Пресса о Гильдии
Понедельник, 19 мая 2014 19:27

Банк – гарант должен иметь не менее 1 млрд руб.

Оцените материал
(0 голосов)

С начала года вступил в силу Федеральный закон «О контрактной системе в  сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон существенным образом изменил текущий порядок в части обеспечения заявки и обеспечения контракта. О новшествах нам рассказал ректор Северо-Кавказского института повышения квалификации кадров строительного и жилищного комплекса, член Комитета по профессиональному образованию Национального объединения строителей Запир Акаев.

- Банковская гарантия исполнения обязательств в контрактной системе получила новое применение, – сказал он, – а связанные с этим действия участников закупок усложнились. Для обеспечения заявок и исполнения контракта теперь будут приниматься банковские гарантии только тех банков, которые включены в перечень, предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса РФ.

В ней устанавливаются определенные требования к банкам. В частности, размер собственных средств (капитала) банка должен быть не менее 1 млрд рублей. Министерство финансов РФ ежемесячно публикует список банков, соответствующих положениям этой статьи Налогового кодекса. На сегодня таких банков 346, и они в основном московские.

С 1 января 2014 года вся информация о выданных банковских гарантиях исполнения контракта и обеспечения заявок должна быть внесена в специальный реестр банковских гарантий. Правительство РФ определило правила ведения данного реестра и его размещения в единой информационной системе.

- Банковская гарантия исполнения обязательств - вопрос важный и сложный. Раскройте, пожалуйста, механизм её реализации.

- В новом законе участнику закупки предоставлена возможность обеспечить заявку на участие в закупках не только в виде денежных средств, но и в виде банковской гарантии. Правда, такая возможность есть исключительно при проведении конкурсов и закрытых аукционов. Участие в электронных аукционах по-прежнему обеспечивается только путем внесения денежных средств.

Размер обеспечения заявок по Закону 44-ФЗ составляет от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта или 1% при проведении аукционов, цена которых не превышает 3 млн рублей.

Обеспечение исполнения контракта, как и раньше, может быть предоставлено в виде банковской гарантии или в виде денежных средств, вносимых на счет заказчика. Выбор способа обеспечения определяется участником закупки самостоятельно. В отношении банковской гарантии устанавливается требование о том, что срок ее действия должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Правительством РФ устанавливается перечень документов, которые заказчики (бенефициары) обязаны будут предоставить в банк одновременно с требованием об уплате суммы по банковской гарантии. Этот перечень также включается в текст гарантии. Перечень является закрытым, и банки не будут иметь право требовать от заказчиков дополнительные документы сверх перечня.

- А каковы размеры обеспечения контракта?

- В новом законе базовый размер обеспечения контракта составляет от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта (НМЦ). Если НМЦ превышает сумму 50 млн рублей, размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 10 до 30% или соответствовать размеру аванса (при его наличии и превышении 30% НМЦ). Принципиально новым в контрактной системе является появление особого требования к размеру обеспечения контракта в случаях значительного снижения НМЦ участником закупки.

Если начальная (максимальная) цена контракта составляет более 15 млн рублей, а цена контракта была снижена участником закупки на 25 и более процентов, то размер обеспечения увеличивается в 1,5 раза от величины обеспечения, указанной в закупке.

Для случаев, когда начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 млн рублей и менее, а цена контракта была снижена участником закупки на 25 и более процентов, предусмотрена возможность обойтись без увеличения в 1,5 раза размера обеспечения исполнения контракта. Для этого достаточно предоставить информацию, подтверждающую добросовестность участника закупки.

Во избежание негативных последствий участникам закупок необходимо уделить особое внимание вопросу оформления обеспечения исполнения контракта и подтверждения добросовестности. При проведении конкурса указанная информация должна быть предоставлена в составе заявки, а в случае проведения аукциона - предоставлена заказчику вместе с подписанным контрактом. Выявление недостоверности предоставленной информации в случае с конкурсом влечет к отклонению заявки, а в случае проведения аукциона приводит к признанию участника уклонившимся от подписания контракта.

- В таком случае вопросы банковской гарантии лучше решать заблаговременно?

- У победителей торгов в системе государственных  закупок наиболее востребованным способом обеспечения исполнения обязательств по контракту является оформление банковской гарантии. Но зачастую при обращении в банк компании стараются решить только текущую потребность по недавно выигранной процедуре. Теперь же компании, участвующие в государственных закупках, вынуждены будут уделить особое внимание данному аспекту, чтобы избежать для себя негативных последствий. К примеру, незапланированная необходимость увеличить в 1,5 раза сумму по банковской гарантии исполнения контракта может вызвать у компании серьезные трудности, а порой возможности выполнить данное требование может вовсе не быть.

В заключение нельзя не отметить, что нововведения должны положительно сказаться на системе госзаказа в целом. Однако эффективность новых мер во многом будет зависеть от работы банков и единой информационной системы реестра банковских гарантий, от того, насколько оперативным и корректным будет обмен данными между банками и системой.

Автор: Джангиши Гадисов

http://dagpravda.ru

Прочитано 1803 раз

Новости - изменения в законодательстве