Стратегическая цель государственной жилищной политики - обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан. Для ее достижения необходимо создать институциональные, организационные, правовые и иные основы снятия инфраструктурных ограничений, препятствующих динамичному развитию жилищного строительства.
С учетом того, что задачу выхода на 1 м2 на человека в год никто не отменял, государство сегодня нацеливается не только на решение текущих проблем, но и на создание среды, в которой строительство станет наиболее эффективным, особый акцент делая на устранение проблемных вопросов, которые сдерживали развитие строительства в прошлые годы.
С проблемами выживания отрасли в основном уже разобрались. Сейчас необходимо развиваться дальше. А лучший рецепт для этого - наращивание объемов строительства.
В 2010 году ввод жилья оценивается на уровне 60 млн кв. метров. За период 2011-2013 гг. планируется ввести 195 млн кв. метров жилья, из них в 2011 г. - 63, в 2012 г. - 65, в 2013 г. - 67 млн кв. м. Достижение запланированных на 2011-2013 гг. объемов ввода жилья может стать проблематичным, если в 2010 году не будет начато строительство нового жилья в объеме, сопоставимом с показателем 2008 года. Сегодня уже утверждена новая федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы. Она должна стать базой, которая скоординирует действия всех участников жилищного строительства, всех программ и проектов, влияющих на рынок жилья, в том числе региональных, муниципальных. Для строительного сектора - это предсказуемость развития, возможность планирования на годы вперед и самое важное - заказы на строительство. Мы с вами хорошо знаем, что они в первую очередь интересуют строителей, и здесь открываются весьма широкие перспективы.
К предложениям об отмене федерального закона N 214 следует отнестись очень осторожно. Неэффективность закона в существующем виде действительно дает повод задуматься о том, соответствует ли сложившаяся модель отношений между застройщиком и дольщиком их представлениям и потребностям, оправдывает ли она их ожидания. Вместе с тем в последние годы в закон о долевом участии в строительстве было внесено достаточно много изменений, и большинство из них можно оценить положительно: граждане получили реальную возможность защитить свои права. При условии, конечно, что они их знают. Отмена закона сама по себе не исключает возможности привлечения денежных средств граждан на начальном этапе строительства, ведь гражданское законодательство признает все договоры, даже не поименованные в ГК РФ. Дольщики по-прежнему будут передавать свои сбережения строительным организациям, однако при отсутствии специального закона правовое регулирование отношений долевого участия будет куда менее эффективным.
При рассмотрении споров и жалоб дольщиков (в том числе так называемых обманутых дольщиков) федеральный закон N 94 является важным ориентиром, содержит указания на существенные условия договора, конкретно определяет права и обязанности сторон, устанавливает способы обеспечения исполнения обязательств. Отмена закона заставит правоприменителей ориентироваться только на нормы Гражданского кодекса РФ, содержащего более общие положения, и одновременно ухудшит положение граждан. Ведь в таком случае для проверки содержания договора и защиты своих прав им придется изучать не один закон, а "соединять в единое целое" разрозненные нормы кодифицированного акта.