Дорога - это целый комплекс инженерных сооружений. В Дагестане с его гористой территорией особо актуально обеспечение надежного, безопасного движения транспортных средств. Как этого добиться? Дорожная деятельность - это особая область строительства, которая включает в себя не только этапы проектирования, технического обслуживания, ремонта, поиска подходящего оборудования и техники, использования высококачественных материалов, но также управление самих работ, организацию учета, контроля, расходования финансовых средств. Современные технологии, опробованные в мире, дают целый перечень решений этих насущных проблем. Теперь они работают и на Дагестан.
Для оптимизации распределения денежных средств, выделяемых на развитие и содержание дорожной сети, необходима точная и достоверная информация о ее текущем транспортно-эксплуатационном состоянии. Для этой цели в дорожном строительстве используются паспорта автомобильных дорог, данные в которых постоянно изменяются, то есть требуют ежегодного обновления содержащейся в них информации. В Дагестанавтодоре до последнего дня ведение паспортов выполнялось вручную, а диагностика и обследование дорог, проводимые в разное время различными методами и разными специалистами, не всегда отражали истинное состояние параметров дорог и сооружений. В результате накапливалось множество несоответствий между данными
паспортов и фактическими характеристиками объектов на местах.
Ситуация в корне изменилась с приходом нового руководителя Дагестанавтодора Загида Хучбарова, заслуженного изобретателя и лауреата Госпремии РД, Почетного дорожника России. По его инициативе была организована беспрецедентная в истории Дагестанавтодора научно-исследовательская работа по созданию автоматизированной системы информационного обеспечения управления сетью автомобильных дорог общего пользования республиканского и межмуниципального значения Дагестана. Для этого были привлечены лучшие специалисты в области геоинформационных технологий из ООО «Аэрогеоматика» - дочерней фирмы компании «Интелнова» (г. Краснодар). В результате создана уникальная в своем роде геоинформационная система управления дорожной отраслью республики.
В чем же ее уникальность? Подобные системы, конечно, не новость и существуют во многих регионах страны, но функционально они значительно уступают созданной в Дагестане. Так, например, основой любой геоинформационной системы является картографическая подложка. Традиционно для этих целей выполнялась оцифровка существующих карт на бумажной основе, а затем наносились объекты дорожной инфраструктуры. В новой системе помимо картографической подложки можно на выбор подключить одну из электронных карт или космосъемку общедоступных сервисов Yandex, Google и Bing.
Но это не главное. В рамках разработки был произведен облет территории республики и выполнена аэрофотосъемка полосы отвода всех автодорог республиканского и межмуниципального значения.
В связи с этим в системе появилась возможность отображения аэроснимков местности с качеством, значительно превосходящим указанные сервисы. Производство аэросъемки с использованием современных GPS/ ГЛОНАСС технологий позволило провести более точную координатную привязку объектов на местности, а также перерасчет километража и корректировку протяженности дорог с точностью до сантиметра.
Кроме того, одновременно была проведена мобильная панорамная сферическая съемка на всей протяженности дорог республиканского и межмуниципального значения камерой, оснащенной шестью высококачественными оптическими сенсорами с широкоугольными объективами, работающими синхронно и позволяющими осуществить автоматическую сборку панорамного изображения. Таким образом, можно как бы виртуально перенестись в любую точку, находящуюся на оси дороги, и осмотреть прилегающие окрестности в радиусе 360 градусов как по горизонтали, так и по вертикали.
Предусмотрена также возможность ввода данных с видеорегистраторов, оснащенных GPS-приемниками, еще по каждому выбранному объекту существует возможность добавления произвольного количества фотографий. В целом система представляет собой своеобразный «слоеный пирог», состоящий из более чем 50 слоев. Каждый слой несет в себе информацию об определенном типе объектов, находящихся в зоне полосы отвода дороги (мосты, трубы, съезды, железнодорожные переезды, знаки, сведения о дорожно-транспортных происшествиях и т.д.).
Необходимо отметить, что одной из важнейших особенностей информационной системы является возможность получения паспорта любого выбранного участка дороги в режиме реального времени. Предусмотрены таже инструменты анализа дорожно-транспортных происшествий, помогающие определить наиболее опасные, требующие внимания участки дорог. Еще одой отличительной особенностью системы является возможность отображения текущего состояния публичной кадастровой карты земель, что значительно облегчает подготовку материалов по отводу земель и оформлению полосы отвода дорог.
В настоящее время ведется работа по наполнению информационной системы имеющимися данными. Предстоит еще многое сделать и по координатной привязке объектов обустройства и обстановки пути на местах, организовать грамотное и квалифицированное сопровождение всего комплекса программ и оборудования, создать необходимые условия для поддержания актуальности информации. Однако созданная автоматизированная система уже сегодня играет положительную роль в формировании современной и безопасной опорной сети автодорог республики общего пользования.
«Дагестанская правда» №№138-139 от 06.05.2014