Основными обсуждаемыми вопросами на очередном заседании Ассамблеи стали:
- Обоснованность введения единых стандартов управления многоквартирными домами, дифференцированных по типам домов и по уровню их обслуживания;
- Насосная станция второго подъёма – современная альтернатива башне Рожновского;
- Обеспечение контроля и надзора над качественными характеристиками строительных материалов и безопасность ОКС, как взаимосвязанные условия;
- Инструменты эффективного взаимодействия участников жилищно-коммунальных отношений;
С докладом по вопросу обеспечение контроля и надзора над качественными характеристиками строительных материалов и безопасности ОКС, как взаимосвязанных условий выступил Али Шахбанов. Ниже приведен полный текст выступления
Доклад
Председателя Общественного Совета при Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ РД, Президента Ассоциации СРО «Гильдия строителей Северо-Кавказского Федерального округа»
Шахбанова Али Башировича
на ежемесячном заседании Ассамблеи региональных общественных советов в сферах строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ на тему: «Обеспечение контроля и надзора над качественными характеристиками строительных материалов и безопасность ОКС, как взаимосвязанные условия»
05.03.2025 г.
Уважаемые коллеги!
Как мы знаем, безопасность любого строительного объекта зависит в том числе от качества используемых строительных материалов, изделий и конструкций. Однако, обеспечение качества поставляемых строительных ресурсов их производителями на сегодняшний день законодательно не урегулировано. В отсутствие обязательных требований к строительным материалам и изделиям, рынок практически наводнен некачественной контрафактной и фальсифицированной продукцией. Доля поддельных стройматериалов на российском рынке по оценкам экспертов составляет 25- 30%, а по отдельным группам продукции, их доля доходит и даже превышает 50%. Одна из причин столь высокого показателя фальсификата, на наш взгляд, связана с несовершенством законодательства в этой сфере.
Отсутствие регулирования со стороны государства ведёт к однозначной недобросовестности отдельных производителей, органов по сертификации и лабораторий, выдающих документацию на не соответствующие требованиям проектной документации стройматериалы, что и наблюдается сегодня на строительном рынке. На практике подрядные организации проверяют у поставщиков только разрешительную документацию (сертификаты соответствия), реальный контроль качества продукции и подлинности сертификатов ими не производится.
НОСТРОЙ, НОПРИЗ, СРО – в соответствии с Градостроительным кодексом несут ответственность за качество, безопасность и своевременный ввод в эксплуатацию ОКС, и мы видим необходимость организации системной многоуровневой работы органов исполнительной власти, СРО, производителей строительных материалов, изделий, оборудования.
Минстрой и Минпромторг совместно с НОСТРОЙ и НОПРИЗ активно работают над созданием комплексной системы обеспечения качества и безопасности строительной продукции на всех его этапах (производство,
оборот и применение на стройплощадке, а в краткосрочной перспективе - созданием цифровой системы контроля качества строительных материалов и изделий на протяжении полного цикла — от производства продукции до её оборота на рынке). Это реестр добросовестных поставщиков, лабораторный кластер, Знак качества НОСТРОЙ.
В этой связи, считаем необходимым, Общественному Совету при Минстрое РФ выступить с законодательной инициативой по закреплению этих инициатив, в т.ч. об обязательном членстве в СРО производителей строительных материалов, что позволит:
• Повысить эффективность системы обязательной сертификации и декларирования соответствия строительных материалов и изделий;
• Создать систему допуска и контроля деятельности строительных лабораторий, проводящих исследования при производстве материалов и изделий, используемых в процессе строительства зданий и сооружений, а также осуществляющих исследования при проведении входного контроля, строительного контроля и строительного надзора;
• Обеспечить доступность и достоверность результатов лабораторных исследований и контроля, осуществляемых специализированными организациями, обладающими подтвержденными компетенциями и полномочиями на проведение такой деятельности;
• Усилить контроль качества на строительстве объектов капитального строительства, обратив особое внимание на осуществление контрольных функций на стадии входного контроля применяемых строительных ресурсов и установив запрет на применение некачественных (контрафактных) материалов в процессе строительства объектов капитального строительства.
Уважаемые коллеги!
На наш взгляд, это позволит решить обозначенные проблемы, решить вопрос качества при возведении ОКС, его долговечности и энергоэффективности при эксплуатации.
Спасибо за внимание!
Председатель Общественного совета при Минстрое РД
Али Шахбанов