– Задачи, которые определил Глава Республики в ходе совещания, где были подведены итоги работы строительного комплекса Дагестана за 2021 год и заслушаны результаты исполнения государственных программ и региональных проектов в части строительства, основываются на его, безусловно, объективной информированности и глубоком знании кардинальных проблем отрасли в целом и строительной индустрии республики в частности, – говорит Шахбанов.
В ходе совещания Глава Дагестана отметил, что строительный комплекс является одним из самых динамичных, перспективных сегментов рынка, в котором производится порядка 18 % ВРП Дагестана, 90 % реализации государственных программ зависит именно от строительства, отрасль обеспечивает около 7 % налоговых выплат и среднегодовую численность занятых порядка 130 тыс. человек.
При этом он подчеркнул, что основной проблемой строительной отрасли остается прежде всего некорректная организация её деятельности. Среди проблем отрасли, существующих уже не один год, Глава Дагестана назвал снижение активности на рынке и падение спроса на недвижимость, незаконное строительство, сложную ситуацию со строительством социальных объектов.
Глава республики осведомлён и о застарелых проблемах отрасли, а это огромный процент строительного комплекса, находящегося в «тени», недостаточность в структуре комплекса крупных, конкурентоспособных организаций, которые могут взять на себя решение масштабных задач, низкий уровень обеспеченности строительных компаний квалифицированными ИТР, специалистами среднего и рабочего звена.
С. Меликов отметил, что необходима соответствующая строительная политика, нацеленная на реализацию комплексных решений, для чего потребуется реформирование системы управления отраслью в направлении консолидации полномочий, ресурсов, персонализации ответственности, чёткого определения сфер ведения и разграничения полномочий.
– Вы также считаете, что необходимы изменения?
— Пересмотр строительной политики, конечно, необходим, это верное решение Главы Дагестана. Нужно менять ситуацию в отрасли, в которой, увы, далеко не всё на должном уровне. К примеру, врио министра строительства республики Артур Сулейманов отчитался о проделанной работе за 2021 год, представив развёрнутый анализ реализации мероприятий по проектированию и строительству объектов коммунальной и социальной инфраструктуры в рамках национальных проектов «Жильё и городская среда», «Демография», «Образование», государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» и Республиканской инвестиционной программы, по которым было предусмотрено более 17 млрд рублей, а кассовое исполнение составило 58,2 % от общего объёма финансирования.
– Деньги есть, но мы не можем их освоить?
– Выходит так! Хочу отметить, что Дагестан продолжает оставаться инвестиционно привлекательным регионом России. Потому ключевая роль в Стратегии социально-экономического развития РД до 2030 года отведена реализации инвестиционных проектов в соответствующих отраслях.
Реализация прорывных проектов республики, охватывающих различные сферы и отрасли экономики, такие как развитие Каспийского кластера, плодоовощного, стекольного, промышленного кластеров, а также реализация стратегического проекта «Город обувщиков» и второго этапа реконструкции аэропорта «Махачкала» с общим объёмом инвестиционных вложений более 324 млрд рублей обеспечит наших строителей существенными объёмами строительно-монтажных работ на среднесрочную перспективу.
Это очень хорошо. Однако в реализации этих проектов актуально определить единый вектор развития строительной отрасли. Важно наладить тесное взаимодействие власти и профессионального сообщества, обеспечив всех единой методологией, и правильно выстраивать задачи. В этом отношении слова Главы Дагестана Сергея Меликова о необходимости реформирования системы управления отраслью совершенно справедливы.
Строительная отрасль сейчас в стадии перехода в цифровой формат. От того, насколько эффективным будет управление отраслью, зависит, насколько широкое распространение получат в строительстве современные технологии. Нам необходима координация усилий, мы всегда к этому призывали. К слову предлагали создать координационный совет. Мы за снижение избыточных административных барьеров и вывод строительного рынка из «тени». На мой взгляд, это позволит привлечь инвесторов и в конечном итоге поднять экономику республики на качественно новый, достойный уровень.
– Ваша ассоциация одна из крупнейших в СКФО. Работой, заказами, контрактами загружены все?
– Ассоциация динамично развивается вот уже на протяжении 13 лет: сегодня в Реестр СРО входят 615 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Судите сами: в 2021 году 187 организациями гильдии было заключено 749 контрактов на сумму 19,8 млрд руб., в том числе 110 контрактов на сумму 4,8 млрд руб. заключены за пределами Дагестана.
Для профессионального сообщества важно быть в курсе всех законодательных изменений в отрасли и в экономике в целом. Потому мы регулярно проводим конференции, форумы, круглые столы, где обсуждаем актуальные вопросы состояния и развития строительного комплекса республики.
Проводим также производственные совещания, связанные с исполнением государственных и муниципальных контрактов. И, если признаться, бываем в недоумении, когда нас не приглашают на то или иное мероприятие, связанное с государственными или муниципальными заказами.
Наше кредо – конструктивизм, то есть мы за выстраивание конструктивного взаимодействия с республиканскими органами власти и муниципальными образованиями.
Проблем, действительно, много. В части озвученных на совещании Главой Дагестана, на мой взгляд, особо важны те, с которыми строители столкнулись в 2021 году. Это прежде всего рост стоимости стройматериалов, нехватка рабочей силы и финансовые сложности, которые возникали в ходе исполнения договоров госзаказа.
На наш взгляд, причинами низкого освоения средств национальных проектов стали некорректные исходные данные для проектирования, их отсутствие или несвоевременное предоставление, низкое качество проектно-сметной документации, связанное с низкой квалификацией исполнителей и заказчиков, неправильно выстроенные конкурсные процедуры, долгие сроки согласования контрактов, низкая квалификация строительных подрядных организаций.
Одной из серьёзных проблем является формирование начальной максимальной цены контрактов по № 44-ФЗ на основе бюджетных лимитов, что приводит к ухудшению финансового состояния подрядных организаций. Стоимость строительных материалов, в том числе их транспортировка, стоимость использования машин и механизмов, выяснение земельных вопросов, выявление недостатков проектной документации, за время контрактации, с учётом инфляционных процессов, лишь растёт в цене. При этом очевидно, что максимально сэкономить подрядчикам возможно лишь на фонде оплаты труда, привлекая дешёвую рабочую силу.
А то, какого уровня квалификация у работников и в каких условиях они трудятся, сегодня никого не интересует – главное, уложиться в твёрдую цену. Что получаем в остатке? Вырождение национальной системы подготовки рабочих кадров. Абсурд, но один из важнейших инструментов мотивации рабочих – повышение вознаграждения при повышении уровня квалификации– сегодня отсутствует.
– Что предлагаете?
– Предложений на самом деле много. Дело в том, что без комплексного подхода результата нам не достичь. К примеру, для выявления «теневой» экономики и «серой» зарплаты в строительных организациях – членах СРО нужно выработать механизмы взаимодействия саморегулируемых организаций с налоговыми и правоохранительными органами. Разработать и принять региональные нормативные документы по ценообразованию и сметному нормированию. Создать систему информационного обмена между участниками строительного рынка, оперативного мониторинга нарушений на объектах капитального строительства в части безопасности и качества работ, нарушения градостроительного законодательства.
Сделать строительный процесс прозрачным и безбарьерным уже с будущего года может помочь цифровизация. Внедрение цифровых технологий во все аспекты деятельности каждой строительной организации в сочетании с рейтингованием позволит создать прозрачные условия для всех участников рынка, причём успех будет зависеть от качества работ и надёжности подрядчиков. Цифровой паспорт объекта, включающий информационные модели, цифровой профиль участника строительства, а в перспективе цифровая трансформация строительного комплекса исключат возможность применения в нём «серых» схем.
Я хочу подчеркнуть, что для качественного развития строительного комплекса республики необходимо совершенствовать межведомственную координацию государственных регуляторов строительного рынка. Нужно усилить меру ответственности заказчиков и подрядчиков, совершенствовать работу по устранению необоснованных административных барьеров и противодействовать недобросовестной конкуренции на рынке строительства. Строительной отрасли нужны прозрачные тарифы и ясные правила подключения объектов к инфраструктуре.
Мы заявляем о своей приверженности политике руководства республики, направленной на укрепление законности. В строительной отрасли это приведёт к формированию справедливых и цивилизованных правил, что в конечном счёте отвечает интересам добросовестных и законопослушных строительных организаций, в том числе нашей ассоциации.
Газета "Дагестанская правда" (Выпуск №№39-40)