Новости Гильдии
Среда, 26 сентября 2012 10:10

Комплексный подход к повышению качества услуг в ЖКХ при помощи технического регулирования

Оцените материал
(1 Голосовать)

В настоящее время у профессионального сообщества большой интерес вызывает проект Федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2013-2015 годы».

Ее предшественница – Концепция реформы ЖКХ в Российской Федерации, предложенная руководством страны 15 лет назад, в 1997г., - ставила задачу совершенствования системы управления, эксплуатации и контроля в отрасли при одновременном поддержании и последующем повышении стандартов качества предоставляемых услуг.

Цель новой федеральной целевой программы осталась прежней – повышение уровня надежности предоставления коммунальных услуг и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов организациями жилищно-коммунального хозяйства. Но сегодня предлагаются иные способы ее достижения и ставятся новые задачи, главная из которых – повышение инвестиционной привлекательности и снижение аварийности в отрасли за счёт:

1) увеличения объема привлечения частных инвестиций;

2) снижения объемов потерь и количества аварий (инцидентов) при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов.

Помимо федеральной целевой программы, существует подготовленный силами НП «ЖКХ-Развитие» Национальный план развития жилищно-коммунального хозяйства на 2012-2014 годы, предполагающий дальнейшее законодательное подкрепление проводимых реформ.

Однако есть основания для опасений, что принятые и планируемые к утверждению нормативно-правовые акты (далее – НПА), регулирующие сферу ЖКХ, не будут в полном объёме реализованы. Причина заключается в том, в НПА весьма приблизительно прописываются технологические и технические механизмы их реализации – различные порядки взаимодействия хозяйствующих субъектов, количественные требования в физическом исчислении и методы по их выполнению (рис.1).

Рис.1.

Критическая ситуация с собственным производством товаров, работ и услуг в стране сложилась не случайно. В значительной степени она стала следствием сложившейся совокупной бесхозяйственности. Например, прогнозируется очередной кризис - финансовый, политический, экономический. Руководители разных рангов ищут пути выхода из кризиса, но ни один из них, ни с экрана телевизора, ни в газетных публикациях, не упомянул о таком значительном антикризисном ресурсе, как снижение непроизводительных затрат, т.е. о необходимости разработки таких государственных программ и рычагов по их выполнению, которые бы стимулировали работу хозяйствующих субъектов в области ресурсосбережения и снижения себестоимости.

В результате, например, федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» во многом остался декларативным. Это в полной мере относится и к сфере ЖКХ в целом. Бесхозяйственность компенсируется за счет потребителя, при этом хозяйствующие субъекты не заинтересованы в ресурсосбережении, оберегая себя от непривычных забот. Затраченные средства при любом раскладе компенсируются, оказываются услуги по нужной поставщику (или исполнителю услуги) цене и не всегда должного качества.

При этом мы хронически забываем, что перерасход материально-энергетических ресурсов не восполним никакими денежными компенсациями. Причем этот перерасход часто влечет за собой загрязнение окружающей природной среды, так как получаемые «на выходе» излишки ресурсов утилизируются не в полном объеме. И совокупные потери в масштабах страны увеличиваются как из-за затрат на эту утилизацию, так и несоизмеримо больших затрат на восстановление нужного качества экологического пространства.

В подготовленном Минэкономразвития России проекте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» техническое регулирование рассматривается как важнейший инструмент стимулирования инновационного развития, способствующий повышению конкурентоспособности различных секторов экономики.

И в новой редакции Жилищного кодекса, утвержденной Федеральным законом от 04.07.2011 № 123-ФЗ, сказано:

« ст. 161, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства о техническом регулировании».

Особые требования Жилищным кодексом предъявляются и к персоналу, осуществляющему деятельность по управлению и обслуживанию жилых домов: в ст. 12 указано, что необходима «оценка соответствия лиц при ведении реестров уведомлений о предпринимательской деятельности по управлению, обслуживанию и ремонту общего имущества МКД».

Статья 41 «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений», утвержденного Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ, посвящена Правилам добровольной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), а это и есть добровольная сертификация.

Неслучайным является и то, что в Перечне поручений Президента РФ по итогам заседания президиума Госсовета РФ 4 октября 2011 г. органам исполнительной власти РФ поручено до 1 марта 2012 г. «п.4. Организовать работу по расширению добровольной сертификации услуг в жилищно-коммунальной сфере. Обеспечить проведение мероприятий, направленных на повышение уровня конкуренции на рынке профессионального управления жилищным фондом».

Главные задачи технического регулирования на настоящем этапе:

*замена устаревших стандартов, ставших барьерами в расширении инновационной деятельности предприятий;

*последовательное и предсказуемое на долгосрочную перспективу ужесточение требований к эффективности использования природных ресурсов, обеспечению безопасности продукции для окружающей среды, для здоровья людей, снижения энерго- и материалоемкости, определение соответствующей системы поощрений и санкций;

*гармонизация российских стандартов с международными, в первую очередь по тем направлениям, где существуют перспективы расширения экспорта продукции.

Реальные перспективы работы в рамках ВТО и Таможенного союза требуют упорного осуществления технической регламентации, ежедневного выполнения хозяйствующими субъектами установленных требований и будничной оценки соответствия в лабораториях, производственных подразделениях, центрах метрологии и стандартизации, органах по сертификации.

Главная цель техрегулирования в сфере ЖКХ видится в обеспечении доверия между участниками рынка ЖКУ, в числе которых население, хозяйствующие субъекты и органы власти всех уровней.

ДОВЕРИЕ – это работа без обмана, без фирм – «однодневок» и рейдерства, основанная на стандартизации технологических и производственных процессов, научно-обоснованном метрологическом обеспечении и широком внедрении оценки соответствия объектов сертификции (рис. 2, 3, 4).

Такое требование к качеству работы основано на международной практике, соблюдение которой есть необходимое условие создания благоприятного инвестиционного климата, в том числе при проведении работ по модернизации жилищного и коммунального хозяйства.

Система сертификации как координатор работ по инновационному развитию отрасли

Некоммерческим партнерством «ЖКСС» - Руководящим органом системы добровольной сертификации в жилищно-коммунальном и строительном комплексах Российской Федерации «Жилкоммунстройсертификация», правопреемницы системы «Росжилкоммунсертификация», учрежденной Госстроем России в 2003 году, совместно с партнёрами разработана эффективная муниципальная модель жилищных отношений, позволяющая скоординировать действия по инновационному развитию отрасли. Внедрение этой модели не требует существенных изменений в действующем законодательстве и дополнительного финансирования, а самое главное – уже апробирована в ряде муниципальных образованийМосковской области, Гатчины, Омска, Ростова-на-Дону, Казани и др.

Выработан алгоритм комплексного подхода к решению отраслевых проблем и реализации этой модели на территории конкретного региона.

Модель предполагает создание в данном регионе органа по сертификации и закрепление за ним функций организационно-методического центра, осуществляющего меры по её реализации

Научно-методическим советом системы «Жилкоммунстрой-сертификация» рассмотрен и утвержден пакет нормативно-методических документов, способствующих формированию в муниципальных образованиях практических механизмов эффективного управления в сфере жилищных отношений.

В Республике Дагестан региональным координатором по реализации этих мероприятий на практике является орган по сертификации системы «Жилкоммунстройсертификация», ООО «Северо-Кавказский сертификационный центр».

Информация предоставлена Главным специалистом отдела Стандартизации УКиЭ Гаджиявом Гаджиевым

Пресс - служба Гильдии

Прочитано 1645 раз Последнее изменение Среда, 17 октября 2012 09:34