- Микаил Русланович, как Вы оцениваете фактическое состояние сферы жилищного строительства в республике и что уже сделано в этом направлении?
- Фактически до 2009 года сфера жилищного строительства в республике на уровне государственного регулирования и нормирования ограничивалась просто соблюдением строительных норм при осуществлении застройки за счет частных инвестиций. Государственное участие ограничивалось выдачей разрешений на строительство тому, кто вдруг захотел построить многоквартирный дом. При этом зачастую до момента ввода дома в эксплуатацию застройщик был полностью предоставлен сам себе. Дальше продает как хочет и идет себе дальше.
И все бы хорошо! Ведь это значит, что бизнес работает, экономика дышит, жилье для людей строится!
- То есть Вы хотите сказать, что есть и минусы, в том, что инвесторами строятся дома?
- То, что наш жилищный фонд увеличивается – это очень даже хорошо! Плохо только, что это происходит настолько стихийно и не организовано. Дефицит жилья был настолько громадный, что до настоящего момента это не имело особого значения. Раскупалось все, что застройщики успевали построить. Но уже сейчас появляются первые тревожные сигналы. Если в г. Магас и Назрань спрос на жилье все еще очень высок, то подальше от центра наблюдаются первые признаки его спада.
- И что Вы предлагаете? Есть какие-то пути решения возникающих проблем?
- Велосипед изобретать я не предлагаю. Если наш рынок жилья только начал выходить на приемлемый для населения уровень, то по всему миру есть много мест, где люди давно живут в подобном достатке. Просто надо нам осознать и принять за данность, что стихийная застройка инвесторами уже дальше не будет выгодна ни для самих инвесторов, ни для республики в целом. Ведь простаивающее жилье, это балласт, который будет тянуть назад нашу экономику по целому ряду показателей.
- Неужели до настоящего момента жилищной политикой в республике не занимались?
- Там, где строится хотя бы один даже индивидуальный дом, всегда присутствует жилищная политика. Как я уже сказал, до 2009 года эта сферу можно было отнести больше к вопросам личного характера для каждого, кто решил построить дом. Начиная с 2008 года государство, начинает решать структурные проблемы в сфере жилищного строительства. Решались две крупные задачи: это переселение граждан из оползневой зоны г. Малгобек и Малгобекского района и переселение граждан из ветхого и аварийного многоквартирного жилого фонда. Задачи эти настолько масштабны, что ими занимаются до сих пор, причем, вполне успешно. Но, это именно отдельные задачи из сферы жилищной политики, которые решали самые острые проблемы, решение которых нельзя было дальше откладывать.
- То есть, Вы хотите сказать, что остаются еще вопросы, решение которых требует внимания государства?
- Именно так. Согласно статистическим данным, опубликованным на сайте Единой межведомственной информационно-статистической системы, число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по состоянию на 2013 год составляет, 6 411 семей! И хотя в динамике за 3 года этот показатель улучшился в 3 раза, это все равно много.
Согласно данным, которые мы запросили у профильных министерств и ведомств республики количество граждан состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального и республиканского бюджетов по Республике Ингушетия на настоящее время, составляет 58 748 семей. Из них 2 886 семей – это граждане, подлежащие обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета и более 55 тысяч семей – это те, кто имеют 3-х и более детей. Это все семьи, которые имеют право улучшить свои жилищные условия, но не могут по каким-либо причинам. И наша цель заключается в том, чтобы постараться им в этом помочь.
- Каким образом Вы собираетесь помогать гражданам в улучшении их жилищных условий?
- В первую и самую главную очередь, мы должны понять, что вообще от нас требуется больше всего, где то самое слабое место в нашей жилищной политике, которое мешает нашему населению обеспечить себя жильем. Безусловно, это низкие доходы. Однако это скорее можно считать предположением, так как отделить полезную информацию от бесполезной в данном вопросе оказалось сложнее, чем мы посчитали вначале. Согласно статистическим данным, средняя заработная плата в республике в 2014 году колеблется в районе 21-22 тыс. рублей. А прожиточный минимум в том же году составляет 7 254,0 рубля. Если учесть, что речь идет о семье из 3-х человек и работает только муж, то его зарплаты едва хватает на обеспечение семьи всем необходимым, не говоря уже о том, чтобы он мог самостоятельно заниматься улучшением своих жилищных условий.
Таким образом, мы получаем ту самую точку равновесия, от которой и должны будем отталкиваться в дальнейшем. Это семья из трех человек, в которой работает только 1 человек, не имеющая иных доходов, кроме зарплаты.
- И что нам дает эта точка равновесия?
- Все возможности, чтобы помочь человеку, который хочет улучшить свои жилищные условия. Только главная роль в этой задаче не у нас с вами, а именно у тех граждан, которые входят в эти 58 тысяч.
- Каким образом?
В республике реализуется большое количество различных социальных и инвестиционных программ. Все, что нам нужно, что просто сплести из них одну паутину.
Многие, наверное, уже слышали, что уже отведены земельные участки по всей республике под строительство жилья экономического класса? Скажу только коротко, что предварительно определены под застройку земельные участки в Малгобекском районе (6 Га), Сунженском районе (2,5Га), Назрановском районе (17га), а также рассматривается проект комплексной многоквартирной застройки в г. Магас (10Га).
- С какими проблемами вы сталкиваетесь в данном направлении?
Проблем много. Как я уже сказал, это направление совершенно новое для нас. Мы одновременно работаем над утверждением целого ряда нормативно-правовых актов, призванных структурировать то, что у нас уже имеется и запланировано. За последние полгода уже раз пять проводились совещания на разных уровнях, активно ведется переписка с нашими муниципальными органами исполнительной власти, Минстроем России, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию и Агентством по финансированию жилищного строительства. Это вкратце.
В основном это конечно технические вопросы, они возникают в процессе прохождения всех тех процедур структурирования и анализа жилищной сферы, которые до сих пор никем скоординировано, не делались.
Но есть и другие проблемы, которые касаются всего населения республики.
Дело в том, что у нас есть только самые общие цифры по потребности в жилье. Нет утвержденных списков граждан, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия.
- И в чем заключается основная загвоздка?
Нам просто нужно собрать сведения по этой потребности. До муниципалитетов доведена информация о том, что нужно сделать, и в каком виде нужны нам реестры граждан.
В каждом муниципальном образовании определены ответственные за формирование сведений и их утверждения.
Могу даже конкретные имена назвать…
Теперь нам нужна ответная реакция. Нужно, чтоб граждане приходили в администрации по месту проживания и сдавали необходимые сведения.
Это позволит собрать первичную информацию и работать дальше в сторону совершенствования механизмов, которые помогут сделать жилье более доступным для них. Воля руководства страны и республики уже не раз демонстрировала, что они в этом заинтересованы.
Я бы хотел еще от имени Министерства строительства республики предложить вам принять участие в информационной поддержке наших мер по совершенствованию жилищной политики.
Если у наших граждан будут какие-то вопросы по теме, то Минстрой Ингушетии готов ответить на них на любой информационной площадке, которую вы предложите.
http://minstroiri.ru/