В понедельник, 26 сентября, в Москве проходило заседание Совета территориальных органов ФАС России.
Руководитель Дагестанского УФАС Курбан Кубасаев в ходе заседания выступил с докладом, посвященным рассмотрению жалоб, поступающих в антимонопольный орган на действия заказчиков при проведении государственных и муниципальных закупок.
По мнению Курбана Кубасаева, уже давно назрела необходимость законодательно ужесточить ответственность должностных лиц заказчиков за нарушение законодательства о контрактной системе.
«Дагестанским УФАС России в 2015 году в отношении республиканских и муниципальных заказчиков рассмотрено 1727 жалоб, выявлено 669 закупок проведенных с нарушениями требований закона «О контрактной системе…», выдано 503 предписания об устранении выявленных нарушений, наложено штрафов на сумму 2 520 000 рублей, привлечено к ответственности 121 должностное лицо», - сообщил Курбан Кубасаев.
Руководитель Дагестанского УФАС считает, что рост количества закупок, проводимых с нарушениями закона, «свидетельствует то ли о незнании заказчиками норм закона «О контрактной системе…», то ли об их нежелании соблюдать эти нормы».
По словам Курбана Кубасаева, в республике увеличилось число так называемых «жалобщиков-вымогателей».
«В 2013 году к нам поступило 893 жалобы на действия заказчиков, в 2014 – 923 жалобы, в 2015 – 1868 жалоб, а за истекший период 2016 года – более 1500 жалоб.
На протяжении 2015-2016 годов в адрес Дагестанского УФАС России в день поступают порядка 30 жалоб на действия заказчиков различного уровня. При этом 80% жалоб поступают от физических лиц, которые не являются участниками закупок и никогда ими не стали бы.
Сотрудниками управления документально установлены факты непричастности к подаче жалоб некоторых лиц, от имени которых поступали жалобы, информация об этом была направлена в МВД по РД и ГУВД по Оренбургской области. Как результат – меняются данные физических лиц, от которых подаются жалобы, но по формату изложения жалобы видно, что их направляют одни и те же группы лиц. Ни один из физических лиц, подающих жалобы не присутствует на рассмотрении своих же жалоб. Около 20% жалоб поданных подобными физическими лицами отзывается до вынесения. По неподтвержденной информации, отзыв жалобы обходится заказчикам в солидную сумму, которая, в свою очередь, зависит от начальной (максимальной) цены контракта. Как правило, заказчики в правоохранительные органы не обращаются, идя на поводу у вымогателей», - рассказал руководитель Управления ФАС России по Дагестану.
Курбан Кубасаев считает, что необходимо ввести государственную пошлину за подачу жалобы на действия заказчика (уполномоченного органа и так далее), что поможет хотя бы немного снизить нагрузку на территориальные органы ФАС России и частично компенсировать затраты на их функционирование.
«Государственная пошлина может быть введена по аналогии с пошлиной за обращение в суд. Размеры госпошлины можно взыскивать по аналогии с пошлинами в суды, то есть в виде процента от суммы оспариваемого государственного контракта. Кроме того, можно предусмотреть возможность компенсации уплаченной государственной пошлины в случае удовлетворения жалобы, взыскивая ее с проигравшего лица», - отметил Курбан Кубасаев.
Пресс-служба Дагестанского УФАС России