Новости Гильдии
Воскресенье, 03 февраля 2013 11:17

Обращение строителей республики Дагестан к ВРИО Президента - Абдулатипову Р.Г.

Оцените материал
(2 голосов)

Обращение НП СРО "Гильдия строителей СКФО", организаций строительного и энергетического комплекса Республики Дагестан к временно исполняющему обязанности президента Республики Дагестан - Абдулатипову Рамазану Гаджимурадовичу:

Уважаемый Рамазан Гаджимурадович!

Вашим выступлением перед Народным собранием и принятой Программой «Социально-экономического развития Республики Дагестан - до 2025 г.» определены приоритеты экономики Дагестана на долгосрочную перспективу.

Безусловно, все эти направления являются наиболее актуальными, и их решение увязано со многими вопросами общего оздоровления ситуации и возможности перехода к устойчивому экономическому развитию территории Республики Дагестан.

В нынешних условиях, осложненных экономическим кризисом, мы полагаем, что приоритетным решением этих вопросов должно стать развитие строительной отрасли республики. Практика показывает, что одно рабочее место, созданное в строительной отрасли, мультипликативно обеспечивает работой 10-17 человек в смежных отраслях. Кроме того, в настоящее время остро ощущается нехватка профессиональных рабочих, иначе говоря, требуется развитие сети специализированного начального профессионального образования и обучение специалистов в профтехучилищах (сварщики, бетонщики, каменщики, механизаторы, водители и т.д). Это позволит в условиях сокращения различных ВУЗов и филиалов привлечь молодых людей к получению профобразования по специальностям и их привлечению к общественно – полезному труду, с дальнейшим гарантированным трудоустройством, что и поможет решению социальных проблем молодых семей.

Вместе с тем, с сожалением приходится констатировать, что строительная отрасль в целом в Российской Федерации и, в частности, в Республике Дагестан за последние 20 лет отброшена далеко назад. Этому способствовали и отмена существовавших ГОСТов и СНиПов, и практическое отсутствие технических регламентов, отсутствие новых образовательных стандартов по подготовке кадров. Особенно ощутимо на отставании строительной отрасли отразился слабый контроль государственных структур за деятельностью строителей (такой контроль осуществлялся через выдачу лицензии на строительный вид деятельности). Все это привело к проблемам с обманутыми дольщиками, появлению фирм-однодневок, некачественному строительству, к сокрытию налоговой базы, уходу строительного бизнеса в тень и другим негативным явлениям. Нанесен колоссальный ущерб строительной отрасли, подготовке кадров, порядку ведения и качеству строительных работ.

Усугубляет ситуацию и то, что существующая система объявления аукционов на строительные подряды - коррупционна, иногда, вопреки здравому смыслу, в аукционах может выиграть фирма, не имеющая в своем составе профессиональных инженеров-строителей и квалифицированных рабочих, не говоря уже об оснащенности техникой и оборудованием. Отношение многочисленных заказчиков к подрядчикам построено на схемах «откатов», достигающих немыслимых размеров - до 40%. Понятно, что такие подрядчики, да и заказчики, не нацелены на качество производимой продукции, отсюда и все проблемы потребителей услуг и самого государства.

Уважаемый Рамазан Гаджимурадович!

Вот уже 4-й год строительная отрасль работает в условиях саморегулирования, т.е. совместного регулирования строительного рынка государственными структурами управления и саморегулируемыми организациями, нацеленное на управление экономикой за счет создания условий, при которых субъекты профессиональной деятельности объединяются для достижения целей, поставленных государством, и по определенным ими правилам за счет мобилизации интеллектуальных и финансовых ресурсов участников рынка. Саморегулирование призвано обеспечить качество выполнения строительных работ на объектах капитального строительства.

За короткое время нам удалось создать действующую новую модель работы строительной отрасли республики, частично очистить этот рынок от фирм с сомнительной репутацией, фирм-однодневок, строительных организаций, не соблюдающих нормы строительной безопасности и качества работ, сформировать систему субсидиарной (солидарной) ответственности участников строительного рынка перед потребителями.

Так, в Республике Дагестан Федеральным центром лицензирования было выдано 2,5 тыс. лицензий, а после отмены института лицензирования двумя СРО и филиалами, действующими в республике, выдано Свидетельств о допуске к работам только около 700 организациям. Это говорит о том, что субсидиарная ответственность СРО по обязательствам своих членов привела к упорядочению строительного рынка и его прозрачности.

Саморегулируемые организации, совместно с НОСТРОЙ, разрабатывают стандарты, правила и требования к выдаче Свидетельств о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе к квалификации инженерно-технического персонала, стажу работы, механизмам и строительной технике и т. д. Они же и осуществляют контроль за деятельностью своих членов, выполнением ими Требований, правил и стандартов, разработанных СРО.

Такая система, при соблюдении всех требований действующего законодательства и поддержке органов власти, может стать серьезным подспорьем в оздоровлении и развитии строительной отрасли республики.

Тем не менее, с сожалением приходится констатировать, что коррупционные схемы начали применяться и в новых отношениях. Встречается практика выдачи Свидетельства о допуске некоторыми филиалами и СРО юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, не соответствующим даже минимальным требованиям закона: в качестве специалистов указываются подставные лица, отсутствует материально-техническая база, квалификационные требования не всегда соблюдаются, страхование причинения вреда третьим лицам осцществляется формально, что вызывает опасение появления таких же недобросовестных фирм, а это, в конечном итоге, может привести к тому, что мы получим не только обманутых дольщиков, но и обманутых строителей. За пределами регулирования осталось большое число видов работ, якобы не влияющих на безопасность объектов капитального строительства - это строительство одноэтажных зданий и сооружений, малоэтажные застройки с высотой этажей не более трех с проживанием не более двух семей, здания и сооружения с площадью до 1500 м2 и т. д.

На это необходимо обратить внимание, учитывая повышенную сейсмичность в Республике Дагестан.

Долговечность и надежность любого строительного объекта зависит от двух главных факторов - качества используемых материалов и квалификации проектировщиков и строителей. Однако первый фактор законодательно не урегулирован, а второй фактор мы, строители, ощущаем на себе постоянно из-за дефицита квалифицированных специалистов на строительном рынке.

Сегодня, когда власть и бизнес хотят стремительно наращивать объемы строительства в Республике, важно обеспечить высокое качество и безопасность возводимых объектов, внедрять современные архитектурные и инженерные решения, энергоэффективные технологии и экологически соответствующие строительные материалы.

Очевидно, решение этих задач невозможно без высококвалифицированных специалистов.

В последнее время, когда резко возросли требования к качеству строительных работ, проблема обеспечения строительной отрасли квалифицированными кадрами приобрела острый характер. Необходимость скорейшей адаптации строительной отрасли к требованиям федерального законодательства в области саморегулирования в строительстве, потребовала актуализации программ повышения квалификации специалистов строительной отрасли, но уже на новой основе, по новым принципам.

Учитывая возрастающую инвестиционную составляющую в экономике Республики Дагестан и вступление России в ВТО, интерес к строительству возрастает. И, чем больше требований предъявляется к специалистам в строительной отрасли, тем острее мы ощущаем, что потребность в квалифицированном персонале не удовлетворяется имеющимися кадровыми ресурсами республики.

Наши строительные организации не конкурентоспособны и будут вытеснены с рынка строительства - нишу займут строительные организации из других регионов или иностранные фирмы, а в качестве специалистов- мигранты, как дешевая рабочая сила (тенденции и факты уже имеются). В связи с этим, наша молодежь остается невостребованной в строительной отрасли, и не решается вопрос занятости молодежи общественно- полезным трудом.

На сегодняшний день структура профессионального и дополнительного профессионального образования реалиям строительного рынка не соответствует. Учебные организации не ввели в образовательные программы основные специальности строительного профиля, при том, что технологии постоянно меняются и растет потребность в насыщении рынка новыми специалистами. Ситуация обусловлена не только дефицитом кадров в строительстве, но и дефицитом педагогических кадров, устаревшей материально-технической базой учебных заведений, равнодушием и инертностью представителей органов власти, работодателей и общественных структур.

Анализ показывает, что в этих условиях кадровый дефицит может перерасти в системный кризис строительной отрасли и стать тормозом на пути развития экономики Республики.

В рамках Концепции «Стимулирования развития жилищного строительства 2011-2015 г.г.» планируется ввод жилья:

  • 2011 — 1175 т.м.2;
  • 2012 — 1280 т.м.2;
  • -
  • -
  • 2015 — 1740 т.м.2.

С ростом жилья до 2913 т.м.2 к 2020 году, и в целом обеспечить рост жилья на 1 м2 на человека по демографическому росту населения.(3 млн.человек)

Фактически по РД:

  • на человека — 16 м2 к 2011 году;
  • цель — 18 м2 к 2015 году;
  • задача — 23 м2 к 2020 году.

Дефицит жилья до 7 млн. м2.

Программа ликвидации аварийного жилья 293,3 т. м2.

(По РФ (2011) — 24 м2 м2 жилья на человека, т. е. в лучшем случае мы «догоним» средние Российские показатели 2011 года по жилью только к 2020 году !!!)

Рассчетно, - по освоенным финансам (68,4 млрд.р.), достигнутой производительности (1005 т. р. на чел.) и средней з/плате (10,4 т.р) по отрасли:

В жилищном строительстве РД («Стимулирование развития жилищного строительства 2011-2012 г.г.») задействовано 51,8 тысяч человек из всех работающих в строительной отрасли 68 тыс. чел.

Для поэтапного, по годам ввода жилья только по программе «Стимулирования развития жилищного строительства» до 2020 года потребуется до 170 тысяч квалифицированных работников.

С учетом застройки, эксплуатации промышленных, хозяйственных, жилищных, профильно — функциональных объектов по другим секторам экономики, определенных «Стратегией социально — экономического развития РД — 2025»:

  • ЖКХ;
  • Здравоохранение;
  • Образование;
  • Туризм;
  • АПК;
  • Промышленность;
  • Предпринимательство;
  • Малый бизнес,

Потребуется более 350 тысяч квалифицированных работников строительной специальности.

В Республику, по официальным данным, ввозится чуть более 303 тыс.тонн (2011 г.) цемента- основного компонента (30%) связующих материалов в строительной отрасли, соответственно не могло быть введено, официально заявленного жилья 1300 т. м2., из которых 80 % - индивидуальное строительство.

Сопоставляя и анализируя эти и другие характеристики, полагаем, что статистика по вводу жилья весьма не корректна и не обосновывается ни какими расчетами, что является манипуляцией цифр по вводу жилья, в основном частного сектора, которое строилось десятилетиями и не оформлялось в собственность. А новое строительство «частного сектора» не обеспечено ни какой инфраструктурой и социальными объектами в соответствии с действующими Государственными программами по развитию малоэтажного строительства и обеспечения их инфраструктурой.

Финансовый кризис «заморозил» крупные инвестиционные проекты, приостановив реализацию Программы «Жилище», вследствие чего пострадали как организации – застройщики, так и компании, вложившие свои накопления в объекты недвижимости, срок сдачи в эксплуатацию которых уже наступил или просрочен.

А высокая стоимость строительства обусловлена не столько погоней за прибылью строительных компаний, сколько высокими административными барьерами, длительностью процедур согласования разрешительной документации, подключением к инженерным сетям, стоимостью земельных участков и их инфраструктурной неподготовленностью.

В сложившихся условиях строительная отрасль Республики не способна даже через 8-10 лет (23 кв.м. на 1 чел.) достичь среднероссийских характеристик (на данный период 24 кв.м. на 1 чел.).

Сегодня федеральным Правительством принято решение полной реформы ценообразования в строительстве.

Все основные показатели производственной деятельности организаций (объем кап. вложений, себестоимость продукции, производительность труда, механизированность, кадровое обеспечение) связаны с ценами и зависят от них.

Цена также влияет на развитие производства, является основой планирования и финансирования кап. вложений, расчета эффективности инвестиционных проектов, организации внутрихозяйственных экономических отношений, исчисления экономического эффекта от внедрения новых технологий.

С вступлением России в ВТО и с приходом иностранных компаний на рынок строительства, необходимо поднимать конкурентоспособность наших организаций, особенно, в секторе строительных материалов. Будут развиваться инновационные технологии в строительной отрасли. В этих условиях вопрос ценообразования в строительстве актуален.

Заказчики заказывают весьма дешевые проекты, где в базисе не только анахроническая методология и технологии производства прошлых периодов, не учитывающие современные материалы, элементы энергосбережения, обеспечивающие в перспективе энергоэффективность, экологичность и в целом окупаемость проекта. Вместе с тем, такое удешевление не мотивирует подрядчиков, а в совокупности с удешевлением подрядных работ на торгах и аукционах с повсеместными реалиями откатных технологий коррупционных схем и дейпинговой составляющей (15-30%) от стоимости объекта, снизводят на нет экономические характеристики производств, качество материалов и производимой работы, провоцируют «серые» схемы оптимизации налогов и заработной платы.

Весьма негативно влияет на ценообразование строительной продукции одновременное конъюктурное участие в формировании цены нескольких контрагентов инвестиционного проекта: изыскателей, проектировщиков, заказчиков, которые в борьбе за участие в осуществлении проекта играют только на понижении цены, игнорируя качество закладываемых материалов, технологии, энергоснабжения и энергоэффективности конечной продукции строительного комплекса и множество других рыночных факторов.

Несмотря на рост объемов инвестиций в основное производство в Республике, налоговая отдача остается на низком уровне (при 6-17% от стоимости объекта составляет < 1%). Виной этому - не только коррупция, но и отсутствие цивилизованного рыночного механизма в отборе победителя торгов в строительстве, а также – отсутствие единых правил и регламентов при определении сметной стоимости строительной продукции.

В этих условиях дальнейшая модернизация, внедрение новых инновационных технологий и расширение производства наших строительных организаций невозможно. Как следствие, возникают конфликты интересов и увеличиваются миграционные процессы квалифицированных специалистов за пределы республики.

При изобилии гидроэнергетических ресурсов и возобновляемых источников энергии, по уровню потребления электроэнергии на душу населения, мы – на последнем месте в РФ. При необходимых 15-18 млрд. КВ т.ч. ( с учетом потерь, и по различным сценариям развития «Стратегия – 2025), мы имеем 4,5-5,0 млрд. КВ т.ч в г., а по 2012 г.- 3,9 млрд. кВт.ч. в год. При «экспорте» производимой в республике электроэнергии в 2005-2010 годах более 20-30%, мы уже в 2011 году «импортировали» более 500 млн. КВ т.ч. Тенденция нарастания объемов «импорта» электроэнергии сохраняется, а конкретных федеральных, региональных и корпоративных программ и проектов перспективного наращивания энергетических мощностей республики пока, увы, нет.

При этом, серьезные инвестиции в гидроэнергетику 4-х субъектов СКФО определены Федеральным Центром и РусГидро.

Энергетический рынок парализован. При его финансовой емкости 4,8 млрд. руб. накопленная дебиторская задолженность чуть менее 5,6 млрд. руб. Потери в энергосистеме в целом составляют 30-60% и более, что само по себе беспрецедентно. Основными субъектами энергопотребления являются жилищно – коммунальный сектор и строительный комплекс (до 70%). Рост потребления электроэнергии на 0,3 % определяет прирост ВРП на 1 %, исходя из чего должны формироваться конкретные механизмы осуществления макроэкономической Программы «Стратегия-2025». Удручающая ситуация в энергопотреблении сложилась по горным районам. При этом идеологию развития эл.энергетики определяет нефункциональное (потреблению) ведомство, незаинтересованное и неспособное влиять на другое ведомство.

В комплексе все это бьет в первую очередь по государственной политике в строительной отрасли – существенное снижение налогооблагаемой базы доходов, минимизация социальных налогов и налогов с прибыли физических лиц, конкретно вынужденно снижается качество работ, производительность труда, заработная плата в отрасли, и в целом, системно наращивается кризис в отрасли.

Понимая важность реализации «Программы развития Республики – 2025» и роли строительного сообщества в экономическом процветании республики, в целях достижения положительных результатов в развитии строительного комплекса республики в новых условиях экономической деятельности, учитывая вышесказанное, предлагаем безотлагательное решение ряда следующих вопросов:

1. Создание Координационного совета при Правительстве РД для координации и регулирования процессов в строительной отрасли и связанной с ней инфраструктуры, в целях оказания информационного и методического содействия в условиях реформы, в которой бы были представлены все заинтересованные стороны.

2. В целях структурирования и оптимизации системы управления отраслями и их конкретными функциями, упорядочения рыночных отношений, взаимосвязей участников строительного рынка и структур власти и их влияния на ситуацию, Министерство строительства и ЖКХ РД переименовать в «Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства» с передачей дублирующих функций профильных министерств и ведомств.

В сферу деятельности министерства, наряду с вопросами нормотворческой деятельности, также отдельными системными блоками должны войти вопросы:

  • территориального и градостроительного развития РД;
  • архитектуры, жилищного строительства, инженерно-транспортной инфраструктуры;
  • энергосбережения;
  • развития приоритетных направлений материально-технической базы инфраструктуры строительства, промышленности строительных материалов;
  • ипотечного кредитования;
  • реализации федеральных, региональных программ;
  • мониторинга административных барьеров;

проектов промышленного и гражданского строительства, в том числе приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России». Приоритетными при этом должны быть разработки программ, обеспечивающих территориальное развитие архитектуры и градостроительства, перспективного направления развития жилищного строительства, обеспечивающих земельными участками для застройки, коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, ликвидации аварийного и ветхого жилищного фонда и государственной поддержке граждан по вопросам улучшения жилищных условий. В этих целях должны быть переданы и вопросы управления инвестиционными проектами, по размещению государственных заказов, контроля за соблюдением градостроительного законодательства органами местного самоуправления. Инвестор «в одно окно» должен получить от государства полный пакет разрешительных документов.

Было бы также целесообразно создать департамент по вопросам ЖКХ с функциями:

  • совершенствования структуры управления жилищным фондом РД; развития социальных программ и усовершенствования тарифной политики в области ЖКХ;
  • содействия в развитии и укреплении системы Управляющих компаний жилищного фонда,ТСЖ и т. д.;
  • управления фондом развития ЖКХ (разработка соответствующих программ и контроль за их исполнением) и т.д..

Учитывая политику Центра, не менее важным считаем создание Комитета по энергетике.Республике остро необходима собственная энергетическая политика, учитывающая специфику региона, обеспечивающая базис устойчивого развития территории, с ориентацией на энергосбережение, малую энергетику, ВИЭ и энергоэффективность производств.

3. В целях установления единого порядка размещения заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, минимизации коррупционной составляющей и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, осуществления нормативно-правового регулирования в сфере размещения заказов — создать единый орган исполнительной власти Республики Дагестан уполномоченный на осуществление функции по размещению заказов (уполномоченный орган), за исключением функций по подписанию контрактов.

Членами уполномоченного органа и комиссии должны быть не лица, заинтересованные в результатах размещения заказа, а представители общественных организаций объединений строителей.

4. Создание 2-3 Служб Единого Государственного Заказчика при Правительстве РД. В республике более 127 заказчиков всех уровней: региональных, муниципальных, федеральных, ведомственных. Практически все бесконтрольные, соответственно безответственные и более того, профессионально не аттестованные на профпригодность. Соответственно, распыляя бюджетное финансирование из года в год, наращивается долгострой, НЗП, где соответствующее ценообразование и индексация работ не соответствуют рыночным производным, недоучитывается множество факторов, в т.ч. влияющих на современные средства производства, технологии, материалы и цену труда.

5. Подписание «Соглашения о сотрудничестве между Национальным объединением строителей РФ и Республикой Дагестан» по координации усилий и возможностей, в целях развития института саморегулирования в Республике Дагестан, разработка региональных методических документов в области градостроительства, с целью применения единых стандартов всеми участниками строительного цикла (заказчиками, Госархнадзором, Ростехнадзором, проектировщиками, генподрядчиками, субподрядчиками)

Сегодня, НОСТРОЙ, совместно с СРО, принято более 80 стандартов для выполнения работ и контроля за качеством их выполнения.

6. В процессе создания и развития института саморегулирования не учтены производители строительных материалов и конструкций, от которых в существенной степени зависят безопасность и качество строительства.

Необходимо кардинально развивать производство местных строительных материалов с ужесточением контроля за их качеством, а также усилить контроль за применением строительных материалов, поставляемых из других регионов на стройплощадки РД.

7. Разработка единых Правил и регламентов при определении сметной стоимости строительной продукции.

8. Организация взаимодействия банковского сектора с строительным комплексом и развитие института страхования гражданской ответственности, строительных рынков, имущества и т.д.(создание региональных страховых компаний).

9. Развитие государственно-частного партнерства в строительстве.

10. Обеспечение жесткого контроля за действиями исполнительных органов власти и монополий, прекращение необоснованных размеров платежей за подключение объектов строительства к инженерным сетям, принятие прозрачных тарифов и правил подключения объектов к инфраструктуре.

11. Ликвидация избыточных административных барьеров при получении разрешения на строительство, а также при вводе объекта строительства в эксплуатацию.

12. Совершенствование системы подготовки квалифицированных кадров для строительства. Принятие целевой программы развития профессионального образования в строительной отрасли республики, программы поддержки молодых специалистов. Создание Ресурсных центров «Высшая квалификация по подготовке кадров».

13. Усиление роли статистики в достоверности и развернутости информации о предпринимательской деятельности в строительстве.

14. Совершенствование процедуры выделения земельных участков, выставление на аукцион полностью подготовленных под застройку участков, поставленных на кадастровый учет с установленным разрешением на их использование, с планом застройки возводимых объектов, определенными техническими условиями и ценой подключения к коммунальным сетям.

Решить задачи, поставленные руководством Республики по строительству и вводу в эксплуатацию качественного жилья, объектов социальной инфраструктуры, определенные в «Стратегии – 2025», сегодня невозможно без взаимодействия и консолидации всех заинтересованных в строительном комплексе сторон и в первую очередь, органов государственной исполнительной власти (заказчиков, учебных организаций, работодателей) и саморегулируемых организаций (СРО). Вместе с тем, отсутствие органа, координирующего работу строительного комплекса, приводит к созданию информационного «вакуума» в строительной сфере и к высокой вероятности выхода на рынок неквалифицированных производителей, формируемых заказчиками и различными филиалами СРО, и материалов низкого качества, производимых и поставляемых бесконтрольно.

Учитывая весьма затяжной период неразрешенности вышеназванных вопросов и их негативное влияние на развитие строительной и энергетической отрасли Республики, обращаемся к Вам с просьбой рассмотреть возможность проведения совещания по вопросам развития отрасли, с приглашением всех заинтересованных сторон – участников строительного рынка, в т.ч. руководителей строительных организаций, для обсуждения вышеуказанных проблем и выработки конкретных механизмов взаимодействия органов власти и строительного сообщества, направленных на улучшение строительной отрасли Республики.

Мы, в свою очередь, примем активное участие в работе совещания и в реализации принятых решений.

Обращение принято на Общем собрании членов НП СРО «ГС СКФО» № 15 от 12 апреля 2012 года, и на совещании 23 октября, при участии руководителей и представителей крупных организаций – работодателей:

ОАО «ЧиркейГЭССтрой»;

НП СРО «Гильдия строителей СКФО;

ЗАО Холдинговая компания «Трансстрой»;

Отделение «Фонда Байбакова» по СКФО;

НП СРО «Содружество строителей РД»;

Представительство Министерства промышленности РФ по РД;

«Ассоциация энергетических компаний»;

ГУ «Региональный хозрасчетный центр РД по ценообразованию в строительстве»;

ГУП РД«Дагестангражданкоммунпроект»;

Филиал НП СРО «Проектировщики Северного Кавказа», г. Махачкала.

НОУ ДПО «Северо - Кавказский институт повышения квалификации кадров строительного и жилищного комплекса».

С уважением,

от имени 870 организаций строительного и

энергетического комплекса Республики Дагестан,

Генеральный директор НП СРО «ГС СКФО»,

Член Совета НОСТРОЙ - Али Шахбанов

Прочитано 2434 раз Последнее изменение Вторник, 01 октября 2013 11:02

Новости - изменения в законодательстве