Справочно
В настоящее время НОСТРОЙ подписаны соглашения о сотрудничестве с 25 субъектами РФ: Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская, Астраханская, Курская, Владимирская, Ярославская, Волгоградская, Тамбовская, Свердловская, Сахалинская, Челябинская, Кемеровская, Кировская, Иркутская области, Еврейская автономная область, Алтайский, Камчатский, Краснодарский и Пермский края, Республики Марий Эл, Башкортостан, Саха (Якутия), Дагестан, Ханты-Мансийский автономный округ, готовится подписание соглашений о сотрудничестве с 13 субъектами РФ. Подписаны и реализуются соглашения о сотрудничестве, в том числе о совместной разработке и применении стандартов НОСТРОЙ, с крупнейшими отраслевыми заказчиками: ОАО «РЖД», Федеральным дорожным агентством (Росавтодор), госкомпанией «Автодор», ОАО «Оборонстрой», готовятся к подписанию аналогичные соглашения с ОАО «РусГидро», ГК «Росатом» и другими организациями.
Соглашение охватывает направления, насущные и актуальные для СРО и их членов: информационный обмен; устранение необоснованных административных барьеров при осуществлении строительной деятельности; развитие и поддержка малого предпринимательства в строительной отрасли; содействие реализации на территории субъекта РФ федеральных, региональных и муниципальных программ; улучшение инвестиционного климата в строительной сфере; развитие программ энергосбережения; оказание поддержки и содействие СРО; разработка эффективных механизмов обеспечения качества и безопасности капитального строительства; создание условий для предпринимательской и профессиональной деятельности в сфере жилищного строительства; разработка и применение стандартов НОСТРОЙ в целях обеспечения качества и безопасности при строительстве, в том числе по государственным заказам; организация и осуществление совместных мероприятий по контролю исполнения государственных заказов; привлечение представителей саморегулируемых организаций строителей к мероприятиям государственного строительного надзора; подготовка и повышение квалификации кадров строительной отрасли и аттестации руководителей и специалистов. Соглашение предусматривает создание, при необходимости, совместных координационных, экспертных и консультационных советов, рабочих групп.
Учитывая, что в основе качества и безопасности в строительстве лежат современные стандарты на правила выполнения работ и методы контроля, в целях реализации заключенного НОСТРОЙ соглашения о сотрудничестве было подготовлено, прошло необходимые согласования и 9 июля 2014 года было утверждено Постановление Правительства Республики Башкортостан № 305 «О стандартах СРО, применяемых в целях повышения безопасности, качества и энергоэффективности объектов капитального строительства в Республике Башкортостан» (текст постановления и пояснительной записки прилагаются).
Справочно
В настоящее время Советом НОСТРОЙ утверждены и рекомендованы СРО для применения 164 стандарта (рекомендации) НОСТРОЙ, более 100 стандартов находятся в разработке. 156 СРО – членов НОСТРОЙ (около 60% от общего числа СРО), объединяющих более 65 тысяч строительных компаний, приняли на общих собраниях стандарты НОСТРОЙ (запланировали в повестке очередного общего собрания их рассмотрение и принятие). Из четырех СРО в области строительства, зарегистрированных в Республике Башкортостан, три приняли стандарты НОСТРОЙ в качестве собственных стандартов СРО, одно СРО запланировало принятие на очередном общем собрании.
Разработка и согласование постановления осуществлялось при активной поддержке НП СРОР «Союз строителей Республики Башкортостан» (президент – Р. Ф. Мамлеев).
Необходимо отметить, что проект постановления прошел 19 согласующих инстанций, в том числе Госкомитет РБ по строительству и архитектуре, Госкомитет по транспорту и дорожному хозяйству, Минэкономразвития РБ и другие министерства РБ, Управление ФАС по РБ, органы госэкспертизы и госстройнадзора, все СРО в области строительства, зарегистрированные в Республике Башкортостан. Кроме того, по проекту постановления был проведен ряд согласительных совещаний в Генпрокуратуре РБ.
При принятии постановления было учтено, что требование использования стандартов, включая стандарты организации, в качестве условия договоров подряда (контрактов) может иметь существенное значение для обеспечения безопасности, качества и энергоэффективности объектов капитального строительства в Республике Башкортостан, сооружаемых по республиканскому заказу. При этом отмечалось, что положения Гражданского кодекса РФ о договоре строительного подряда и положения Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» о конкурсной документации на право заключения договора строительного подряда предусматривают возможность установления требований по использованию стандартов при выполнении строительных работ, но при этом не предусматривают преимущества национальных стандартов и сводов правил перед стандартами организаций.
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ также предусматривает нормирование требований в сфере закупок (статья 19), достаточных для обеспечения деятельности заказчиков. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использовать при составлении описания объекта закупки требований технических регламентов и стандартов. В соответствии с указанным законом могут применяться как национальные стандарты, так и стандарты организаций, которые входят согласно статье 13 Федерального закона «О техническом регулировании» в состав документов в области стандартизации.
Таким образом, наличие в условиях договоров строительного подряда и условиях конкурсов на выполнение строительных работ для государственных и муниципальных нужд ссылок на требования стандартов, в том числе стандартов организации, полностью соответствует законодательству Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе применять предусмотренные законодательством Российской Федерации документы в области стандартизации, в том числе стандарты организации, при формировании условий государственных контрактов для проведения торгов на выполнение строительных работ для государственных нужд, а также при проведении государственной экспертизы проектной документации, осуществлении строительного контроля заказчика и государственного строительного надзора в случае, если указанные рекомендации учтены в условиях государственного контракта.
Также при разработке постановления был учтен опыт применения стандартов организаций в качестве региональных методических документов в области строительства, используемых при государственных закупках, закрепленный в документах Правительства Москвы, Санкт-Петербурга и других субъектов Российской Федерации. Ссылки на стандарты организаций применяются также в документах ряда федеральных заказчиков – федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с принятым постановлением государственные заказчики Республики Башкортостан при формировании условий государственных контрактов на выполнение работ по строительству, управление госэкспертизы Республики Башкортостан при проведении государственной экспертизы проектной документации, инспекция госстройнадзора Республики Башкортостан при проведении государственного строительного надзора будут использовать стандарты СРО в соответствии с утвержденным данным постановлением порядком. Порядок устанавливает процедуру включения стандартов СРО в Перечень стандартов СРО, применяемых при строительстве по госзаказу, а также требования, предъявляемые к данным стандартам. Необходимо отметить роль Координационного совета по развитию саморегулирования в строительном комплексе Республики Башкортостан в принятии решения по формированию Перечня, а также необходимость принятия стандартов не менее чем одной региональной СРО.
Данное постановление может быть применено в качестве типового распорядительного документа, направленного на реализацию подписанных НОСТРОЙ соглашений о сотрудничестве в других регионах России, и будет способствовать поддержке строительных компаний – членов СРО, которые приняли и внедряют стандарты НОСТРОЙ, при проведении конкурсных процедур, а для государственных заказчиков позволят обеспечить качество и безопасность строительства.
НОСТРОЙ