Новости Гильдии
Пятница, 04 сентября 2015 10:05

Выступление Али Шахбанова на конференции на тему: «Проблемы социально- экономического развития и налоговый потенциал РД..."

Оцените материал
(0 голосов)

Предлагаем Вашему вниманию полный текст выступления И.О.Президента Гильдии строителей СКФО Али Шахбанова на конференции 03 сентября 2015 г., посвященная проблемам социально- экономического развития и налоговому потенциалу РД:

Уважаемые коллеги!

СРО Ассоциация «Гильдия строителей СКФО» поддерживает курс Главы Республики Дагестан Р. Г. Абдулатипова на обновление, очищение и модернизацию экономики, борьбу с преступностью, казнокрадством и мздоимством, одобряет принимаемые меры по снижению коррупционного давления на все сферы экономической деятельности, в том числе и в строительной отрасли.

Сегодня строительная отрасль Республики является одним из локомотивов экономического развития и формирующей до 20% ВРП. Но, несмотря на рост объемов инвестиций в основное строительное производство в Республике, налоговая отдача остается на весьма низком уровне (при нормативных начислениях 10-17% от стоимости объекта, по факту составляет 2-4 %). Только 20% суммы инвестиций в основной капитал участвует в формировании бюджетов разных уровней, а остальные 80% фактически недооценены как потенциальная налоговая база, весьма обремененная коррупционной составляющей.

Основными причинами создавшейся ситуации являются отсутствие должного контроля со стороны органов власти и проверяющих структур за соблюдением законов о градостроительной деятельности, безответственность и преступная халатность глав городов, районов и сельских поселений, заказчиков, отсутствие прозрачности в их действиях при осуществлении государственных и муниципальных закупок в области строительства, с заведомо аффилированными между собой подрядными организациями, отношение которых построено на коррупционных схемах, достигающих немыслимых размеров: до 40-50% от стоимости объектов.

Понятно, что такие отношения не нацелены на «обеление экономики», негативно влияют на качество выполняемых работ и принуждают подрядчиков, в кооперации с «теневым» бизнесом, оказывать различные услуги в сфере строительства для ухода от уплаты налогов (обналичивание средств, нетрудовые отношения с рабочими и специалистами («серые» зарплаты в конвертах), закупать некачественные строительные материалы и оборудования, использовать не зарегистрированные механизмы и транспорт, и т.д.

Такие организации уклоняются от уплаты налогов, получая неконкурентные преимущества от заказчиков (подготовка технического задания и аукционных (конкурсных) документов под заранее определенных подрядчиков), объективно выигрывают в конкуренции с легальными конкурентоспособными организациями - плательщиками налогов. Это является одним из условий порождения и процветания коррупции в строительной сфере.

Таким образом, строительная отрасль, осваивая бюджетные средства, не участвует в формировании доходов бюджета Республики. Многие руководители организаций предпочитают жить сегодняшним днем, не задумываясь о развитии предприятия (обновление фондов, подготовка кадров и т.д.), получая максимальную прибыль в «карман».

Основным инвестором и соинвестором в строительстве многоэтажных домов являются частные лица (застройщики) и граждане (дольщики). Однако этот сектор строительства сталкивается с большими проблемами, такими как:

  • коррупционное давление при выделении или покупке земельных участков;

  • получение разрешительных документов и государственная регистрация объектов;

  • технологическое присоединение к коммуникациям и подключение к инженерным сетям;

  • административные барьеры и т.д.;

  • расходы на вышеуказанные действия достигают 30-40% от стоимости строящихся объектов, что весьма накладно для «прозрачного» предпринимательства.

Отсутствие подготовленных под строительство земельных участков, недоступность кредитных средств, отсутствие у граждан денег и возникающие проблемы с обманутыми дольщиками привели к ухудшению инвестиционного климата в сфере жилищного строительства. Значительный ущерб в этом секторе наносит разобщенность действий контролирующих органов, отсутствие взаимосвязи и адекватности принимаемых решений.

Такое положение дел не мотивирует инвесторов и подрядчиков на качество и безопасность производимых работ, применение качественных строительных материалов, изделий и конструкций, провоцирует «серые» схемы оптимизации налогов и заработной платы, уход подрядных организаций в «теневой» бизнес, и, в принципе, мешает развитию строительства в Республике.

В отчетных цифрах по вводу жилья (1600-1800 кв.м. в год), 90% место занимают частные малоэтажные дома. Полное отсутствие контроля над малоэтажным строительством привело к тому, что этот сектор рынка не участвует в формировании бюджета и недооценен, как потенциальная налоговая база. Хотя и создается ВРП, значительная часть строительного рынка находится в тени. Строительство ведут физические лица без регистрации в налоговых органах, привлекаются к работе нелегалы-мигранты. Заработная плата рабочих не облагается налогом, строительные материалы, транспортные услуги и т.д. оплачиваются за наличный расчет, стимулируя спрос на нелегальные услуги. Вся сфера производства и реализация строительных материалов, изделий и конструкций находится «в тени», отсутствует контроль над потреблением и, соответственно, оплатой потребленных энергоресурсов.

Учитывая весьма затяжной период неразрешенности вышеназванных проблем и их негативное влияние на развитие строительной отрасли Республики, предлагаем безотлагательно решить ряд следующих вопросов:

  1. Руководствуясь принципами общности интересов государства и бизнес-сообщества, в целях координации взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и участников строительного рынка, реализации антикоррупционной государственной политики, создания условий, гарантирующих качество строительства объектов капитального строительства, предлагаем создать при Правительстве Республики Дагестан общественный межведомственный Координационный Совет по развитию строительного комплекса, в состав которого должны войти представители профильных министерств и ведомств, госзаказчиков, налоговой службы, ФАС, руководители СРО строителей, проектировщиков, изыскателей, предприятий и организаций, в том числе образовательных учреждений и другие заинтересованные лица.

  2. С учетом всех негативных факторов, создать при Правительстве РД 2-3 Службы Единого Государственного Заказчика. В республике более 127 заказчиков всех уровней: федеральных, региональных, муниципальных, ведомственных. Практически все они бесконтрольные, соответственно безответственные и более того, профессионально не аттестованные на профпригодность. Соответственно, распыляя бюджетное финансирование из года в год, наращивается долгострой, где соответствующее ценообразование и индексация работ не соответствуют рыночным производным, не учитывается множество факторов, в т.ч. влияющих на современные средства производства, технологии, материалы и цену труда;

  3. В целях установления единого порядка размещения заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц (особенно, среди малого предпринимательства) в аукционах и конкурсах, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, минимизации коррупционной составляющей и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, осуществления нормативно-правового регулирования в сфере размещения заказов - создать единый орган исполнительной власти при Правительстве Республики Дагестан, уполномоченный на осуществление функции по размещению заказов на выполнение строительно-монтажных работ (уполномоченный орган), за исключением функций по подписанию контрактов;

  4. Укрепить договорную дисциплину, повысить экономическую ответственность заказчиков и подрядчиков за результаты работ по выполнению инженерных изысканий, подготовки проектной документации, по строительству объектов капитального строительства, совершенствовать работу по устранению необоснованных административных барьеров, противодействию недобросовестной конкуренции и коррупционной нагрузки на рынке строительства, наладить взаимоотношения между заказчиками, СРО и подрядчиками при исполнении контрактов, обеспечить своевременную оплату за выполненные работы.

  5. Усилить персональную ответственность М.О., Глав Администраций, Министерств и ведомств за достоверность статистики и развернутости информации о предпринимательской деятельности в строительстве. Власть на местах, министерства и ведомства экономического профиля находятся в плену устаревших догм и методов. Зачастую вся работа сводится к формальным прогнозам, докладам, отчетам. За основу планирования берут не исследования потенциала, анализ результатов мониторинга, а данные деформированной недостоверной статистики, что серьезно искажает аналитику и реальность принимаемых мер, а компетентность не позволяет рассмотреть т описать существующие проблемы и найти способы их решения.

  6. Создать систему информационного обмена между участниками строительного рынка, оперативного мониторинга нарушений на объектах капитального строительства в части безопасности и качества работ, нарушения градостроительного и иного законодательства;

  7. Создать систему саморегулирования в экономических сферах, основанную на членстве юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, исходя из единства отрасли, нацеленную на управление профессиональной деятельности, за счет создания условий для достижения целей, установленных государством и по определенным государством правилам, за счет мобилизации интеллектуальных и финансовых ресурсов участников рынка;

  8. Стимулировать и мотивировать участников строительного рынка, развивая ипотеку, привлекая систему сберегательных касс, кредитно-потребительских кооперативов, обществ взаимного страхования, обеспечивающих доступ к финансам с минимальной процентной ставкой;

  9. Обеспечить жесткий контроль над действиями исполнительных органов власти, органов местного самоуправления и естественных монополий, прекратить необоснованные платежи за подключение объектов строительства к инженерным сетям, принять прозрачные тарифы и правила подключения объектов к инфраструктуре;

  10. Усовершенствовать процедуры выделения земельных участков, выставления на аукцион с «пакетом» готовности под застройку участков, поставленных на кадастровый учет с установленным разрешением на их использование, с планом застройки возводимых объектов, определенными техническими условиями и ценой подключения к коммунальным сетям;

  11. Минимизировать контакт инвестора с чиновниками, разработать и внедрить систему выдачи полного пакета разрешительных документов на строительство в «одно окно».Введение в исполнительных органах власти, органах местного самоуправления систем электронного документооборота для подачи документов на получение разрешения на строительство;

  12. Ликвидировать избыточные административные барьеры при получении разрешения на строительство, а также при вводе объекта строительства в эксплуатацию;

  13. Выработать механизмы взаимодействия саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве с налоговыми и правоохранительными органами по выявлению «теневого бизнеса» и «серой зарплаты» в строительных организациях – членах СРО;

  14. Разработать и принять региональные нормативные документы по ценообразованию;

  15. Усовершенствовать систему подготовки и аттестации квалифицированных кадров для нужд строительной отрасли;

  16. Проводить мониторинг строительства объектов государственного (муниципального) заказа от этапа планирования до сдачи в эксплуатацию;

  17. Развивать институты общественного контроля в области госзакупок объектов капитального строительства;

  18. Легализовать рынки строительных материалов, изделий и конструкций;

  19. Обеспечить учет и контроль муниципальными органами власти строительства частного жилья и коммерческих объектов, постановку привлекаемых работников на налоговый учет;

  20. Упорядочить проведение строительных работ временными строительными бригадами;

  21. Обеспечить государственную регистрацию любой предпринимательской деятельности и недопущение незаконного предпринимательства в области строительства;

  22. Разработать механизмы стимулирования и поддержки конкурентоспособных строительных организаций, осуществляющих честное и прозрачное предпринимательство;

  23. Обеспечить жесткий контроль над соблюдением норм Градостроительного законодательства всеми участниками рынка;

  24. Развивать государственно-частное партнерство в строительстве на основе концессионных соглашений.

Решение этих и других связанных со строительством вопросов позволит увеличить поступление в бюджет разных уровней до 6-8 млрд. руб.

Уважаемые коллеги! Создание равных возможностей и вовлечение строительной отрасли в русло единой стратегии экономического развития Республики, формирование реального инвестиционного предложения для бизнеса являются задачами государственной власти и государственных институтов.

Уверен, что цивилизованные отношения уполномоченных властью структур и строительного бизнеса позволят получать не только прибыль и удовлетворение, но и решать социальные проблемы, которые стоят перед Дагестанским народом!

 

Благодарю за внимание!

  А. Б. Шахбанов

И.О. Президент СРО Ассоциации «Гильдия строителей СКФО»,

член правления АНКО РД «Единство и развитие»

Прочитано 1928 раз Последнее изменение Пятница, 18 сентября 2015 14:18

Новости - изменения в законодательстве