В прошлом году Дагестан обзавелся 10 км новых дорог, отремонтировано было около 50 км старых и построено 8 мостов общей длиной 415 погонных метров. В том числе был поставлен рекорд по скорости строительства мостовых сооружений: в Магарамкентском районе на автодороге Новогапцах – Тагиркент – Ялама за 2 месяца построен и введен в эксплуатацию железобетонный мост длиной 265 погонных метров. Общий объем финансирования дорожного хозяйства Республики Дагестан в 2013 году составил 4,4 млрд рублей.
Более 4 млрд рублей – цифра немаленькая. Но для сравнения: по линии Управления сетью автомобильных дорог СКФО на ремонт 29-километрового участка федеральной трассы между Махачкалой и Астраханью потратят 7 млрд рублей.
Эксперты считают, что основная проблема дорожного хозяйства Дагестана заключается в нехватке средств. По разным оценкам, на содержание существующей сети дорог Дагестана по действующему нормативу требуется более 11 млрд рублей.
Плохие дороги – большие потери
О необходимости незамедлительного ремонта имеющихся дорог говорит и руководитель группы пропаганды УГИБДД по РД Исамагомед Султанов.
«Неудовлетворительное состояние дорожной сети напрямую влияет на количество дорожно-транспортных происшествий и дисциплину водителей. Тут стоит отметить факт: на аварийность воздействует и отсутствие дорожной разметки на некоторых участках дорог», – отметил подполковник полиции Исамагомед Султанов.
Чтобы подкрепить вышесказанное, в Управлении ГИБДД нам предметно рассказали, как плохие дороги оказывают влияние на аварийность. За два месяца 2014 года из-за некачественных дорог на территории Дагестана было зарегистрировано 34 дорожно-транспортных происшествия. В них погибло 11 человек, пострадали 35 человек.
Дорога плохая – боль головная
Сетуют на качество дорог не только дорожно-эксплуатационные предприятия, но и сами автолюбители. К примеру, Ибрагим Зайнутдинов, водитель со стажем, жалуется, что, объезжая ямы на дорогах в Махачкале, иной раз рискуешь столкнуться с идущей навстречу машиной.
«У нас дороги пришли в такое состояние, когда стало невозможным передвигаться по всем правилам. Может кто-нибудь опомнится, подумает, сами ведь тоже ездят по этим дорогам», – говорит наш собеседник.
Другой респондент агентства, Арслан Сулейманов, работающий в фирме такси, уже привык, что, помимо привычных трат на бензин, масло и другие расходники, ему приходится отдавать большое количество денег на ремонт машины.
«Каждый сезон я отдаю от 5 до 6 тысяч на ремонт поврежденной от ям и ухабов подвески моей машины. Амортизаторы проседают, покрышки и диски изнашиваются быстрее. Для чего мы регулярно платим транспортный налог? Надеюсь, все улицы столицы будут приведены в порядок так же, как проспекты Расула Гамзатова и Петра I», – сказал автолюбитель.
Дороги столицы республики устроены таким образом, что на них отпадает необходимость в использовании искусственных ограничителей скорости (лежачих полицейских). Лихачей остановят обычные дыры в асфальте и колдобины.
В некоторых регионах с этим борются посредством окрашивания плохих участков дороги светящейся краской, чтобы водителям было проще замечать препятствия. Если эту практику внедрить на некоторых участках дорог в Дагестане, то тут не обойтись без современного и мощного лакокрасочного завода.
Новые технологии в старом деле
В сферу дорожного строительства регулярно внедряются передовые технологии. К слову, ГКУ «Дагестанавтодор» при поддержке компании «Сумма» развернуло в республике передовой асфальтобетонный завод. Объект был установлен в республике еще в сентябре 2013 года. Его мощность составляет около 4 тыс. тонн смеси в сутки.
По словам руководителя ГКУ «Дагестанавтодор» Загида Хучбарова, ввод нового завода в эксплуатацию позволит обеспечить дорожные предприятия высококачественными асфальтобетонными смесями.
Еще три подобных объекта будут введены в республике в ближайшее время. Ожидается, что три асфальтобетонных завода разместятся в Хунзахском, Магарамкентском и Гергебильском районах. Каждый из них будет производить по 1,5 тыс. тонн асфальтобетона в сутки.
Перспективы есть
Как говорят в народе: «Нет худа без добра». Сейчас появились определенные перспективы и надежда на то, что в ближайшие годы положение изменится в лучшую сторону и дорожное строительство в России станет одним из приоритетов в экономической политике страны.
В Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года в части развития дорожного хозяйства ставится задача доведения доли дорог с асфальтобетонным покрытием до 60% от общей протяженности или до 3,4 тыс. километров.
В соответствии с контрольными цифрами, предусмотренными в планах министерства регионального развития РФ на период 2014-2025 гг. по Республике Дагестан, намечается направить на развитие дорожного хозяйства средства в объеме 50,3 млрд рублей.
При реализации такой программы будут соединены дорогами с асфальтобетонным покрытием все районные центры и крупные населенные пункты региона.
РИА Дагестан