Новости Гильдии
Пятница, 15 марта 2013 14:33

Гаджи Гаджиев: о развитии малой энергетики и строительной отрасли

Оцените материал
(1 Голосовать)

Реанимация исторических идей и разработок привела к весьма активному обсуждению проекта «Евразия». Главы регионов, ученые, периодически инициируют его обсуждение на всевозможных экономических и общественных форумах, а также в Государственной Думе РФ. О концепции этого проекта, о развитии малой энергетики и строительной отрасли в беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» рассказал президент Корпорации промышленников и предпринимателей «Ватан», генеральный директор Отделения Международного фонда «Содействие экономическому развитию» им. Н. К. Байбакова по СКФО, заместитель генерального директора НП СРО "Гильдия строителей СКФО" Гаджи Гаджиев.

– Гаджи Алигаджиевич, Вы на протяжении нескольких лет участвуете в нескольких проектах в области логистики, саморегулирования в строительной отрасли гидроэнергетики. Одним из наиболее приоритетных из них является Концепция стратегии геополитического развития Северного Кавказа на базе проекта «Евразия», расскажите о нем подробнее.

– Концепция стратегии геополитического развития Северного Кавказа, базирующаяся на проекте «Евразия», разработана Корпорацией промышленников и предпринимателей «Ватан» при информационной и технологической поддержке Международного фонда «Содействие экономическому развитию» им. Н.К. Байбакова, «Академии геополитических проблем», СРО «Гильдия строителей СКФО», ОАО «ЧиркейГЭСстрой».

Евразийский коридор – это соединение Черного моря с Каспийским. Сама идеология исходит еще с 1780 годов от Сулеймана II, Петра I, потом уже от Иосифа Сталина, который еще в 1936 году начал конкретное  осуществление проекта, а 1944 по известным причинам послевоенного периода был приостановлен проект. Последние десятилетия этот проект снова на слуху. О нем стали говорить политики, экономисты сообщества прикаспийских государств, международные и логистические сообщества, потому что это не просто канал, это мегапроект, логистическая система, которая по отзывам экспертов не будет иметь равных по своей значимости проектов в XXI веке. Наша скромная лепта, которую мы презентовали на пяти международных форумах, – это разработка портово-причального комплекса на территории Дагестана.

Портово-причальный комплекс «привязан» вблизи Кизлярского залива Каспийского моря в месте пересечения канала и основных федеральных автодорожных, железнодорожных, нефтегазовых и энергетических коммуникаций. По его периметру будут созданы 18 промышленных кластеров, которые обеспечат переработку основного экспортно ориентированного сырья регионов СКФО со строительством моногорода на 65-70 тысяч человек – «Делового логистического центра» СКФО. Наши презентации получили весьма высокую оценку Торговой промышленной палаты, Российской академии наук –  «Академии геополитических проблем» – и множества специалистов. Были, конечно же, вопросы со стороны экологов, ответы на которые инициируемые нами решения удовлетворили.

Учитывая геополитическое стратегическое значение мегапроекта для России, для строительного сообщества он разработан по инициативе Национального объединения строителей России и находится на рассмотрении в Агентстве стратегических инициатив при Президенте РФ. Для того чтобы реализовать проект в интересах России и ее настоящих друзей, нужна политическая воля, независимая от внесистемных игроков в Каспийском ареале, считающих Каспий «зоной своих национальных интересов». Сегодня обостряются и международные отношения, торговые, политические отношения вокруг Каспия. Поэтому Концепция «Волго-Каспийский узел», где проект «Евразия» может быть основным инструментом развития, приобретает стратегическое значение не только для России, государства прикаспийского и причерноморского ареалов, Китай, Германия поддерживают данный проект.

Данная логистическая система является инструментом развития геополитики на Ближнем Востоке, где нас, в общем-то, давно ждут, где мы теряем и уже потеряли множество рынков. Во всех отзывах, лицензиях программа признана весьма эффективной. И, конечно, у нее есть свои лоббисты и оппоненты. Есть те, кому неинтересно, чтобы Россия имела независимый трафик до Индийского океана и западной Европы. У Ирана готов аналогичный проект «Каспийское море – Персидский залив». Они ждут политического решения России.

Я думаю, в ближайшее время, может быть, уже в этом году, руководством России будет принято политическое решение, которое обозначило бы свою стратегию на ближайшие 8-10 лет, и думаю, в ее рамках мы получим поддержку своего проекта.

– А что это дает Дагестану?

– Только прямых рабочих мест – как при строительстве самого канала и кластеров – будет создано более 180 тысяч новых рабочих мест с мультипликативным эффектом для малого бизнеса, как для регионов России, так и других государств. Проектом предусматривается и моногород – 60-65 тысяч. Это большое дело, и, конечно, было бы желательно, чтобы дагестанские политики и в Государственной Думе, и в Совете Федерации, и новый руководитель Дагестана заинтересовались этим проектом. Потому что это не идея одиночек. Это стратегия России XXI века, как сказали эксперты. Крупнее этого проекта, вряд ли, что-то будет, даже нефтяные и газовые проекты не могут перекрыть его значимость.

- Вы участвуете и курируете еще много других проектов в области саморегулирования в строительной отрасли гидроэнергетики. Врио Президента РД Рамазан Абдулатипов поставил задачу развития в Дагестане малой гидроэнергетики. Прокомментируйте это, пожалуйста.

– На территории республики насчитывается более 4,5 тысячи рек. Наши предки были намного умнее нас, и поэтому исходили из того, что все поселения  располагались на берегах рек, речушек. Малая, локальная энергетика определяет весьма низкие тарифы на электроэнергию без множества посредников. Строительство малых ГЭС, во-первых, социально выгодно всем горным поселениям, во-вторых, выгодно республике, малому предпринимательству, инвесторам, которые на эту территорию должны придти.

В своих предложениях, направленных руководству республики, мы привели только один фактор положительного влияния малой энергетики – возможность отказа от анахронического отгонного животноводства, из-за которого в последнее десятилетие появились и периодически обостряются межнациональные конфликты по земле. Наше концептуальное видение: благодаря локальной малой энергетике можно создать благоприятные условия для зимовки скота в горах. Кроме того, осенне-весенний «марафон» на равнину и назад обходится животноводам потерями живого веса, гибели МРС – около 8 тысяч тонн мяса. При рыночной стоимости килограмма баранины в 200 рублей – это 1 млрд 600 млн рублей прямых потерь. А еще нужно время, чтобы нарастить это мясо, соответственно, и корма. Все «удовольствия» «марафона баранов» зашкаливают за 4 млрд рублей ежегодно, не считая социальных и межнациональных напряжений.

При этом, по последним данным, до 30% альпийских лугов в Дагестане не обслуживается, то есть они отдалены от места жительства скотоводов на дневной переход и ежедневно  гонять туда  и обратно отары слишком накладно и  нереально. Надо обустраивать инфраструктуру альпийских лугов, формировать на высвобождающихся равнинных пастбищах кормовую базу, для четырехмесячного стойлового содержания в горах. Все это – через весьма дешевую локальную малую энергетику.

Мы полагаем, что через малую энергетику можно решить множество вопросов: приостановить миграционные процессы с гор в города и на равнину, создать рабочие места, развивать малый бизнес. В нашей базе данных более 40 различных проектов малого бизнеса только для горных районов. Сэкономленные на «отгонных технологиях» материальные ресурсы позволят не только субсидировать малую энергетику, но и обеспечить строительство теплых кошар, жилья для чабанов на неиспользуемых альпийских пастбищах, создать условия для стойлового содержания МРС, для чего необходимо инициировать лет на 15 «налоговые каникулы» для малой энергетики, малого бизнеса в горных районах, где на сегодня доходность на человека – 2,7 тыс. рублей, что на грани физиологического выживания, с дотационностью районов, где проживает более 800 тысяч человек, то есть 94%.

В этом вопросе с нами готовы сотрудничать крупнейшие госкорпорации и российские вузы. Но надо создать условия, среду, инвестиционную привлекательность, преференции инвесторам.

– То есть Вы считаете, что строительство локальных малых ГЭС способно решить вопросы энергетического комплекса республики?

– Такие проекты по прямому назначению решают большие социальные проблемы населения и малого бизнеса. Соответственно, малая энергетика и возобновляемые источники энергии должны получить приоритетность, статус социального проекта и преференции по максимуму.

Малая энергетика и ВЭС – это не альтернатива большой и средней энергетике.

Мы сейчас занимаемся привлечением лучших технологий создания антивандальных, контейнерных, малых гидростанций, которые могли бы без всяких плотин, по трубе проводить воду и вырабатывать весьма дешевую электроэнергию. И если это будет востребовано и проект войдет в республиканскую программу, то в горах будут созданы такие же комфортные условия для жизни, как и на равнине. В конце концов, горы – это наша нравственная основа, для дагестанца – это своего рода Шамбала, там корни наших народов, оттуда исходит наша уникальная культура. За последние 100 лет практически вся элита Дагестана «спустилась с гор», они формировали все, что мы имеем, и мы должны оставить детям лучшее.

– Как Вы можете охарактеризовать строительную отрасль республики?

– Если энергетика находится в системном кризисе, то строительная отрасль – в предкризисном состоянии. Об этом неоднократно говорилось. В республике две мощные саморегулируемые организации, объединяющие более 800 строительных компаний, инициативы которых власть пытается не замечать – это словно глас в пустыне. Так не должно быть. Законодатель определил роль и место каждого. Гордыня – не лучший подсказчик. В строительной отрасли в целом трудится 68 тысяч человек, в жилищном строительстве – более 51 тысячи. Так вот, по нашим анализам, по той официально констатируемой производительности труда, по тем основным  материалам, которые завозятся в республику (цемент, арматура и так далее) не может быть по определению введено в эксплуатацию более 700 тысяч квадратных метров жилья в год.

При этом с трибун звучат доклады о сдаче 1 млн, 1 млн 200 тыс., 1 млн 400 тыс. квадратных метров жилья. Кого и для чего мы обманываем? Если бы это было бы так, то напрашивается вопрос: куда деваются эти квадратные метры жилья? За последние пять-шесть лет в республике неизменно рапортуется о средней обеспеченности жильем – 16-18 квадратных метров на человека. А кто живет в тех, якобы построенных, более 5 млн квадратных метрах жилья при незначительном росте населения? Неужели эти помещения пустуют? При такой ситуации мы только до 2025 года не догоним средне-российские характеристики по жилью (23 кв. метров на человека). Нужны профессионально готовые рабочие кадры – и этим надо заниматься комплексно и весьма серьезно. Без СРО и сформированной идеологии и комплексных программ не обойтись.

– Каким Вы видите решение этих проблем?

– Видение этих проблем в пределах своей компетенции мы в письменном виде довели до врио Президента РД. Будем ждать ответов. Хочу лишь отметить, что только комплексные, оптимальные подходы в решении поставленных задач и проблем обеспечат социальную, экономическую эффективность программ и проектов в целом. В консолидации власти и строительного, энергетического, предпринимательского сообщества – залог нашего успеха.

Джума Мугутдинова

РИА Дагестан

Прочитано 2462 раз Последнее изменение Вторник, 01 октября 2013 11:01

Новости - изменения в законодательстве