Однако несмотря на все эти трудности, нам удалось удержать ситуацию в отраслях и завершить год с неплохими результатами.
Строительство нового жилья
В прошедшем году построено более 85 миллионов квадратных метров жилья, что почти на 1,5% превышает результат 2014 года и становится новым рекордом жилищного строительства.
При этом больший позитив мы видим не в общем объеме ввода жилья, а в увеличении объема строительства жилья экономического класса, который в прошлом году превысил показатели 2014 года на 20,8% и составил 43,5% от общего количества построенного жилья.
Важнейшим инструментом стимулирования темпов строительства жилья является ипотечное кредитование. Благодаря принятым Правительством решениям о реализации программы субсидирования ипотеки из федерального бюджета, удалось удержать процентную ставку по ипотечным кредитам на приемлемом для населения уровне.
При действующей ключевой ставке Банка России ипотечная ставка для населения в размере 12% экономически обоснована и является востребованной гражданами.
Благодаря реализации программы удалось избежать обвала объемов выдачи ипотеки, как прогнозировали некоторые эксперты. Снижение ипотечного кредитования в 2015 году произошло, но не имело критического характера, в том числе благодаря государственной поддержке.
В целом за 2015 год выдано 692 тысячи ипотечных кредитов на сумму 1,1 триллиона рублей.
Созданный в прошедшем году на базе АИЖК Единый институт развития в жилищной сфере активно подключается к решению проблем, стоящих перед отраслью. Основные задачи института сформулированы в Стратегии развития Единого института развития в жилищной сфере на период 2016–2020 годов и направлены на:
- содействие развитию жилищного строительства и ипотечного кредитования, в том числе стимулированию строительства жилья экономического класса и наемных домов;
- содействие комплексному освоению территории, обеспечению земельных участков, предоставленных для жилищного или иного строительства, объектами инженерной, социальной и транспортной инфраструктур;
- стимулирование развития и внедрение передовых, энергоэффективных технологий и материалов, создание условий для их использования в жилищном строительстве.
Одним из приоритетов работы Минстроя является реализация программы «Жилье для российской семьи». В настоящее время подписаны 70 соглашений об обеспечении строительства жилья экономического класса с заявленным объемом ввода более 19,5 миллионов квадратных метров.
В настоящее время в рамках программы введено 256,7 тысяч квадратных метров жилья экономического класса на территории 17 регионов.
Основной проблемой реализации программы «Жилье для российской семьи» является недостаток земельных участков, обеспеченных необходимой инфраструктурой.
Планом действий Правительства, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития страны в 2016 году предусмотрено мероприятие, направленное на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, выделенных под реализацию проектов комплексного освоения территории в рамках программы «Жилье для российской семьи».
Вместе с тем, в соответствии с указанным Планом, объем и источник финансирования мероприятия будут определены по итогам работы в I полугодии 2016 года.
Проведенный анализ показал, что подготовленных к реализации комплексных проектов жилищного строительства земельных участков, обеспеченных необходимой инженерной инфраструктурой, хватит для строительства лишь 58 миллионов квадратных метров жилья.
В условиях имеющихся бюджетных ограничений, понимая, что способность крупных городов развиваться путем точечной застройки практически исчерпана, Минстроем запускается новый механизм поддержки жилищного строительства путем развития неэффективно используемых территорий.
Теперь об участии граждан в индустриальном домостроении.
За 10 лет существования институт долевого строительства жилья стал одним из самых распространенных способов приобретения жилья гражданами.
Минстроем, с учетом практики реализации законодательства в данной сфере, организована работа по обеспечению защиты прав и интересов граждан - участников долевого строительства, первым этапом которой стало установление дополнительных гарантий для участников долевого строительства.
На законодательном уровне было установлено специальное правовое регулирование процедуры признания застройщика банкротом, главной целью которого стало установление приоритетности требований участников долевого строительства к застройщику в рамках процедуры банкротства перед удовлетворением требований иных кредиторов.
С целью минимизации рисков граждан, возникающих в результате участия в долевом строительстве, исполнение обязательств застройщика по передаче жилого помещения участнику долевого строительства, помимо залога, стало обеспечиваться поручительством банка или страхованием гражданской ответственности.
С 1 октября 2015 года вступили в силу изменения в законодательство, в соответствии с которыми установлены новые требования к страховым организациям, заключающим договоры страхования гражданской ответственности застройщика – наличие собственных средств в размере не менее чем один миллиард рублей, в том числе уставного капитала в размере не менее 120 миллионов рублей.
Как показала практика, большинство граждан, чьи права на оплаченное жилье были нарушены застройщиками, «обманутые дольщики», это те, кто инвестировал свои денежные средства не по 214-ФЗ, а по схеме жилищно-строительных кооперативов или по так называемым «серым схемам».
Жилищно-строительные кооперативы долгое время являлись обходной схемой закона о долевом строительстве. Это было вызвано отсутствием возможности государственных органов контролировать деятельность кооперативов. Теперь ситуация изменилась. С июля 2015 года ограничена деятельность ЖСК в части строительства более чем одного многоквартирного дома.
Вторым этапом совершенствования законодательного механизма стал законопроект, который принят Государственной Думой в первом чтении и предполагает поэтапное введение новых требований, направленных на повышение защиты прав граждан-участников долевого строительства и повышение прозрачности деятельности застройщиков.
Устанавливаются требования к финансовой обеспеченности застройщиков, привлекающих средства населения для строительства многоквартирных домов – размер уставного капитала застройщиков теперь будет зависеть от площади возводимого им жилья в рамках закона о долевом строительстве.
Законопроект урегулирует механизмы банковского проектного финансирования строительства с открытием счетов эскроу для размещения средств участников долевого строительства. Право использовать указанный механизм получат только банки, соответствующие требованиям, установленным для банков, имеющим право на размещение средств федерального бюджета.
Практическое применение введённых норм уже началось, так, в соответствии с решениями Правительства, организована санация группы компаний «СУ-155».
Минстроем при участии Банка «Российский капитал» создан инструмент, реализация которого позволит достроить объекты незавершённого строительства, обременённые требованиями граждан.
В настоящее время сформированы графики достройки объектов и разработан алгоритм последовательных действий, который предполагает активную работу не только предприятий группы компаний «СУ-155» и Банка «Российский капитал», но и содействие со стороны региональных властей, на территории которых находятся «проблемные» объекты.
Главами регионов в целях реализации предложенной концепции созданы рабочие группы с участием Банка «Российский капитал» и инициативных групп граждан и уже подготовлены и утверждены графики финансирования строительных работ по каждому региону.
Минстроем в рамках реализации 600-ого указа Президента проводится мониторинг реализации региональных программ развития рынка арендного жилья.
В настоящее время введено 996 тысяч квадратных метров арендного жилья, из них 131 тысяча - в 2015 году. Программы развития рынка арендного жилья приняты в 60 субъектах Российской Федерации.
В качестве инструмента долгосрочного финансирования проектов создания фонда арендного жилья прорабатывается возможность создания паевых инвестиционных фондов недвижимости, в которых АИЖК выступит в качестве первичного инвестора путем внесения в состав имущества таких фондов денежных средств на строительство.
По оценкам экспертов, реализация указанного механизма позволит снизить стоимость квадратного метра арендного жилья, установить арендную плату не выше среднерыночного уровня. Доходность инвестора в данном случае будет сопоставима с доходностью на банковских депозитах.
В рамках выполнения социальных обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Минстроем в 2015 году профинансированы мероприятия по обеспечению жильем:
- 10,8 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны;
- 4 тысяч ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;
- 15,2 тысяч молодых семей;
- 5,7 тысяч военнослужащих, уволенных или увольняемых с военной службы; граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера; граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф и других социальных категорий граждан.
Техническое регулирование
В 2015 году Правительством впервые в истории современной России принято решение о реализации комплексной программы реформирования системы технического регулирования и сметного нормирования в строительстве в формате государственного задания подведомственным Минстрою учреждениям.
За первый этап реализации программы реформирования разработаны и актуализированы 124 свода правил, 22 из которых утверждены в 2015 году, еще 102 свода правил размещены для публичного обсуждения. Среди обновленных СП - актуальные и остро востребованные строительной отраслью уточненные климатические параметры и общее сейсмическое районирование, уточненные требования, предъявляемые к проектированию зданий и сооружений, обеспечивающие условия доступности для инвалидов жилых помещений, объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
В рамках исполнения государственного задания до конца 2017 года будут пересмотрены действующие своды правил и актуализированы строительные нормы и правила в объеме, необходимом для преодоления существующего отставания в технологическом развитии и устранения выявленных дублирований и противоречий по результатам проводимого на регулярной основе мониторинга, разработаны новые своды правил, в соответствии с потребностями отрасли. В общей сложности планируется утвердить более 300 нормативных технических документов.
Что касается реформирования ценообразования и сметного нормирования, то тут Правительством поставлена задача обеспечить разработку и актуализацию сметных нормативов, отвечающих современным технологиям строительства, реальным рыночным условиям и обеспечивающих определение достоверной стоимости строительной продукции.
Также необходимо создать механизм последующей актуализации сметно-нормативной базы на постоянной основе, который позволит в короткие сроки формировать стоимость строительства с учетом текущего уровня стоимости строительных ресурсов на основе государственного мониторинга текущего уровня стоимости всех строительных ресурсов.
В целях реализации данной задачи Минстроем разработан проект соответствующего федерального закона и в настоящее время, в соответствии с Вашим, Дмитрий Николаевич, поручением идет активная работа по подготовке необходимых подзаконных актов, создается государственная информационная система «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве».
В результате выполнения поставленной задачи в 2017 году мы будем иметь на вооружении полномасштабный, комплексный, современный инструмент государственного управления ценообразованием в строительстве.
В рамках работы по повышению эффективности бюджетных капитальных вложений Минстроем продолжается формирование Реестра типовой проектной документации.
В настоящее время в реестр включены сведения о проектной документации в отношении 337 объектов капитального строительства.
В целях совершенствования института типового проектирования Минстроем совместно с депутатами Госдумы подготовлен законопроект, предусматривающий установление понятия «экономически эффективная проектная документация повторного применения» и понятия «реестр экономически эффективной проектной документации повторного применения», а также установление обязательности применения органами государственной власти и местного самоуправления проектной документации, информация о которой включена в реестр типовой проектной документации.
В рамках деятельности по инновационному развитию отрасли Минстроем реализуется План поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства.
В соответствии с Планом завершен отбор 23 «пилотных» проектов, подготовленных с использованием технологий BIM, выполнена их экспертиза с целью установления требований, необходимых для применения технологий BIM.
До конца 2016 года должны быть полностью актуализированы нормативно-техническая и законодательная базы.
Жилищно-коммунальное хозяйство
За прошедший год Минстрой России сумел значительно продвинуться в решении приоритетных задач в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Успешно расселяется аварийное жилье; несмотря на сложности, заработала программа капитального ремонта; настоящий прорыв совершен в части привлечения в отрасль частных инвестиций, за счет которых модернизируется коммунальная инфраструктура. В результате, несмотря на все сложности в отрасли, растет качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Расскажу подробнее.
По данным оперативной отчетности, в 2015 году расселеноболее191 тысячи человек из 3 миллионов квадратных метров аварийного жилья. Целевой показатель перевыполнен на 7,6% и 9,8% соответственно.
Результата удалось достичь, реализовав комплекс управленческих решений:
увеличен объем федерального софинансирования региональных программ;
предоставлена возможность регионам более оперативно получать средства Фонда ЖКХ сразу на весь период реализации программ;
введена финансовая ответственность за несвоевременную реализацию программы и представление отчетности;
установлены конкретные плановые показатели для каждого региона.
Несмотря на то, что серьезные недостатки по качеству имеют около 1 % от общего количества возведённых домов, мы этот вопрос держим на особом, ежедневном контроле.
Для недопущения переселения граждан в некачественное жилье мы запустили многоступенчатую систему контроля качества, возводимого в рамках программ расселения аварийного жилья.
Теперь строительство осуществляется только по проектной документации, прошедшей экспертизу, под контролем стройнадзора.
Приемка домов осуществляется комиссией с участием жилищных инспекторов и центров общественного контроля в ЖКХ.
Созданы федеральная и региональные комиссии по рассмотрению и проверке обращений, связанных с качеством построенных домов.
Открыта «горячая линия», таблички с телефоном которой размещаются на всех домах для «переселенцев», информацию о проблемах качества оперативно рассматривают специальные комиссии в регионах, а Минстрой осуществляет постоянный контроль данной работы.
Ведется специальный реестр "проблемных" домов, за исправлением недостатков в которых мы внимательно следим. Информацию о проблемах мы получаем по телефону «горячей линии», от активистов Народного фронта и от других общественников, а также через обращения, поступающие напрямую в Министерство.
Для продления «жизни» жилого фонда мы запустили программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах – это самая масштабная программа реновации жилого фонда в нашей стране, включая советский период.
За 2015 год отремонтировано более 21 тысячи многоквартирных домов общей площадью более 65 миллионов квадратных метров.
За реализацией капитального ремонта тщательно следит целый пул контролеров, в числе которых Госжилинспекция, прокуратура, федеральное казначейство, Счетная палата.
Действует федеральная автоматизированная система мониторинга и контроля функционирования региональных систем капремонта, которая обеспечивает прозрачность и контроль реализации мероприятий по капремонту многоквартирных домов.
Созданы условия для контроля собственниками средств фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора.
Работа по повышению прозрачности отрасли - это отдельное важное направление работы Министерства, которому мы уделяем большое внимание. Так, нами введен стандарт раскрытия информации управляющими компаниями, в соответствии с которым в сети Интернет публикуются сведения об установленных тарифах, планируемых расходах и фактических расходах организации.
Совместно с Минкомсвязи России завершается доработка отдельных разделов государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, и система готовится к полномасштабному вводу в эксплуатацию, но уже сейчас в ней имеется огромный массив информации, в том числе о выданных управляющим компаниям лицензиях и проведенных проверках в рамках лицензионного контроля.
Данная система позволит обеспечить для граждан и профессиональных участников рынка максимальную информационную открытость в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Как я уж отметил, определенного успеха успеха удалось достигнуть в части модернизации коммунальных сетей – за счет привлечения в отрасль частного капитала, введения долгосрочного тарифного регулирования и закрепления прибыли инвестора. За 2015 год число заключенных концессий выросло более, чем в 2 раза, а объем инвестиционных обязательств по ним – в 10 раз. 70,9 миллиардов рублей будет вложено в совершенствование ЖКХ благодаря этим соглашениям. В целом инвестиционными программами предусмотрены инвестиции в размере 431 миллиарда рублей.
Уже сейчас мы видим результаты работы частных операторов на рынке ЖКХ – в отдельных регионах, где реализуются проекты государственно-частного партнерства, аварийность по теплоснабжению снизилась на 47%, а по водоснабжению – на 21%.
Для активизации работы регионов с потенциальными инвесторами в каждом субъекте России проведена оценка эффективности коммунальных предприятий. Теперь имущество всех МУПов и ГУПов, управление которыми признано неэффективным, передается в концессию, являющуюся наиболее эффективной формой государственно-частного партнерства, при которой частному бизнесу передаются в долгосрочное пользование государственные объекты. Главным отличием концессии от долгосрочной аренды является то, что частный бизнес должен вкладывать инвестиции и модернизировать объект, находящийся в концессии, и его обязательства четко фиксируются в условиях соглашения.
Таким образом, передача коммунальных объектов в концессию позволит решить сразу две глобальные задачи – обеспечить население качественными коммунальными услугами, сдерживая при этом рост тарифов за счет внедрения современных технологий и ремонта основных фондов коммунальной отрасли.
По итогам анализа ситуации в отрасли и практики реализации концессионных соглашений Минстроем разработан проект федерального закона, дающий дополнительные возможности привлекать средства частных инвесторов для модернизации объектов ЖКХ даже в тех случаях, когда имущество предприятия должным образом не оформлено и в бюджетах нет средств для завершения оформления. Кроме того, для дополнительной защиты инвестора стороной концессионного соглашения планируется сделать регион, который устанавливает тарифы на соответствующие услуги.
В настоящее время, проводится более 300 конкурсов на заключение концессионных соглашений – отрасль жилищно-коммунального хозяйства является здесь безоговорочным лидером, порядка 90% от всех объявленных и 40% от всех действующих концессионных соглашений в России связаны со сферой жилищно-коммунального хозяйства.
Коммунальным объектам в «малых городах», а также иным инвестиционным проектам в сфере ЖКХ будет оказываться дополнительная поддержка со стороны государства.
Правительством принято решение о запуске механизма финансовой поддержки проектов по модернизации систем коммунальной инфраструктуры в «малых городах», население которых не превышает 250 тысяч человек.
В бюджете Фонда ЖКХ на 2016 год предусмотрено порядка 3,4 миллиарда рублей для оказания такой поддержки.
Основные задачи на 2016 год
Основными задачами, стоящими перед Министерством в 2016 году мы видим:
1. Стимулирование роста жилищного строительства, увеличение объема ввода жилья экономического класса.
Здесь основными нашими инструментами будут субсидирование ипотеки, поддержка комплексных проектов жилищного строительства и, конечно, выполнение публичных государственных обязательств перед отдельными категориями граждан.
2. Повышение защиты граждан – участников долевого строительства жилья.
Здесь мы сосредоточимся на сокращении «проблемных» объектов в регионах страны и совершенствовании инструментов контроля за использованием застройщиками средств граждан – участников долевого строительства.
3. Завершение реформы ценообразования, сметного нормирования и технического регулирования в строительстве, развитие института типового проектирования.
В рамках реформирования ценообразования наша главная задача обеспечить формирование и ведение единого государственного реестра сметных нормативов, обеспечивающего актуальность, достоверность и защиту информации, а также открытость и доступность включенных в него данных, возможность их интеграции в иные информационные системы.
В техрегулировании мы продолжим работу, направленную на обеспечение актуализации и взаимной согласованности нормативно-технических документов в строительной сфере.
4. Совершенствование института саморегулирования в строительстве.
Здесь мы сконцентрируем свои усилия на «выводе из тени» компенсационных фондов саморегулируемых организаций, установление требований к размещению средств компенсационных фондов в кредитных организациях, позволяющих обеспечить их сохранность, а также на установление порядка имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договорам подряда в строительстве.
5. Выполнение планов по ликвидации аварийного жилищного фонда, совершенствование системы управления многоквартирными домами, обеспечение эффективной работы системы капитального ремонта многоквартирных домов.
В 2016 году нам предстоит расселить не менее 2,82 миллиона квадратных метров жилья.
Анализ обращений граждан говорит нам о необходимости создания дополнительных условий, стимулирующих «приход» на рынок управления жильем добросовестных и профессиональных управляющих организаций.
6. Развитие механизмов государственно-частного партнерства в ЖКХ и реализация существующих инструментов.
Здесь мы продолжим работу, направленную на создание дополнительных условий для привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства.
В заключение, хочу поблагодарить курирующих Минстрой России Вице-премьеров, Администрацию Президента Российской Федерации, представителей отрасли, экспертного и научного сообщества за поддержку и конструктивное взаимодействие!
Спасибо за внимание!