Эксперты Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий (Институт госзакупок) разъяснили практику заключения государственных и муниципальных контрактов с привлечения субподрядчиков. Как показывает рассмотрение спорных вопросов в арбитражных судах, позиции заказчиков и Федеральной антимонопольной службы России по поводу привлечения исполнителем субподрядных организаций отличаются.
Может ли заказчик включать в договор на выполнение государственного или муниципального контракта дополнительные условия, запрещающее привлечение субподрядных организаций к исполнению контракта, который заключен с использованием конкурентных способов? Этот вопрос часто задают члены строительных СРО, участвующие в конкурсных процедурах в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ на условиях, определенных Градостроительным кодексом РФ с учетом поправок, внесенных 372-ФЗ.
Как пояснили в Институте госзакупок, практика судов складывается таким образом, что включение в договор условий, которые запрещали бы или ограничивали бы привлечение субподрядных организаций, признается правомерным. В качестве примера можно привести решение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 № 13АП-30448/2015 по делу № А56-63933/2015. В данном случае Комиссия Санкт Петербургского УФАС России по контролю закупок сочла обоснованной жалобу ООО «Стройлесторг» на действия заказчика ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» при организации процедуры открытого одноэтапного конкурса на право заключения договора на выполнение комплексных работ в зданиях ОАО. Однако суды первой и второй инстанции пришли к выводу, что в спорной ситуации заказчик был прав, когда включил в конкурсную документацию требований о выполнении работ подрядчиком лично, без привлечения субподрядных организаций. Это условие, как и требование о наличии соответствующей лицензии, по мнению суда, было вызвано необходимостью достижения требуемого качества и надежности производимых работ.
В сходной ситуации Арбитражный суд Московского округа не нашел в действиях заказчика АО «Концерн Росэнергоатом» нарушения Закона о закупках в проекте договора конкурсной документации, устанавливающей, что подрядчик вправе привлекать субподрядчиков на выполнение строительно-монтажных работ только с предварительного письменного согласия заказчика (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2016 № 09АП-37541/2016-АК по делу № А40-44336/16).
В обоих случаях позиция судов основана на том, что Законом № 223-ФЗ не запрещено включать в документацию о закупке требование о выполнении работ подрядчиком лично, без привлечения подрядных организаций. А в соответствии с ч. 1 ст. 706 ГК РФ «…если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению... других лиц (субподрядчиков)». Кроме того, в соответствии с положениями п. 1 ст. 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора и по своему усмотрению вправе формировать условия договора.
Однако ФАС России настаивает на том, что включение указанного условия в договор является неправомерным, так как ведет к ограничению количества участников закупки, что противоречит п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ и нарушает требования ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ.
Портал "Все о саморегулировании"