Новости строительства и ЖКХ
Вторник, 30 сентября 2014 14:04

Михаил Мень о программе «Жилье для российской семьи»

Оцените материал
(0 голосов)

Глава Минстроя РФ М.А. Мень ответил на вопросы читателей интернет-издания «Газета. Ru».

 - Несколько вопросов по поводу программы «Жилье для российской семьи». Реализация жилья проходит по цене ниже рыночной, это либо минус 20%, либо...

— Да, либо не выше 30 тысяч рублей за квадратный метр, мы пока индексировать не намерены эту цифру.

— Там довольно сложная система работы. И вот все-таки, в общем, за счет чего компенсируются эти затраты? Поскольку ниже рыночной цены продается жилье, кто компенсирует?

— На самом деле это нормальная цена для квадратного метра жилья эконом-класса. Но мы здесь идем навстречу региональным застройщикам — мы через механизм АИЖК выкупаем внешние сети, всю внешнюю инфраструктуру, по четыре тысячи рублей за квадратный метр будущего жилья, именно программного жилья. Мы позволяем в рамках программы на одном большом земельном участке под комплексную застройку территории, строить и программное, и непрограммное жилье, которое будет продаваться уже по рыночным ценам. Но компенсировать мы будем только из расчета четыре тысячи рублей на квадратный метр программного жилья. И сейчас у нас 65 субъектов Российской Федерации уже подписали соглашение об участии в программе. Сейчас у нас рекордсмен — это Тульская область, они уже начали строительство. И в следующем году уже, возможно, мы увидим первые введенные дома, и там уже идет работа с муниципалитетами по составлению списков тех, кто претендует на участие в этой программе. В конечном итоге 34 тысячи рублей за квадратный метр, просто четыре тысячи рублей мы берем на себя. Да, не сразу, потому что у нас нет возможностей сразу вперед компенсировать. Это будет оплачиваться потом, когда инженерия будет построена, и дальше АИЖК уже путем либо концессионных соглашений, либо арендных отношений с ресурсоснабжающими организациями будет это передавать им, и они будут дальше эксплуатировать эти внешние сети.

— Я сейчас, наверное, повторюсь. Кто претендует на это жилье? Планируете ли вы там, грубо говоря, какой-то конкурс между претендентами? Как будет определяться, кто будет получать?

— Это будут решать регионы, и в первую очередь муниципальные власти. Это могут быть молодые учителя, врачи, те кто стоит в очереди в программе расселения людей из аварийного жилья, если не хотят ждать и имеют какие-то финансовые возможности. Мы сделали максимально большой перечень, а регионам дали возможность выбрать либо все категории, либо что-то из этого перечня. Можно посмотреть у нас на сайте, если интересует непосредственно, участвует ли регион в этой программе, какие возможности, подпадают ли они, — жители могут посмотреть. Я не могу отвечать за все субъекты, они взяли разный перечень людей, которые могут участвовать в этой программе. Наша главная задача — поддержать людей активных, людей, которые работают, где муж и жена работают, зарабатывают — то есть тех людей, на которых зиждется государство. Это не социальная в прямом смысле слова программа, как, например, 185-й закон по расселению аварийного жилья. Это программа поддержки тех, кто уже состоялся, но не может себе позволить приобретение нового жилья на рыночных условиях. Мне кажется, это очень важно, потому что именно эти люди и формируют потом наше благосостояние, производственные мощности нашей страны и социальную сферу.

— Вы сказали, что свыше 60 регионов, 65, подпадают под эту программу. Во всех этих регионах, я так понимаю, там рассчитывалось, что есть спрос, есть категории населения, о которых вы говорили.

— Да, конечно, мы никого не заставляем. Очень сложная ситуация с Дальним Востоком, я проехал весь этот регион, пока только Приморский край двинулся в эту сторону. Там, по разным причинам, цена за квадратный метр в целом повыше, чем в других регионах. Но мы не можем дифференцировать по регионам, сказать, что вот у вас 30% , а у вас 35 потолок, это будет неправильно. Что касается минимального объема этого жилья, мы пошли навстречу регионам. Изначально предусматривался минимальный объем 25 тысяч квадратных метров жилья для участия в программе, на таких условиях на меня вышли многие регионы, которые попросили снизить общий объем, потому что они просто не подберут таких земельных участков. Вернее, земельные участки, может, они и подберут, только объемы строительных мощностей, и потребности такой большой нет. Поэтому мы сейчас решаем вопрос, с тем чтобы все-таки уменьшить эту цифру до 8–10 тысяч кв. м. Это будет справедливо по отношению к небольшим регионам.

— И чуть более общий вопрос, тоже по этой программе. А каково участие федерального бюджета и не планирует ли сокращать?

— Четыре тысячи рублей за квадратный метр, но это средства АИЖК — Агентства ипотечного жилищного кредитования. Их уставный фонд формировался когда-то из инвестиций из Внешэкономбанка, и так далее, но это не деньги, которые идут из бюджета. В послании к депутатам Государственной думы президент сказал о том, что, возможно, средства на инфраструктуру появятся в связи с упорядочиванием интернет-торговли. Но сегодня ситуация с бюджетом сложная. И мы понимаем, что вряд ли удастся нам получить какие-то прямые федеральные деньги для поддержки, для обустройства этих площадок. Но зато мы создали все-таки более рыночный механизм, который будет, надеемся, работать постоянно.

— Цифры по ипотеке показывают, что АИЖК состоялось как институт. Много разговоров, критики, но, мне кажется, это один из институтов, который очень эффективно сработал и дает, в общем, свой результат не прямым вбрасыванием денег, а аккумулируя некие негосударственные конструкции путем формирования таких программ.

— В чем смысл (выгода) участия для застройщиков в программе ЖРС? Его (смысла) нет. Программа разработана нежизнеспособная. Может, имеет смысл сразу, пока не поздно, ее закрыть вообще или поменять условия (30 тыс. руб. как потолок цены, 25 тыс. метров жилья в 1-м проекте и проч.). Пока — никакой выгоды для наших (некитайских) застройщиков в ЖРС нет, следовательно — кто будет строить жилье по ЖРС? Никто. Никакой выгоды напрягаться застройщикам нет: строить много и задешево. Зачем? Если ту же прибыль они получат, строя меньше, но подороже (по рынку) продавая метры.

— Ну, во-первых, четыре тысячи рублей они не получат на инженерию, а это самая большая сложность. Во-вторых, региональные лидеры, губернаторы получили нашу настоятельную рекомендацию помогать тем застройщикам, которые участвуют в этой программе. И у регионов есть там свои программы небольшие. Мы здесь сделаем некую синергию наших возможностей с регионами, и это в конце концов даст результат. К тому же на эти объекты есть гарантированный спрос, так как есть списки участников программы, а значит, застройщики уверены, что они точно свои квартиры продадут. К комплексной застройке всегда у губернатора повышенный интерес, и они с удовольствием помогают. Будет возможность — дорогу проложат туда, еще что-то. Также не надо забывать про социальную инфраструктуру. Здесь тоже регионы будут на себя, в меру своих сил и возможностей, брать ответственность за детский сад, за школу. То есть может синергия дать результат, и это, безусловно, выгоднее, чем строить в чистом поле, без поддержки государства на всех уровнях.

http://sroportal.ru

Прочитано 1631 раз

Новости - изменения в законодательстве