Прежде всего он отметил колоссальную работу Минстроя России и Главгосэкспертизы по наполнению Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) и рассказал о роли строительных СРО в этом вопросе. Спикер отметил, что бóльшая инициатива в этом направлении должна исходить не столько от региональных властей, сколько от производителей и поставщиков.
«К сожалению, объем наполнения ФГИС ЦС данными по номенклатуре строительных ресурсов составляет не более 10%. Это достаточно низкая цифра. У производителей и поставщиков нет никакого интереса в ее наполнении. Более того, они сталкиваются с трудностями в подборе кодов из КСР: чтобы их идентифицировать в системе, требуется значительное время. Поэтому НОСТРОЙ помогает им с оформлением документов. В связи с этим мы просим Главгосэкспертизу смотреть заявки из производителей в ускоренном режиме – это поможет в свою очередь и наполнению ФГИС ЦС», – сказал Павел Малахов.
Он напомнил, что большую роль в наполнении ФГИС ЦС и переходе на ресурсно-индексный метод сыграли саморегулируемые организации. Только за 2022 год НОСТРОЙ и СРО помогли увеличить наполнение системы в 2,4 раза и к началу 2023 года не осталось ни одного региона с нулевыми показателями. Также Павел Малахов рассказал о проводимой Национальным объединением строителей совместно с СРО и региональными властями работе по расчету заработной платы рабочего 1 разряда, занятого в строительстве, и рекомендовал тиражировать этот опыт во всех субъектах страны.
Заместитель руководителя аппарата НОСТРОЙ обратил внимание участников заседания на еще один вопрос, связанный с переходом на ресурсно-индексный метод. Речь идет об использовании отдельными субъектами собственных территориальных сметных норм. Например, в Москве действует своя система ценообразования, при которой определение сметной стоимости по федеральным объектам использоваться не может. В соответствии с требованиями градостроительного законодательства такие объекты могут строиться/ремонтироваться только с применением федеральной сметной базы.
Такая же проблема сложилась и в сфере капитального ремонта многоквартирных домов: нормативные акты предписывают при использовании средств граждан применять федеральную сметную базу. Поэтому отрасли нужен переход на новый метод ценообразования для всех регионов, чтобы «не было проблем у подобного рода объектов после I квартала 2024 года», уточнил Павел Малахов.
«Исходя из этого НОСТРОЙ предлагает использовать те данные, которые имеются у центра мониторинга Главгосэкспертизы, для внесения во ФГИС ЦС. Безусловно, для этого потребуется внесение изменений в законодательство, но благодаря этому мы будем иметь полную картину по номенклатуре строительных ресурсов для корректного расчета сметной стоимости строительства», – подчеркнул Павел Малахов. Кроме того, он заметил, что аккумулируемая информация о ресурсах в рамках формирования Реестра добросовестных производителей и поставщиков НОСТРОЙ также помогает стимулировать игроков отрасли передавать информацию для наполнения ФГИС ЦС
Источник: НОСТРОЙ