- Али Баширович, Вы с первых дней создания института саморегулирования являетесь его активным приверженцем и уже почти 5 лет - членом Совета Национального объединения строителей. Что удалось сделать за это время, и какие проблемы ещё остались не разрешенными?
- С 1 января 2010 г. состоялся переход строительной отрасли от лицензирования к саморегулированию, что было вызвано необходимостью решения проблем, связанных с ненадлежащим качеством строительства и эксплуатацией зданий и сооружений, отсутствием действенных механизмов ответственности участников строительного рынка за выполнение своих обязательств перед потребителями их услуг.
За короткое время удалось создать действующую новую модель работы строительной отрасли России. Саморегулирование стало не просто новым этапом в управлении строительной деятельностью, а гораздо более высоким уровнем управления, контроля, ответственности, когда за качество работы каждого отвечают все, где предусмотрены два способа обеспечения имущественной ответственности строительных организаций перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами: формирование компенсационного фонда и создание системы личного и (или) коллективного страхования.
Сформирована законодательная база саморегулирования. Созданы 273строительных саморегулируемых организации, членами которых являются более 113 000 строительных компаний совокупной численностью работающих более 5 000 000 человек. На федеральном уровне интересы строительного сообщества представляет Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ), в состав которого входят все строительные саморегулируемые организации. Управление Национальным объединением строителей построено на сочетании принципов коллегиальности принятия основных решений и максимальной информационной открытости. Учёт многообразия строительной деятельности обеспечивается через активное участие представителей саморегулируемых организаций в принятии управленческих решений окружных конференций саморегулируемых организаций и отраслевых комитетов.
Созданы Координационные, Экспертные советы по взаимодействию Национального объединения строителей с Государственной Думой, Правительством РФ, с Министерством строительства и ЖКХ, подписаны соглашения о взаимодействии в области строительства со многими регионами, и это, безусловно, является большим успехом системы саморегулирования в Российской Федерации и строительной отрасли в целом.
В регионах СРО стали одним из главных участников на поле взаимодействия бизнеса, исполнительного органа власти с муниципальными органами и потребителями строительных услуг, создавая необходимые условия для своего успешного функционирования.
Национальным объединением строителей сформирована система унифицированных требований к выдаче свидетельств о допуске к видам работ на всей территории Российской Федерации. При этом унифицированные допуски выдаются при повышенном контроле к строительным компаниям со стороны СРО.
Благодаря институту саморегулирования, сформирована система защиты третьих лиц от причинения вреда вследствие недостатка работ, система Третейского судопроизводства, система защиты интересов заказчика и защиты интересов каждого из членов саморегулируемых организация. Члены СРО улучшают качество выполняемых работ путем соблюдения стандартов СРО, сертификации работ, повышают квалификацию специалистов, заявленных на выполнение видов работ, делают строительный рынок более прозрачным (за счет информационной открытости), стандартизированным и регулируемым, обеспечивая взаимоотношения между заказчиками и подрядчиками, делая шаги к развитию взаимозависимой координации.
Сегодня, когда вступление в СРО в силу закона, для многих организаций стало жизненно необходимым, от каждой из них зависит репутация своей саморегулируемой организации, которая в свою очередь отвечает за каждого из них за счет созданного компенсационного фонда, и, конечно же, репутация СРО должна отражаться на каждом из ее членов.
Мы уже накопили достаточный опыт саморегулирования и в этой связи и можем констатировать, что саморегулирование стало неотъемлемым элементом экономических отношений участников строительного рынка, в тоже время есть много нерешенных вопросов в развитии института саморегулирования, в градостроительной политике, и в этих направлениях Национальным объединением строителей ведется постоянная работа.
- Али Баширович, какие задачи возложены государством на систему саморегулирования в строительстве?
Концептуальной составляющей в строительной отрасли является предупреждение причинения вреда вследствие недостатков выполняемых работ членами саморегулируемых организаций перед третьими лицами, причинения вреда окружающей среде, сохранности объектов культурного наследия РФ.
Содержанием деятельности СРО определены разработка и утверждение стандартов деятельности, правил выполнения работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства и контроль за их выполнением членами саморегулируемых организаций.
Причиной возможного причинения вреда являются недостатки работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Как видим – главная цель системы саморегулирования направлена на качественное и безопасное строительство. А качество строительных работ можно достичь трудом высококвалифицированных специалистов, применяя инновационные технологии, качественные строительные материалы, и соблюдая соответствующие СНиПы, Стандарты и Правила выполнения и контроля за качеством работ.
Квалификационные требования к специалистам, заявленным на выполнение видов работ членами СРО, стандарты и правила, заложенные в Град. Кодексе, разрабатываются СРО и принимаются на Общих собраниях, и являются одним из оснований для получения Свидетельства о допуске к видам работ.
Таким образом, на саморегулируемые организации возложены также функции организации повышения квалификации и аттестации специалистов, участие в разработке и принятии новых профессиональных стандартов для обучения специалистов и подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, а строительные организации обязаны иметь в штатном расписании таких специалистов, прежде чем получить допуск на рынок строительства.
- Что изменилось с введением саморегулирования в отрасли и каковы дальнейшие шаги?
- Прежде всего, нам необходимо разработать Концепцию развития отрасли, переориентировать политику в строительной сфере к требованиям современного рынка, к осуществлению которой были бы подключены, совместно с органами власти, и саморегулируемые организации.
А что изменилось с введением саморегулирования в отрасли, какова стратегия развития в будущем, что было лучше в Советский период, чего не достигли, что нужно сегодня строительным организациям, строителям, которые отвечают за безопасность и качество выполняемых работ – эти вопросы должны стать предметом исследований и основным стержнем в дальнейшей работе НОСТРОЙ и саморегулируемых организаций.
Назрело время согласованных действий, координации усилий и возможностей государства и саморегулируемых организаций в целях развития института саморегулирования в строительной отрасли, а также успешной реализации принятых жилищных Программ на территориях субъектов РФ.
В этой связи НОСТРОЙ необходимо активно влиять на региональную исполнительную власть в целях создания в субъектах федерации Координационных советов по развитию строительного комплекса, с включением в состав Совета представителей органов власти, СРО, образовательных организаций, заказчиков, работодателей, специалистов по ценообразованию и т.д., т.е. всех участников строительного рынка. Считаю необходимым включить в такие Координационные советы также членов Совета НОСТРОЙ и координаторов НОСТРОЙ от округов в целях координации строительного рынка, развития системы саморегулирования, выработки механизмов взаимодействия органов исполнительной власти, образовательных учреждений, работодателей, экспертов и т.д., и принятия соответствующих рекомендаций.
Прежде всего, саморегулирование является совместным регулированием строительного рынка государственными структурами и саморегулируемыми организациями, и такой подход стал бы подспорьем в развитии саморегулирования, контроля за деятельностью СРО, обеспечил бы прозрачность строительной деятельности, информационную открытость участников строительного рынка, а также, реализацию принятых программ по развитию регионов в целом.
Таким образом, НОСТРОЙ выполнил бы свою главную задачу - обеспечение взаимодействия НОСТРОЙ и саморегулируемых организаций с органами власти РФ, с органами власти субъектов РФ, обеспечил бы реализацию концепции взаимоотношений между органами власти, участниками строительного рынка и потребителями их товаров, работ, услуг.
На наш взгляд это позволит усилить меру ответственности заказчиков и подрядчиков за результаты работ по выполнению инженерных изысканий, подготовки проектной документации, строительству объектов капитального строительства, наладить работу по организации мероприятий по устранению необоснованных административных барьеров и противодействию недобросовестной конкуренции на рынке строительства, улучшить взаимоотношения между заказчиками и подрядчиками при исполнении контрактов, создать систему информационного обмена между участниками строительного рынка, оперативного мониторинга нарушений на объектах капитального строительства в части безопасности и качества работ, нарушения градостроительного законодательства.
В ближайшей перспективе НОСТРОЙнеобходимо активно участвовать в изменении законодательной базы в сфере саморегулирования и в разработке нормативной базы, с целью повышения качества и ответственности за выполнение строительных работ и применяемых строительных материалов, в том числе - обеспечение гарантий сохранности средств компенсационных фондов в случае отзыва лицензий у кредитных организаций, в которых были размещены эти средства.
Считаем важным законодательно предусмотреть использование компенсационных фондов или банковских сертификатов в качестве залоговых или гарантийных инструментов для получения целевых кредитов членами СРО под строительные проекты самих членов СРО. В этом случае строительные организации увидят реальную финансовую и административную помощь со стороны саморегулируемых организаций.
Необходимо ускорить разработку и принятие закона «О строительных подрядах для государственных и муниципальных нужд», что позволит вывести строительный комплекс из-под действующего ФЗ-44 «О контрактной системе», и Положения о технических заказчиках и типовых договорах подряда, с учетом изменения законодательства в Градостроительной деятельности и требований таможенного союза. При этом, важно усилить роль СРО и страхования контрактов взамен обеспечения контрактов банковскими гарантиями.
- Али Баширович, в послании Главы РД Народному собранию Республики поставлены задачи по строительству и вводу в эксплуатацию качественного жилья, объектов социальной инфраструктуры, по выпуску инновационных строительных материалов на территории нашей республики. Что Вы можете сказать по данному вопросу?
- Сегодня, чтобы решить поставленные руководством республики задачи, необходимо взаимодействие и консолидация усилий всех заинтересованных в развитии строительного комплекса сторон, и, в первую очередь, органов государственной исполнительной власти, саморегулируемых организаций и работодателей, образовательных организаций всех уровней подготовки квалифицированных кадров. Мы, строители, в своем официальном обращении к Главе республики писали о проблемах и перспективах развития строительной отрасли республики.
Первые шаги нами по выпуску качественных строительных материалов уже сделаны. Так, на сегодняшний день, Гильдия поддерживает проект «Доступное жилье» строительной компании ООО ХК «ТРАНССТРОЙ» - члена Партнерства, в рамках которого запущен завод по производству строительных материалов по технологии «Несъемная опалубка». Данный проект включен в План мероприятий по реализации приоритетных проектов Главы республики - «Новая индустриализация» на 2014 г.
- Председатель Правительства Республики Дагестан Абдусамад Гамидов дал ряд поручений (№19-10 от 21.03.2014 г.) по вопросам развития строительного комплекса республики Вам, совместно с Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД. На какой стадии находится исполнение поручений?
- Поручения А. Гамидова свидетельствуют о том, что проблемы строителей в какой-то степени были услышаны. На сегодняшний день мы подготовили и представили в Правительство РД предложения по вопросу обеспечения качества производимых в Республике Дагестан строительных материалов, изделий и конструкций, внесли предложение в Правительство РД «О создании Координационного Совета при Правительстве РД» в составе представителей органов власти, заказчиков – застройщиков, саморегулируемых организаций, образовательных и научно-исследовательских учреждений, служб ценообразования и крупных работодателей. Также, мы разработали и представили проект Положения о Координационном Совете. Но, увы, вопрос остается на прежнем уровне – нулевом.
Нам необходимо консолидированное управление строительным комплексом Республики, направленное на обеспечение качества и безопасности объектов капитального строительства. Без этого никак!
- Хотелось бы услышать Ваше мнение, как профессионала, по следующему очень важному вопросу: наша Республика относится к сейсмически опасной зоне. Согласно приказа Минрегионразвития, 7-ми субъектам России до 2015 года выделено 1,198 млрд. рублей на повышение сейсмоустойчивости зданий и сооружений, но Дагестан не вошел в их число. Как Вы думаете, в чем причина?
- Постановлением от 04.02.2010 г. № 25 была утверждена целевая Программа «Повышение сейсмостойкости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения Республики Дагестан» на 2010-2013 г.г. Ежегодно, в условиях софинансирования, Республиканским и местным бюджетами необходимо было предусмотреть средства на финансирование этой Программы. Прогнозируемый объем финансирования мероприятий по сейсмоусилению объектов составил – 3323,8млрд.руб., в т.ч., Бюджет РФ – 2258,9 млрд.руб., бюджет РД -883 млрд.руб., местн. бюджет – 81, 9 млрд.руб.
Согласно СНИП II-7-81* «Строительство в сейсмических районах», населенные пункты нашей Республики расположены в интенсивной сейсмической зоне (7-10 баллов). Однако, из-за отсутствия средств, в реализации ФЦП по повышению сейсмостойкости зданий и объектов Регионов РФ наша Республика участия не принимает, и, естественно, субсидии из федерального бюджета на эти цели Республика Дагестан не получила, а вопросы сейсмостойкости зданий и сооружений и безопасности наших жителей остаются не решенными.
Только в Махачкале 400 домов нуждаются в повышении сейсмостойкости или подлежат сносу, не говоря о школах, детских садах, объектах здравоохранения, культуры и т.д. Многие объекты не отвечают требованиям новых стандартов по строительству в сейсмических районах, представляют угрозу жизни и здоровью наших граждан. Особую опасность представляет строительство жилых зданий и коммерческих объектов рядом с магистральным газопроводом, ЛЭП, наличие большого количества заправочных станций вблизи жилого сектора. И многие из этих объектов не отвечают нормам сейсмобезопасности.
Усугубляет положение дел нарушение градостроительной политики, отсутствие или нарушение планов развития городов и поселков, отсутствие квалифицированных специалистов и нормативных актов, научно - исследовательских разработок, некачественное выполнение строительных работ, применение некачественных строительных материалов, изделий и конструкций.
- Какие меры для решения данного вопроса Вы можете предложить?
- Необходимы системные эффективные мероприятия, направленные на повышение сейсмостойкости жилых помещений, объектов и систем жизнеобеспечения, снижение сейсмических рисков и ущерба при землетрясениях, создание условий безопасности жизнедеятельности населения Республики для снижения социального, экономического и экологического ущерба от разрушительных землетрясений.
- С 1 июля 2013 вступили в силу изменения в статью 60 Градостроительного кодекса РФ, которые меняют порядок возмещения вреда в строительстве. Какие основные новшества внесены в статью?
- Прежде всего, установлены суммы компенсаций сверх возмещения вреда. Так, в случае смерти потерпевшего, она составляет 3 млн.руб., а в случае причинения тяжкого вреда здоровью – 2млн.руб., и в случае причинения вреда средней тяжести – 1 млн.руб. Изменился также состав лиц, несущих прямую ответственность перед потерпевшими, конечно, это собственник здания, сооружения или концессионер, застройщик или технический заказчик, если это прямо предусмотрено договором с техническим заказчиком. Случаями освобождения от ответственности перед потерпевшими являются причинение вреда вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Что касается СРО и ее членов, а также лиц, которые выдали положительные заключения, то к ним требования будут заявлять только в порядке регресса лицами, выплатившими возмещение потерпевшим. Это означает, что потерпевшие больше не смогут обращаться с требованиями напрямую к членам СРО. Ответственность лиц второй очереди установлена солидарная, и это означает, что требование может быть заявлено как к одному из них, так и ко всем сразу.
Важным новшеством закона является то, что если до 01.06.2013 г. вред подлежит возмещению вследствие недостатков работ, которые должен был доказывать потерпевший, то теперь потерпевший доказывать недостатки работ не будет. Ответчик должен будет доказывать, что вред был причинен вследствие умысла потерпевшего, действия третьих лиц или непреодолимой силы. Собственник здания и другие лица, которые несут прямую ответственность перед потерпевшими не станут усердно доказывать, что вред был причинен вследствие умысла потерпевшего, действия третьих лиц или непреодолимой силы, поскольку будут знать, что они легко смогут компенсировать свои убытки за счет СРО и ее членов.
Также в отношении многоквартирного дома есть одна важная деталь. Статус многоквартирного дома здание приобретает с момента получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. До этого момента здание является объектом незавершенного строительства. Многие застройщики вселяют граждан в квартиры, не успев получить разрешение на ввод объектов в эксплуатацию. Если вред будет причинен в таком доме до того, как застройщик получит разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, то к отношениям сторон по возмещению вреда будет прямая ответственность застройщика перед потерпевшим и выплата компенсации – от 1 млн. до 3 млн. руб. каждому потерпевшему.
По закону, строительные компании, работающие в соответствии с 214 -ФЗ, должны выбрать один из трех способов обеспечения своих обязательств перед дольщиками: поручительство банка, страхование гражданской ответственности или вступление в общество взаимного страхования.
- Глава РД часто говорит о сложности найти в Республике квалифицированных специалистов. Какова ситуация в строительной сфере?
- В Дагестане за последние 20 лет накопилось немало проблем, которые нужно решать безотлагательно. В первую очередь, это обеспечение отраслей экономики Республики высококвалифицированными, соответствующими требованиям рынка, кадрами. С введением института саморегулирования в строительстве, резко увеличились требования к кадровому составу организаций. И мы наблюдаем в наших организациях острый дефицит инженерно — технических работников, производственно — технического персонала, рабочих строительных специальностей.
Р. Г. Абдулатипов говорит: «Наш главный потенциал — подготовленные квалифицированные специалисты, и, если их не будет, мы не сможем нормально развивать Республику». Не согласиться с этим нельзя. В создании Координационного совета, о чем я говорил выше, мы видим одно из решений этой задачи.
Изменение кадровой политики во всех приоритетных направлениях развития Республики, создание системы профессионального образования, ориентированного и быстро реагирующего на запросы работодателей, должно стать одной из приоритетных задач для власти и работодателей. В связи с этим, необходимо вплотную заняться вопросами взаимодействия участников рынка по отраслям экономики с образовательными организациями, учитывая потребность рынка в новых специальностях и специалистах. Необходимо поднять престиж рабочих профессий.
Самая главная цель работы саморегулируемых организаций – обеспечение качественного и безопасного выполнения строительных работ. А для этого у строительных фирм должны быть укомплектованные штаты, должен быть достаточный квалифицированный кадровый состав.
Именно поэтому с первых дней своей деятельности Гильдия строителей вопросам подготовки квалифицированных кадров уделяет особое внимание. Нами учрежден Северо-Кавказский институт повышения квалификации кадров строительного и жилищного комплекса, на базе которого создан первый в России базовый ресурсный центр Национального объединения строителей по подготовке высококвалифицированных рабочих строительных специальностей. Достигнуто Соглашение с компанией «KNAUF» о создании в институте учебного центра по обучению приемам работ с сухими строительными смесями KNAUF и со строительными машинами KNAUF-PFT.
Вопросы подготовки квалифицированных кадров являются одним из приоритетных направлений деятельности нашего Партнерства. Результатом наших обсуждений и обращений в органы власти Республики стало создание двух строительных колледжей: первый – на базе ПУ № 17 и ПУ № 21 (г. Махачкала) создан Республиканский строительный колледж № 1, второй – на базе ПУ № 6 (г. Каспийск) создан Республиканский строительный колледж № 2. Теперь на стадии согласования находится проект Соглашения между Министерством образования и науки РД и Гильдией строителей СКФО по подготовке квалифицированных рабочих строительных специальностей, стажировке на наших строительных площадках и их трудоустройстве в наших компаниях.
- Али Баширович, Вы участвовали в проекте главы Республики «Кадровый резерв», работает этот Проект?
- Необходимо понимать, что кадровый резерв — это всего лишь один из подходов органов власти к организации внутренних ротаций гос.служащих, работающих в высших эшелонах власти, не единственный и не самый эффективный. В своем проекте «Кадровый резерв» Глава Республики сделал акцент на необходимости поднятия авторитета чиновников, ужесточение требований к ним, таких как: дисциплинарные, антикоррупционные, квалификационные, к компетентности в сфере, соответствующей направлению деятельности.
Сегодня население на самом деле недовольно работой чиновников, и для этого есть повод. Возглавлять любые структуры органов власти должны настоящие профессионалы — т.е. те, кто прошел все ступени кадрового резерва. Планирование кадровой работы, обучение резервистов, назначение резервистов в соответствии с Приоритетными направлениями развития РД, не работает. На сегодня, карьерная мотивация кадрового резерва не прозрачна и не подконтрольна никому. Проект «Кадровый резерв» превращается в формализм «процесс — ради процесса».
Лично для меня участие в проекте «Кадровый резерв» - стало отличной площадкой, которая позволила мне пройти все ступени отбора в резерв, но проявить себя, реализовать свои возможности и тот импульс, который дал мне этот проект, к сожалению, не представляется возможным. Одни в резерве, а другие в назначенцах. Во всяком случае, пока.
- В заключении нашего разговора, хотели бы вы что либо добавить или обратиться к строителям?
- Нам удалось немало сделать, и наши предложения легли в основу обсуждаемых законопроектов и принимаемых программ Национальным объединением строителей.Саморегулирование в строительной отрасли призвано обеспечить качество выполнения строительных работ на объектах капитального строительства, и такая система, при соблюдении всех требований действующего законодательства и при поддержке органов власти, может стать серьезным подспорьем в оздоровлении и развитии строительной отрасли республик.
Мы четко знаем, чего ждет от нас Государство, общество и что необходимо для поднятия конкурентоспособности организаций на современном строительном рынке, и с этими задачами мы постараемся справиться. Уверен — наша способность работать в условиях саморегулирования выведет строительный комплекс республики на новые рубежи.
Джангиши Гадисов
Газета "Дагестанская правда"
Выпуск от 06.11.2014 г.