Отказалось принять участие в обсуждении столь острой по социальной значимости теме и Кавказское управление Ростехнадзора по РД. А ведь именно документом этой службы опечатываются сегодня аварийные лифты в домах Дагестана. Категоричное нежелание участвовать в нашем разговоре – продемонстрировал и руководитель Избербашского лифтового завода, который, как известно, несколько лет назад, приобретя оборудование для производства лифтов, так и не сумел запустить его в производство.
И все же картину состояния лифтового хозяйства, хоть и не полную, в ходе состоявшегося обсуждения журналисты республиканских СМИ, принявшие участие в работе круглого стола «Дагестанской правды», увидели. Ее нам обрисовали заместитель руководителя Фонда капитального ремонта РД Шамиль Исаев, технический директор саморегулируемой организации Ассоциации межрегионального отраслевого объединения работодателей «Гильдия строителей Северо-Кавказского федерального округа» Алигаджи Мудаев, начальник отдела Госжилинспекции РД Магомед Махмудов, генеральный директор ООО «Лифтсервис» Арсен Мусаев, эксперт по лифтам, директор ООО «Союзлифтмонтаж» Эмин Эминов.
Приводим фрагменты из наиболее интересных выступлений специалистов и первый вопрос:
«Как содержать лифты в доме, чтобы они не падали?»
Магомед Махмудов: - Их текущий и капитальный ремонт проводится за счет собственников жилья. Решение принимается на общем собрании. Управляющая организация должна выставить им подготовленную смету и перечень видов необходимых ремонтных работ, а уже собственники утверждают его на общем собрании. Обслуживанием лифтового хозяйства занимается, как их теперь называют, «квалифицированный персонал обслуживающей организации, осуществляющей обслуживание лифтов». К примеру, это «Лифтсервис», у которого есть соответствующий доступ к работам, и таких в Махачкале несколько. Управляющие организации должны заключать с подобными организациями договоры на обслуживание лифтов и оплачивать их работу из средств, собираемых с жильцов. Если таких договоров нет и жители жалуются на управляющую организацию, то жилищная инспекция выдает предписание, и если его не выполняют, на эту управляющую организацию составляются материалы административного правонарушения.
Эмин Эминов: - На деле эти договоры у нас в республике практически не заключаются. В наших многоквартирных домах с лифтами нет элементарно электромехаников, слесарей, лифтеров. Если что-то нужно отремонтировать, то их, как правило, разыскивают по всему городу. Каждый год лифтовое хозяйство должно проходить техническое освидетельствование, но оно, как правило, также не проводится. Сравнивая Махачкалу, к примеру, со Звенигородом, где я часто бываю по работе, скажу, что мы отстаем от них лет на 50. Там есть все, что полагается, а у нас нет ничего. Лифт, отработавший свои положенные 25 лет, никто не вправе эксплуатировать, однако они у нас работают. Восстановить отжившие свой эксплуатационный век лифты невозможно, это дороже, чем установить новые. Их надо менять на новые, а это дорогое удовольствие, и потому, думаю, сделать это без участия и помощи государства практически невозможно.
Шамиль Исаев: - Лифт относится к общему имуществу многоквартирного дома, соответственно фонд капитального ремонта, согласно утвержденным краткосрочным планам и долгосрочным программам, собранные у жильцов средства отправляет на ремонт того или иного дома. Обычно это ремонт кровли, подвалов, фасадов, подъездов, лифтов и всего остального. В программе на 2015 год была предусмотрена замена 11 лифтов, три в Дербенте и одиннадцать в Махачкале. В Дербенте работы уже завершены, в Махачкале продолжаются. По поводу страны-производителя лифтов скажу, что, по мнению экспертов, использование турецких лифтов небезопасно, поэтому принято решение приобретать лифты российского производства. Денег у фонда не много. Нам в республике в год необходимо ремонтировать порядка 100 домов, а мы собираем всего в целом около16 процентов начисленных жильцам сумм. Если нет финансирования, то и работы выполнять невозможно. Так, к примеру, и с домом по улице Гамидова, 57, от жильцов которого в фонд было обращение. Да, этот дом один из старых, и лифты там установлены одними из первых, но Дагестанский фонд капитального ремонта является лишь исполнителем программ. Их формированием занимается Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РД, а краткосрочных планов - муниципальные образования. То есть существует и практикуется выработанная и утвержденная процедура отбора домов в краткосрочные планы.
Магомед Махмудов: - Раньше техническое состояние лифтового хозяйства контролировал Ростехнадзор, но произошли изменения. Предполагалось, что они повлекут заключение страховых договоров, но новшества не сработали. Образовался вакуум. Долгие годы лифты толком никто не обслуживал, не было контроля, и они приходили в негодность. Сегодня в республике порядка 50 процентов лифтов отработали свой ресурс и срок эксплуатации. Обновить их разом, конечно, невозможно. В настоящем Государственной жилищной инспекцией РД проводится мониторинг всех многоквартирных домов с лифтами, по итогам которого мы подготовим отчет, после чего от всех управляющих организаций, ТСЖ будем требовать заключение договоров с организациями, имеющими доступ к техническому обслуживанию лифтов. Будем добиваться, чтобы вся информация была размещена в каждом подъезде, лифте, ФИО того, кто обслуживает лифт, кто ответствен. Что касается полного обновления лифтового хозяйства в республике, считаю, что это сегодня сделать нереально, так как необходимые для этого средства отсутствуют.
Шамиль Исаев: - Для того чтобы обновить лифтовое хозяйство, необходимы либо программы софинансирования с участием жильцов, либо государственные программы по их замене, либо нужно привлечь инвесторов. Понятно, инвесторов интересует прибыль, и возникает вопрос, смогут ли люди тогда оплачивать эксплуатацию, так как тариф на техническое обслуживание лифтов может вырасти.
Алигаджи Мудаев: - У нас в гильдии состоит 12 организаций, которые получили допуск к монтажу и капитальному ремонту лифтов. До последнего дня на них не было жалоб и нареканий. А вот что касается вопросов эксплуатации лифтов, - то это к Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РД, к жилищной инспекции. Да, денег на замену лифтов нет. Но ведь мелкий, текущий ремонт хотя бы нужно делать. Деньги на техническое обслуживание лифтов собираются, а работы нет. Другое дело лифты, которые отработали свой эксплуатационный срок. Их нужно менять. Ростехнадзор раньше регулярно контролировал их состояние, но на сегодняшний день лифты находятся в третьей категории опасных объектов, и если их переведут во вторую, то службы технического надзора контроль за техническим состоянием лифтов ужесточат. Очевидно, что в этом вопросе необходима поддержка государства, нужен усиленный контроль жилищной инспекции, которой, вероятно, потребуется усилить меры воздействия по отношению к управляющим организациям, ведь сегодня в случае двух жалоб от жильцов по одному вопросу у ТСЖ или управляющей организации можно отбирать лицензию на деятельность. Нужно, конечно, также обязать их заключать договоры с предприятиями, осуществляющими техническое обслуживание лифтов, и оплачивать их работу из средств за техническое обслуживание, вносимых жильцами в кассу управляющих организаций.
Арсен Мусаев: - У меня было множество обращений в государственные структуры, ответственные за лифтовое хозяйство республики. В 2010 году, к примеру, я обратился в Ростехнадзор, бил тревогу, предлагал варианты работы, бесполезно. Обращался и в прокуратуру, уведомляя, что лифты в большей степени не пригодны и опасны для эксплуатации, так как отработали свой ресурс. Предлагал Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РД проект программы, где были предложения, сколько и как поэтапно возможно заменить лифты. Но, увы, министры меняются, проблемы не решаются, а лифт становится опасным.
Источник: http://dagpravda.ru/rubriki/obshchestvo/27454397/ © Дагестанская правда
Автор: Джангиши Гадисов
17.02.16 Выпуск № 36
Дагестанская правда