Новости Гильдии
Понедельник, 19 июля 2010 13:08

ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО СТРАХОВАНИЯ: правовое положение и принципы формирования

Оцените материал
(0 голосов)

 

Страховой рынок в России еще не сформировался в том классическом понимании, как он действует в развитых странах. У нас только намечается его реформирование. В соответствии с Концепцией развития страхования в РФ реформирование должно проходить по шести направлениям:

 

  • развитие добровольного и обязательного страхования;
  • повышение капитализации рынка страховых услуг;
  • совершенствование налогообложения и регулирования страховой деятельности;
  • участие иностранного капитала на рынке страховых услуг;
  • совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью;
  • совершенствование развития законодательства, регулирующего страхование.

Для реализации этой Концепции принят целый ряд нормативных актов, регулирующих вопросы страхования, среди которых и Федеральный закон N 286-ФЗ "О взаимном страховании", который вступил в силу 4 декабря 2007 г. Он стал важной вехой в реформировании действующего страхового законодательства, поскольку принятие его было предусмотрено еще при введении в действие второй части Гражданского кодекса РФ (ст. 968).

Закон в ст. 4 установил, что "объектами взаимного страхования являются объекты имущественного страхования, т.е. имущественные интересы членов общества, связанные, в частности, с:

  1. владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);
  2. обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности);
  3. осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков)".

Необходимо также отметить, что Гражданский кодекс РФ в ст. 968 ГК указывает на то, что общества взаимного страхования осуществляют страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов. Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", в редакции Федерального закона от 29.11.2007 N 287-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ "Об организации страхового дела в РФ" и некоторые другие законодательные акты РФ", вообще не дает определения, какие же риски страхует общество взаимного страхования, хотя в прежней редакции также указывал на то, что "юридические и физические лица для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования в порядке и на условиях, которые определяются Федеральным законом о взаимном страховании".

Страховые отношения возникают в связи с объектами страхования. При этом имущественные интересы могут быть связаны с различными юридическими фактами в жизни лица. По смыслу ст. 4 объектами страхового правоотношения признаются не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы, связанные с:

  • жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица;
  • владением, пользованием, распоряжением имуществом;
  • возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).

Причины возникновения обществ взаимного страхования разнообразны: отсутствие предложения на тот или иной вид страховых операций со стороны коммерческих страховщиков вообще или по приемлемым ценам; стремление страховщиков получить страховые услуги по себестоимости или распоряжаться страховой прибылью, точнее, превышением поступлений над платежами, по своему усмотрению и без налогообложения.

Многие правоведы взаимное страхование относят к форме частного страхования, наряду с коммерческим страхованием, в противоположность государственному страхованию или обязательному социальному страхованию, проводимому государственными публичными организациями. Это фактически взаимный обмен рисками между участниками страхования, при котором не преследуется цель извлечения прибыли. Соответственно, и профессиональных субъектов страхового рынка подразделяют на коммерческие страховые компании и общества взаимного страхования, которые по сути являются исключительно некоммерческими организациями.

П. 2 ст. 1 Закона определяет, что "взаимное страхование... осуществляется путем объединения в обществе необходимых для этого средств". Ст. 17 Закона же уточняет, какие именно средства формируют имущество общества. "Источниками формирования имущества общества являются:

  1. вступительный взнос;
  2. траховая премия (страховые взносы);
  3. дополнительный взнос;
  4. добровольные денежные и иные имущественные взносы и пожертвования;
  5. доходы, получаемые от инвестирования и размещения временно свободных средств страховых резервов и иных средств;
  6. заемные средства;
  7. взносы на покрытие расходов, связанных с уставной деятельностью общества;
  8. иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления".

Следовательно, объединение имущества обществ взаимного страхования направлено не на цели формирования прибыли страховой организации, которая выступает своеобразной гарантией исполнения обязательств по договорам страхования перед страхователями, как в случае с коммерческими обществами, а для реализации главной цели создания общества страхования имущественных интересов членов общества. Естественно возникает вопрос, какова природа обязательства, в соответствии с которым участники общества взаимного страхования объединяют средства и осуществляют в дальнейшем деятельность по взаимному страхованию. Исходя из Закона получается, что право собственности на имущество в размере страхового взноса в общество взаимного страхования у его участника, который одновременно является и страхователем, не прекращается с момента его присоединения к обществу. И напротив, страхователь при обычных страховых правоотношениях утрачивает право собственности на принадлежащее ему имущество - страховой взнос - в момент его уплаты по договору страхования в пользу коммерческой страховой организации.

Участники общества имеют цель - совместное несение риска и перераспределение средств общества в пользу тех его участников, которые несут убытки в связи с наступлением страхового случая в отношении их имущества по согласованным заранее основаниям. Для этих целей они решают объединить свое имущество в размере заранее рассчитанных сумм. На это прямо указывают ст. 18 и 19 Закона: "Вступительный взнос вносится физическим или юридическим лицом для покрытия расходов, связанных с уставной деятельностью общества. Вступительным взносом могут быть деньги и (или) иное имеющее денежную оценку имущество (за исключением имущественных прав). Вступительный взнос не должен быть обременен обязательствами. Страховой премией (страховыми взносами) являются денежные средства, которые члены общества обязаны уплатить в порядке и сроки, которые установлены договором страхования и (или) правилами страхования. При определении размера страховой премии (страховых взносов) применяются утвержденные обществом страховые тарифы. В случае если по итогам отчетного года финансовый результат осуществления взаимного страхования является положительным, общее собрание членов общества может принять решение об уменьшении размера страховой премии (страховых взносов)".

При этом бремя всех выплат в полном размере в течение всего периода, на который заключен договор страхования, несут сами участники, и в случае недостатка средств должны согласиться на внесение дополнительных средств. П. 3 ст. 18 Закона определяет: "В случае если по итогам отчетного года финансовый результат осуществления взаимного страхования является отрицательным, общее собрание членов общества одновременно с утверждением годовой бухгалтерской отчетности принимает решение об источнике покрытия образовавшегося убытка за отчетный год, в том числе может принять решение о внесении членами общества дополнительного взноса...". Закон в п. 3 ст. 7 определил, что члены общества солидарно несут субсидиарную ответственность по страховым обязательствам общества в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов общества.

Что же делать в случае, если средств окажется недостаточно для осуществления страховых выплат? При таком положении каждый в отдельности участник не может требовать исполнения в свою пользу страховой выплаты в полном размере. В этом главное отличие правовой природы требования участника общества взаимного страхования от требования страхователя к коммерческому страховщику. Однако надо иметь в виду, что п. 4 ст. 3 Закона предусматривает страхование риска страховой выплаты (страхового возмещения) у страховщика, имеющего лицензию на осуществление перестрахования. При этом указанный страховщик не может быть членом данного общества. В этом случае при недостаточности объединенных средств для осуществления страховой выплаты требования других участников общества могут быть предъявлены обществу или каждому члену в отдельности в размере большем, чем реально объединено средств.

Деятельность общества взаимного страхования требует получения лицензии от органа страхового надзора (п. 5 ст. 5 Закона). Законом также установлено еще одно ограничение правоспособности общества: в соответствии с п. 5 ст. 3 Закона общество не вправе осуществлять обязательное страхование, за исключением случаев, если такое право предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования.

Что касается структуры общества взаимного страхования, то оно представляют собой страховой фонд в его денежной форме. Страхователи, т.е. члены общества, определяют общие направления его операций на очередном или внеочередном (ст. 10 Закона) общем собрании. Право голоса на общем собрании членов общества имеют члены общества, уплатившие страховую премию (страховые взносы).

В свою очередь, правление, выбранное его членами на общем собрании, обеспечивает текущее руководство (ст. 13). В правление могут входить только члены общества. Исполнительным органом общества (ст. 15) является директор общества. Директор общества назначается на должность и освобождается от должности общим собранием членов общества. Директор общества может не быть членом общества.

Для целей страхования Закон обязывает (ст. 20) формировать страховые резервы и размещать средства страховых резервов в порядке и на условиях, которые установлены для обществ органом страхового надзора. Размещение страховых резервов должно осуществляться на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. Средства страховых резервов используются исключительно для страховых выплат.

Особое значение придается Законом праву общества взаимного страхования разрабатывать правила страхования. Законом установлено особое правило (ст. 3), согласно которому в том случае, когда обществом в соответствии с уставом осуществляется один вид страхования, тогда правила страхования должны быть неотъемлемой частью устава общества и должны определять сходные условия взаимного страхования для всех членов общества. Также Законом определено, что (п/п. 10 п. 1 ст. 10) правила страхования разрабатываются только в том случае, если уставом общества предусмотрено заключение договора страхования. Следует указать, что Закон предусматривает возможность осуществления страхования без заключения договора, а непосредственно на основании устава общества (ст. 3).

Законом (ст. 23) предусмотрены случаи добровольного и принудительного прекращения общества. Добровольно - в случаях, предусмотренных уставом по решению общего собрания. Согласия органа страхового надзора не требуется. Реорганизация общества возможна в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. При этом преобразование, разделение и выделение общества становятся обязательными в том случае, если число членов общества превысит две тысячи (для физических лиц) и (или) пятьсот человек (для юридических лиц). Кроме того, реорганизация в форме преобразования возможна только в случае преобразования общества в хозяйственное общество, осуществляющее страхование. Общество может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Законом.

Представленные выдержки из Закона позволяют сделать несколько важных выводов относительно правового положения обществ взаимного страхования.

  1. Общество взаимного страхования - это самостоятельное юридическое лицо, осуществляющее на взаимной основе страхование имущественных интересов граждан и юридических лиц - его членов путем объединения ими необходимых для этого средств.
  2. Правовое регулирование организации и деятельности обществ взаимного страхования в настоящий момент составляют Конституция РФ, ст. 968 ГК РФ, Закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации", исследуемый Закон, а так как это некоммерческая организация, то и Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
  3. Общество взаимного страхования - это особый субъект страхового дела, оказывающий услуги по страхованию лишь его членам. По своему виду это некоммерческая организация.
  4. Между обществом взаимного страхования и его членами не требуется заключения договоров, страховые обязательства непосредственно возникают из отношений членства, если в учредительных документах не предусмотрено иное (п. 3 ст. 968 ГК).
  5. Взносы членов общества являются доходом общества и могут рассматриваться в качестве страхового взноса. Однако при недостатке средств на страховые выплаты участники общества могут быть обременены внесением дополнительных страховых взносов.
  6. Общества взаимного страхования должны получить лицензию на занятие своей деятельностью.

В целом, представляется, что общества взаимного страхования могут заменить и компенсационный фонд с его неопределенным финансовым статусом, они могут выступать и финансовыми гарантами для своих членов.

 

Правовое управление НП СРО «ГС СКФО»

Прочитано 6266 раз Последнее изменение Понедельник, 09 августа 2010 13:02

Новости - изменения в законодательстве