Новости строительства и ЖКХ
Пятница, 25 сентября 2009 15:35

Национальные объединения строительных и инженерно-изыскательных СРО должны быть созданы до 1.07.2010

Оцените материал
(0 голосов)

Состоялось cобрание круглого стола в Государственной Думе Российской Федерации с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Национального объединения проектировщиков.
Темой круглого стола стал "Процесс создания саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства (федеральный закон № 148-ФЗ)".
По результатам совещания, участниками круглого стола были сформулированы некоторые рекомендации:
•        Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
•        Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
•        Правительству Российской Федерации;
•        Министерству экономического развития Российской Федерации;
•        Министерством регионального развития Российской Федерации.

РЕКОМЕНДАЦИИ круглого стола в Государственной Думе на тему "Процесс создания саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства (федеральный закон № 148-ФЗ)"

Обсудив с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, руководителей саморегулируемых организаций                    в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования                          и строительства, руководителей научных и отраслевых организаций правоприменительную практику и направления совершенствования законодательства                 в части регулирования вопросов создания и осуществления деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства, участники круглого стола отмечают:
Институт саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства был введен Федеральным законом                                       от 22 июля 2008 года № 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Введение института саморегулируемых организаций в данной области является объективной необходимостью в связи с нарастанием опасности техногенных катастроф, обусловленных ухудшающимся качеством строительства и эксплуатации зданий                              и сооружений, отсутствием действенных механизмов ответственности   участников   строительного   рынка   за   выполнение   своих обязательств перед потребителями их услуг, неэффективностью системы лицензирования.
Введение саморегулируемых организаций в строительной области при частичном сохранении государственного регулирования этой отрасли позволит реализовать на практике эффективную модель сочетания государственного регулирования                                     с саморегулированием субъектов, что позволит не допустить на строительный рынок недобросовестных участников и будет способствовать обеспечению безопасности строительства.
Законом предусмотрено создание саморегулируемых организаций 3 видов:
1)    саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
2)    саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
3)    саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
По состоянию на 16 сентября 2009 года получили статус 66 саморегулируемых организации:
основанные на членстве лиц, выполняющих инженерных изыскания - 3;
основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации - 25;
основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство - 38.
По оценке Ростехнадзора к 2010 году строительная отрасль получит около 100 саморегулируемых организаций.
До 1 июля 2010 года должны быть созданы Национальные объединения саморегулируемых организаций соответствующих видов, главная задача которых защита и представительство интересов саморегулируемых организаций, оказание им методической помощи, формирование предложений по выработке государственной политики в строительной области.
27 августа 2009 года создано Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации. В настоящее время идет интенсивная работа по созданию Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Таким образом, созданы все условия для перехода с 1 января 2010 года строительной отрасли на саморегулирование.
Вместе с тем, следует отметить и ряд проблем, которые выявила практика создания и деятельности саморегулируемых организаций в строительной сфере.
Некоммерческое партнерство получает статус саморегулируемой организации после внесения сведений о нем в государственный реестр саморегулируемых организаций. Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации порядок ведения государственного реестра должен быть установлен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем соответствующий документ до сих пор не принят, и внесение сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций осуществляется на основании постановления Правительства Российской Федерации                     от 29 сентября 2008 года "Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций", не учитывающего особенности саморегулирования в строительной сфере.
Кроме того, несмотря на установленные законом сроки, Правительством Российской Федерации до сих пор не установлены минимально необходимые требования к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных, технически сложных и уникальных объектов. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору не утверждены формы свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации выполнять работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству,   которые   влияют   на   безопасность   объектов   капитального строительства, вправе только лица, имеющие допуск к соответствующим видам работ, выданный саморегулируемыми организациями. Перечень указанных работ утвержден Приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. № 274. Вместе с тем, перечень основан на ссылках на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, который нуждается в актуализации, в перечень не включены отдельные виды работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, в связи с отсутствием таких работ в указанном классификаторе.
Законом предусмотрен переходный период: до 1 января 2010 года осуществление работ по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства, разрешается по выбору исполнителя на основании лицензии или выданного саморегулируемой организацией допуска к определенному виду (видам) работ.
Выдача лицензий прекращена с 1 января 2009 года, с 1 января 2010 года прекращается лицензирование инженерных изысканий, проектирования и строительства зданий и сооружений.
В связи с возможным неоднозначным толкованием норм закона на практике в Государственную Думу депутатами М.Л. Шаккумом, В.В. Пановым внесен проект федерального закона № 203647-5 " О внесении изменения в статью З2 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и статью 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которому с 1 января 2010 года прекращается действие лицензий, в том числе лицензий, срок действия которых продлен.
Кроме того, Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям проводит постоянный мониторинг практики применения норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе касающихся правового положения саморегулируемых организаций в области строительства. В результате проведения указанного мониторинга выяснилось, что для категории субъектов малого предпринимательства установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации минимальный размер взносов в компенсационный фонд несоразмерен с уровнем доходов малого бизнеса в сфере строительства. Так, в ряде субъектов Российской Федерации средняя годовая чистая прибыль на одну организацию категории малого бизнеса не превышает 400 тысяч рублей. Кроме того, существуют различия по уровню объемов работ, уровню рисков и, соответственно, уровню доходов малого и крупного бизнеса. Поэтому предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации минимальные размеры взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации и увязанный с ними механизм солидарной ответственности членов саморегулируемой организации в ряде случаев могут привести к банкротству малых предприятий.
В этой связи группой депутатов Государственной Думы - членов Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям был внесен     в Государственную Думу проект федерального закона № 167901-5 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий уменьшение размера взноса в компенсационный фонд для субъектов малого предпринимательства.
В целях устранения отдельных коллизий и пробелов, возникающих при реализации норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок создания и деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, депутатами Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям также внесен проект федерального закона № 252540-5 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации». Так, законопроектом предусматривается порядок прекращения членства в саморегулируемой организации в случае добровольного выхода члена из саморегулируемой организации, определяются последствия исключения сведений об организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, уточняется, что средства компенсационного фонда саморегулируемой организации могут размещаться ею самостоятельно или через управляющие компании.
Учитывая вышеизложенное, участники круглого стола в целях обеспечения эффективных условий для создания и функционирования саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства рекомендуют:
1.    Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
Обеспечить приоритетное рассмотрение и принять в период осенней сессии 2009 года проектов федеральных законов:
-    № 203647-5 " О внесении изменения в статью З2 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и статью 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
-    № 167901-5 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
-    № 252540-5 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации».

2.    Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

Поддержать проекты федеральных законов № 203647-5 " О внесении изменения в статью З2 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и статью 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», № 167901-5                         «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и № 252540-5 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации».
3. Правительству Российской Федерации:

1.    В кратчайшие сроки принять и обеспечить принятие нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти, необходимых для
реализации норм Градостроительного кодекса Российской Федерации,
регулирующих вопросы создания и функционирования саморегулируемых
организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного
проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов
капитального строительства:
-    минимально необходимые требования к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных, технически сложных и уникальных объектов;
порядок ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
-    формы свидетельства о допуске к видам работ по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
-    формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
2.    Обеспечить проведение Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством регионального развития
Российской Федерации актуализации Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг в части уточнения видов работ по инженерным изысканиям, проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
3. Обеспечить проведение Министерством регионального развития Российской Федерации своевременной актуализации перечня работ по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства.

www.sro-s.ru

Прочитано 2892 раз

Новости - изменения в законодательстве