причин такого срыва – проблемы, с которыми мы столкнулись в 2020–2022 годах: пандемия коронавируса, введение ограничительных мероприятий, безудержный рост стоимости стройресурсов, нехватка рабочей силы и финансовые сложности, которые возникали в ходе исполнения договоров подряда.

И это при том, что Минстрой РФ в рамках Указа Президента РФ В. Путина сформировал новый план по возведению жилья до 2030 года. Теперь каждый регион знает, сколько должен построить в год и в течение ближайших 10 лет. В Дагестане поставлена задача довести объемы до 14,5 млн кв. м. Как добиться этого? Вопросы пока без ответов.

– Полагаете, при существующих темпах мы не поспеваем?

– Выходит, так. Согласно, государственной программе «Развитие жилищного строительства в РД» в этом году в регионе планируется сдать в эксплуатацию 950 тыс. кв. м жилья. Это немного. Но и такие показатели нам не выполнить без застройки крупных микрорайонов. Необходимы для этого площадь вне городской агломерации со своей независимой инженерно-коммуникационной инфраструктурой.

Ныне важным условием успеха становится комплексный подход к освоению территорий, а для этого необходимо полностью изменить систему территориального планирования.

Необходимо предпринять срочные меры по формированию пула добросовестных застройщиков и оказать им помощь при переходе на проектное финансирование, в противном случае мы не только не поспеваем по темпам, но республика рискует потерять целый сектор жилищного строительства.

– Наши земляки, как показывают цифры, несмотря на трудности, не пасуют. Строятся.

– При остроте жилищной проблемы, считаю, целесообразно весь этот хаотичный процесс застройки территорий городов, который мы наблюдаем уже много лет, направить в управляемое русло. Тогда и статистика в разы улучшится, и социального напряжения можно будет избежать.

Почему бы нам в республике не разработать специальную программу стимулирования индивидуального строительства?

Нынешнего убогого, жалкого зрелища, к которому, увы, уже привыкли, можно избежать, если не игнорировать вопросы разработки градостроительных концепций, а также чёткого определения источников финансирования строительства инфраструктуры, установления регламентов использования земельных участков, территорий и объектов общего пользования, формирования фондов обеспечения долгосрочного финансирования и других мер стимулирования. То есть нам нужно работать цивилизованно, красиво и комфортно. Такая программа, в частности, позволит стимулировать развитие сёл и уменьшить отток населения из горных районов.

– В рамках деятельности нового состава Общественного совета Минстроя РД эти задачи разрешимы?

– Надеюсь. Основания для этого есть. Прежде всего потому, что внимание к нашей отрасли у Председателя Правительства Дагестана повышенное, да и министр строительства открыт для конструктивного обсуждения всего перечня тем. Мы же готовы работать совместно на общее благо.

– А что, как говорится, болит сильнее?

– Кадровая проблема – одна из самых острых. Отъезд из-за коронавируса иностранных рабочих, а теперь и СВО на Украине обострили её еще больше. Сегодня трудности миграционного законодательства и закрытые границы не позволяют нашим компаниям завозить рабочих. К тому же многие дагестанцы заменили иностранных коллег в других регионах России, тем самым оголив объекты в республике.

В связи с этим требует детальной проработки вопрос о конкретных формах партнерства бизнеса и образования с тем, чтобы работодатель мог влиять как на качество подготовки специалистов, так и на организацию учебного процесса и производственной практики. Нужен механизм, позволяющий компаниям оказывать образовательным учреждениям финансовую и материальную помощь для решения задач по обеспечению производства высококвалифицированными кадрами.

– И что мешает?

– Прежде всего слабая нормативно-правовая база, регламентирующая взаимодействия между работодателями и системой образования.

В частности, надеюсь, что наш Общественный совет совместно с органами власти сможет разработать механизмы налогового стимулирования работодателей в части их затрат на оказание финансовой и материальной поддержки образовательным организациям.

Другим действенным решением, на мой взгляд, было бы предоставление социально ориентированным компаниям, участвующим в образовательных мероприятиях на постоянной основе, определенных преференций при заключении договоров подряда или субподряда.

Полагаю, что совместными усилиями мы сумеем выстроить модель вертикального взаимодействия в целях повышения эффективности строительного производства, в том числе отраслевого контроля, усиления его роли и ответственности при одновременном сохранении надлежащего уровня безопасности и качества возводимых объектов.

Органы госстройнадзора в этой модели могли бы контролировать проводимые работы, а мы в СРО создадим систему эффективного отбора профессиональных участников строительного рынка и повышения качества работ и услуг.

– То есть в успех совместной деятельности вы верите?

– Единый вектор развития, единая методология и правильная постановка задач в развитии отрасли, широкое распространение современных технологий, координация усилий по привлечению инвестиций, снижение избыточных административных барьеров в градостроительной деятельности – всё это в комплексе, на мой взгляд, имеет неплохие шансы на успех. Таким образом мы сможем повысить конкурентоспособность нашего строительного комплекса, что позволит поднять экономику республики в целом на качественно новый, достойный уровень.

Прочитано 1071 раз Последнее изменение Среда, 19 апреля 2023 13:46

Новости - изменения в законодательстве