Открывая обсуждение, Игорь Слюняев напомнил, что тема снятия излишних административных барьеров в отрасли строительства в течение последнего года стоит на повестке дня на всех уровнях: Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, делового сообщества, общественных организаций, национальных объединений.
- В течение 2014 года всю нормативно-техническую базу в строительной отрасли необходимо серьезно проревизировать. Правила игры должны быть понятны для всех участников рынка, должна возникнуть адекватная способность оценивать капитальные вложения и соизмерять их с потребностями. На фоне неблагоприятной экономической ситуации нам необходимо выйти на эффективную модель управления капитальными затратами в сфере строительства. Сегодняшнее совещание — это попытка найти работающий алгоритм действий, - подчеркнул Игорь Слюняев.
В ходе совещания было отмечено, что в настоящий момент отсутствует целостный подход к техническому регулированию в строительной отрасли: процедуры согласования, разрешительные процедуры, нормотворческая деятельность не приведены к единому знаменателю. Более того, в каждом субъекте РФ действует свой перечень административных процедур.
Участники сошлись во мнении, что Минрегион России должен возглавить процесс комплексного технического регулирования всех аспектов строительства, а также задать единый стандарт административных процедур для всех субъектов РФ.
При этом было подчеркнуто, что под снятием излишних административных барьеров в строительной отрасли понимается не сокращение существующих административных процедур, а их оптимизация.
- При выработке конечного перечня административных процедур нужно придерживаться баланса: необходимо понимать, где злоупотребление, а где — необходимость, - отметил Игорь Слюняев.
Руководитель аппарата НОСТРОЙ Илья Пономарев предложил использовать для анализа существующих административных барьеров в разрезе субъектов РФ и муниципальных образований созданную Национальным объединением строителей автоматизированную систему учета процедур в области строительства:
- Строители могут сами загружать информацию в систему, а мы, в свою очередь, готовы выступить ее верификатором, - отметил Илья Пономарев.
Заместители Министра регионального развития Сергей Дарькин и Михаил Крук рассказали о том, какую работу проводит Минрегион по снятию излишних административных барьеров в данный момент.
Министерство реализует мероприятия «дорожной карты» по совершенствованию правового регулирования градостроительной деятельности и улучшению предпринимательского климата в сфере строительства. Среди них – подготовка следующих документов:
-проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ», направленный на снижение административных барьеров в строительстве;
-проект постановления Правительства РФ по оптимизации (сокращению) требований к составу и содержанию разделов проектной документации объектов капитального строительства;
-проект постановления Правительства РФ по уточнению требований к составу и содержанию работ по инженерным изысканиям для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
-проект федерального закона о внесении изменений в статью 48 Градостроительного кодекса РФ (сокращение перечня объектов капитального строительства, относящихся к особо опасным, технически сложным либо уникальным).
Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 № 600 Минрегион проводит работу с субъектами РФ по сокращению процедур, необходимых для получения разрешения на строительство и обеспечению достижения Российской Федерацией 11 позиции в рейтинге Всемирного банка «Doing business». С целью выявления избыточных процедур и «лучших практик» рабочая группа Минрегиона совместно с АСИ разработала и разослала анкеты по существующим процедурам представителям бизнес- сообществ и органам исполнительной власти субъектов РФ, участвовавших в рейтинге Всемирного банка.
По итогам состоявшегося обсуждения Игорь Слюняев попросил участников совещания в течение двух недель прислать в Минрегион России и НОСТРОЙ свои предложения по созданию целостного механизма регулирования градостроительной деятельности и определению приоритетных направлений работы в нормативно-техническом регулировании в 2014 году. Кроме того, Министр призвал высказать свое отношение к следующим прозвучавшим в ходе совещания инициативам, а также возможности их реализации с учетом действующего законодательства:
- сформировать исчерпывающий глоссарий, в котором отразить понятия, необходимые к уточнению в Градостроительном, Гражданском и Жилищном Кодексах РФ;
- жестко разграничить работы по надзору, экспертизе и проектированию;
- проводить оценку саморегулирующего воздействия санитарных норм и правил, а также требований по противопожарной безопасности в рамках единой системы управления градостроительной деятельностью;
- с целью соблюдения баланса интересов заказчика и проектировщика «возродить» институт заказчика через надлежащее правовое регулирование строительной деятельности;
- включить в состав проектно-сметной документации проектов, которые финансируются бюджетной системой, дополнительные разделы — обоснование инвестиций и эксплуатация возведенных объектов;
- ввести жесткое нормирование изысканий и проектирования (время строительства, трудозатраты, рекомендованные программные комплексы, типовой банк данных решений и материалов);
- тиражировать и распространять автоматизированную систему учета процедур в области строительства в разрезе муниципальных образований.
- Если то, что мы сегодня озвучили, нам удастся урегулировать, это будет качество управленческой деятельности мирового уровня. Я для себя как для Министра ставлю совершенствование нормативно-технической базы и повышение качества бюджетных расходов в строительстве ключевой задачей 2014 года, - отметил Игорь Слюняев.
Следующая встреча с экспертами по этой повестке запланирована на 1 ноября. На очередное совещание будет также вынесен вопрос реформы ценообразования в строительной отрасли.
http://www.minregion.ru