Есть ли экономический эффект от внедрения BIM на отечественных стройках? Это обсудили на недавнем Autodesk University Russia 2016
BIM-информационное моделирование в строительстве, дальнейшему развитию которого посвящено отдельное поручение Президента по итогам майского Госсовета по строительству, все увереннее заявляет о себе на стройплощадках. Одной из наиболее удобных платформ для BIM общепризнанно стала Autodesk — крупнейший международный разработчик программного обеспечения в области промышленного и гражданского строительства. На днях в Конгресс-центре отеля Radisson Royal Москва состоялась 10-я, юбилейная, Конференция Autodesk University Russia 2016, на которой обсуждались преимущества BIM и выгоды от применения этой технологии в отрасли.
На первом этапе дорого, а дальше — эффективно
В рамках круглого стола, посвященного первому в России исследованию результатов применения BIM обсудили, чем наша отечественная практика применения этой технологии отличается от западной. Поговорили и о том, как правильно высчитать экономическую эффективность BIM и как его грамотно внедрить.
Замдиректора Института экономики, управления и информационных систем в строительстве МГСУ, к.э.н. Татьяна Кисель познакомила с основными выводами исследования, которое МГСУ провело совместно с компанией «Конкуратор», которая давно работает в сфере популяризации BIM.
— Когда мы задались идеей оценить эффективность внедрения BIM в России, то столкнулись с некоторыми проблемами оценки, — рассказала Татьяна Кисель. — И первая из проблем — невозможность определить размер генеральной совокупности компаний, которые используют BIM.
Второй проблемой, по ее словам, стало принципиальное нежелание некоторых компаний открыто говорить об экономическом эффекте от внедрения BIM. Аналитики делали рассылку в большое количество организаций, но получили ответы только от нескольких десятков активных пользователей BIM.
Тем не менее основные тренды, связанные с внедрением BIM, исследователям все-таки выделить удалось. Одна из основных проблем сегодня — это высокая доля первоначальных вложений, которая в условиях экономической нестабильности представляет большую сложность. В среднем, по данным организаций, стоимость оборудования одного рабочего места колеблется от 200 тыс. до 1 млн руб.
Следующая проблема — дефицит квалифицированных кадров. Отмечается и некоторая инертность сотрудников и менеджмента предприятий: не все хотят переходить на новые методы. Но там, где такой переход произошел, результат есть. В ходе анализа полученных данных выяснилось, что на предприятиях, внедряющих BIM, чистый дисконтированный доход (показатель, характеризующий эффективность вложений в инвестиционный проект) вырастает до 25%.
Предприятия уверенно говорят о сокращении общего срока проектирования на 40%. Хотя разработка проекта на стадии ИП становится более сложной и длительной, дальнейшие этапы проектирования ускоряются значительным образом.
Кроме того, отмечается снижение продолжительности формирования рабочей документации. Сокращаются потери на выполнение запросов на дополнительную информацию и изменения в проекте.
Автор исследования честно призналась, что общий эффект от внедрения BIM у всех компаний разный: кто-то получил значительную выгоду, у кого-то она меньше, кто-то пока еще на пути к повышению рентабельности за счет новой технологии.
Но дело-то новое. И «колебания» эффекта от внедрения BIM вполне понятны.
Не надо никого заставлять!
На круглом столе прозвучала злободневная реплика из зала. Мол, при встрече с заказчиком из сферы проектирования мы слышим сакраментальную фразу: «Коллеги, это все замечательно, но зачем мне BIM?» И действительно, зачем проектировщику прилагать сверхусилия, если многие заказчики до сих пор принимают проект в 2D, а то и вообще в «доисторическом» печатном виде?
Казалось бы, нормативной базы по BIM толком никакой не существует, «ошейник» в виде ГОСТов и СНиПов также отсутствует — какая выгода проектировщику работать по современным стандартам? На это руководитель компании «Конкуратор» Марина Король ответила резко, но веско:
— А и не надо никого заставлять! Дозреют — окажутся готовы. И будет им счастье.
На самом деле мотивы участников, которые так продвинуто работают, у каждого свои. Многие понимают, что переходить на новую технологию рано или поздно все равно придется. Ведь однажды тебя просто могут не допустить к тендеру как отставшего от современных трендов старомодного специалиста.
Ну а если совсем уж по-деловому, то тут, согласились участники круглого стола, свое слово должен сказать заказчик. Он должен понимать, что у него кроме затрат на проектирование есть еще затраты на исправление. И они порой могут быть равны сумме, потраченной на проектирование.
То есть, если вы уверены, что запроектируете без ошибок, BIM вам, грубо говоря, и не нужен. А вот если не уверены — моделирование очень даже поможет!
Между тем те, кто уже встал на путь внедрения BIM, возвращаться назад не хотят.
— Это, знаете, как пересесть с автомобиля обратно на лошадь, — образно заметил BIM-управляющий международной компании Scanska Алексей Золотов. — Прогресс не остановить. Перешли же мы когда-то от кульманов к САПР. Так и теперь, само время заставит поменять подходы.
Зачем стройке продукт-менеджер
На стендах BIM для стройки можно было увидеть различные решения для контроля процесса строительства с помощью новых устройств и цифровой информации об объекте.
Компания Сonsistent Software Distribution (CSD), например, представила проект «BIM-стенд CSD», созданный на примере реального объекта, что позволяет показать все преимущества использования BIM-инструментов Autodesk.
Итак, как же внедрить у себя BIM? С чего начать? Прежде всего, с мотивации, считает гендиректор компании «АЙБИМ» Алексей Зотов. Чтобы четко понять, зачем это нужно.
— Если бы у нас был достоверный способ калькуляции эффективности, то вообще никого ни в чем не надо было бы убеждать, — размышляет Алексей. — Допустим, руководителю компании сказали бы: дорогой, ты получишь 25% прибыли как с куста. Неужели он отказался бы?
Но здесь все сложнее. Поскольку стройка — это взаимодействие нескольких сторон (заказчик, проектировщик, строитель, эксплуатант), часто возникает недопонимание между сторонами: кто, где и какую прибыль может получить.
И здесь очень бы пригодился так называемый продукт-менеджер, который бы вел проект от начала и до конца. Именно он будет отвечать за конечную рентабельность проекта.
И если BIM в итоге позволит девелоперу и заказчику оптимизировать квартирографию, улучшить соотношение продаваемых площадей к технологическим (т.н. лос-фактор), правильно зонировать территорию, грамотно расположить детские площадки, понять, откуда вывозится мусор, — то можно сэкономить очень даже неплохие деньги на вполне конкретных, физически ощутимых вещах.
Эффект эффекту рознь
— Эффект от применения BIM во многом зависит от того, как этим пользуются на местах, — считает Александр Бойцов, заместитель директора по развитию компании Bonava, специализирующейся на строительстве в скандинавских странах и Санкт-Петербурге.
Эффект от внедрения BIM, по словам Александра, в разных странах получился разный. Даже в рамках одной компании и в одной стране (например, в Финляндии) подход в таких городах, как Хельсинки и Турку, различается.
— Если говорить о Северной столице, продолжает Александр Бойцов, — то расскажу вам нашу success story. В Петербурге мы любим использовать в многоэтажках сборные элементы. У нас очень высокие требования к качеству сборных элементов — они должны поступать с завода в полной комплектации: с подводкой всех коммуникаций, отоплением, водоснабжением, электричеством, — все внутри уже скрыто.
— Наши проектировщики несколько лет назад проектировали такие панели и делали сотни ошибок, — продолжает рассказывать г-н Бойцов. — Мы ссорились с ними, делали чек-листы, штрафовали. Когда же внедрили BIM-моделирование, то по факту строительства первой очереди у нас в проекте оказалось всего 36 ошибок, причем в основном типа «розетка не на том месте находится». Все это было увязано с инженерной инфраструктурой. 36 ошибок против порядка 1000, которые были три года назад на аналогичном проекте! По-моему, впечатляет...
Чтобы получить конечный эффект, заказчик должен четко обозначить задачу для подрядчика. Помимо четких целей нужно постоянно отслеживать эффекты от BIM, обучать людей. Иначе BIM будет лежать у вас на сервере, и в лучшем случае проектировщики будут оттуда «вынимать» чертежи.
Елена МАЦЕЙКО, СТРОИТЕЛЬСТВО.ru