На конференции представители исполнительной и законодательной властей региона и строительного сообщества обсуждали самые острые и насущные вопросы, определившиеся в результате первого года действия системы саморегулирования в строительстве. Среди заявленных для обсуждения тем конференции – разъяснение новых требований государства в области технического регулирования и саморегулирования, способы реализации положений, содержащихся в федеральных законах; определение роли законодательной и исполнительной власти, общественных организаций в развитии саморегулирования с целью обеспечения безопасности в строительстве и повышения качества строительных работ; разработка предложений по применению зарубежных нормативных документов с учётом правовых, национальных и географических особенностей Российской Федерации и процедуры оценки соответствия обязательным требованиям.
Значительную часть времени была посвящена практическим вопросам: механизму взаимодействия госзаказчиков и саморегулируемых организаций, деятельности СРО в области энергоэффективности; страхованию, особенностям обязательного аудита СРО, системе управления качеством работ в строительных организациях, а также первым результатам плановых проверок предприятий-членов СРО.
Открыл пленарное заседание помощник президента Российского Союза строителей, вице-президент НП «Объединения генеральных подрядчиков в строительстве», «Объединения строительных организаций малого и среднего бизнеса» К.Ф. Кижель. Он еще раз подчеркнул, что на сегодняшний момент институт саморегулирования состоялся, и обратного пути нет. По его словам, одной из главных задач на сегодняшний день Российский Союз строителей видит разработку и актуализацию норм и правил строительной деятельности, технического регламента, СНИПов. Эта работа активно ведется в профессиональном сообществе, с привлечением экспертов РСС, и в самих СРО, и в Национальном объединении строителей. Константин «В первую очередь необходимо привести в порядок правовую и техническую документацию. Институт саморегулирования вполне способен справиться с такими задачами», - отметил К.Ф. Кижель.
Он напомнил, что работа по актуализации СНиПов началась в 2010 г., в соответствии с решением, принятым на III Всероссийском Съезде СРО проектировщиков. НОП подписал 11 договоров по софинансированию (совместно с Минрегионразвития РФ) работ по актуализации 11 СНиПов. К настоящему времени обновлены следующие документы:
СНиП II-25-80 "Деревянные конструкции" (работу выполнило ОАО "НИЦ "Строительство");
СНиП 23-05-95* "Естественное и искусственное освещение" (НИИ Строительной физики);
СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" (Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ОАО "ЦНС");
СНиП 31-02-2001 "Дома жилые одноквартирные" (ОАО "ЦНС");
СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха" (ОАО "СантехНИИпроект");
СНиП 23-03-2003 "Защита от шума" (НИИ Строительной Физики);
СНиП II-26-76 "Кровли" (ОАО "ЦНИИПромзданий");
СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (Государственный ЦНИПИ по градостроительству Российской академии архитектуры и строительных наук);
СНиП II-89-80* "Генеральные планы промышленных предприятий" (ОАО "Гипрогор");
СНиП II-97-76* "Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий" (ОАО "Гипрогор");
СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" (ОАО "Гипрогор").
Последующие доклады были посвящены как общим вопросам – развитию системы саморегулирования в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, законодательным инициативам в развитии саморегулирования в строительной отрасли, новому в законодательстве по саморегулированию в связи с принятием Федерального закона № 240-ФЗ и развитию технического регулирования в строительном комплексе и смежных областях деятельности, так и узкоспециализированным вопросам - проблеме подготовки и повышения квалификации специалистов для строительного комплекса и пути их решения, вопросам создания саморегулируемых организаций на рынке недвижимости, системе управления качеством работ в строительных организациях и многому другому.
Особый интерес собравшихся вызвал обмен опытом в таких практических вопросах, как проблемы проведения плановых проверок членов СРО, особенности проведения обязательного аудита саморегулируемых организаций строительной сферы, нюансам страхования и организации аварийного комиссариата как эффективного механизма урегулирования аварийных ситуаций в строительной отрасли.
По итогам конференции, собравшимися была принята резолюция, положения которой, как ожидается, лягут в основу отчета об итогах работы строительного комплекса Санкт-Петербурга в 2010 году и будут озвучены на VIII Съезде строителей 9 декабря.
РЕЗОЛЮЦИЯ УЧАСТНИКОВ ЧЕТВЕРТОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«Реализация саморегулирования в строительном комплексе
Санкт-Петербурга и Ленинградской области»
Санкт-Петербург 27 октября 2010 года
Площадь Труда, д. 4
Дворец Труда
Участники конференции констатируют, что становление саморегулирования в соответствии с положениями Меморандума «О взаимопонимании и сотрудничестве строительных объединений и организаций по реализации саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга и Ленинградской области» успешно состоялось и система саморегулирования продолжает развиваться.
Система саморегулирования базируется на деятельности:
- Общественного совета по вопросам координации деятельности саморегулируемых организаций в Санкт-Петербурге в сфере строительства при Правительстве Санкт-Петербурга.
- Общественном совета по вопросам взаимодействия с саморегулируемыми организациями на территории Ленинградской области в сфере строительства.
- Координационный совета по развитию саморегулирования в строительной отрасли при полномочном представителе Президента Российской федерации в Северо-Западном федеральном округе.
Создан также Координационный совет саморегулируемых организаций при Общественном совете по вопросам координации деятельности саморегулируемых организаций в Санкт-Петербурге в сфере строительства при Правительстве Санкт-Петербурга.
В настоящее время на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области функционирует 51 саморегулируемая организация. Все, без исключения, проводят оценку соответствия строительных организаций установленным требованиям и выдают свидетельства о допуске к работам, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства.
Однако оперативной работе саморегулируемых организаций по выдаче допусков не способствуют частые внесения изменений в законодательство и законодательные акты, устанавливающие требования к саморегулированию в строительстве. Каждое вносимое изменение требует проведения общих собраний СРО и направления решений собраний в Ростехнадзор с целью получения разрешения на введение измененных требований в правила работы саморегулируемых организаций.
Участники конференции отмечают, что обеспечение надёжности и уровня безопасности зданий и сооружений при проектировании, строительстве и эксплуатации являются первостепенными задачами для всех субъектов строительного комплекса в РФ.
Вместе с тем, нельзя не отметить тот факт, что в начале переходного периода (когда стартовала миграция от нормативной базы, существовавшей до введения в действие Федерального закона «О техническом регулировании», к системе нормативных документов, устанавливающих обязательные требования в технических регламентах и к доказательной базе их выполнения в национальных стандартах и сводах правил) было отмечено снижение уровня безопасности зданий и сооружений. Примеры: «Трансвааль», «Хромая лошадь» и т.д.
В настоящее время наблюдается рост безопасности и энергоэффективности в строительном комплексе. Защита человеческой жизни и здоровья, окружающей среды, имущества юридических и физических лиц, а также вопросы энергосбережения становятся важнейшим требованием, отражённым в принятых технических регламентах.
Руководствуясь многолетним опытом работы в строительной отрасли, осознавая свою ответственность в формировании и развитии системы саморегулирования, в целях обеспечения безопасности в строительной отрасли участники конференции считают необходимым:
1. Отметить большое значение известных, крупных, имеющих положительную репутацию и сделавших большой вклад в развитие строительного комплекса профессиональных общественных объединений в становлении саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
2. Ввести в состав Общественного совета по вопросам координации деятельности саморегулируемых организаций в Санкт-Петербурге в сфере строительства при Правительстве Санкт-Петербурга представителей саморегулируемых организаций по квоте: 4 представителя от строительных СРО, 3 представителя от проектных СРО, 1 представитель от изыскательских СРО.
3. Поручить Координационному совету по страхованию в строительном комплексе провести семинар для привлечения страховых организаций и прочих заинтересованных участников с целью выработки предложений по страхованию всех строительных рисков.
4. Поручить Национальным объединениям строителей, проектировщиков, изыскателей:
4.1 Подготовить предложения Правительству РФ о введении (на ближайшее время) моратория на изменение законодательной и нормативной базы, устанавливающей требования к саморегулированию.
4.2 Обратиться в Правительство РФ с просьбой разработать комплексную программу по введению в строительной отрасли зарубежных нормативных документов с учетом правовых, национальных и географических особенностей Российской Федерации.
4.3 Доработать Технический регламент по безопасности зданий и сооружений в части введения требований по безопасности к строительным материалам и установлению схем оценки соответствия (декларирование, сертификация).
4.4 Ввести в перечень виды продукции, подлежащие обязательной сертификации, и строительные материалы и установить нормы по местам их применения.
4.5 Подготовить предложение по внесению изменений в Закон о техническом регулировании в части введения института нотифицированных организаций для проведения оценки соответствия установленных обязательных требований.
4.6 Обратиться в Минэнерго с просьбой провести разъяснительную работу с целью упрощения понимания процедур и требований, предъявляемых Федеральным законом №261-ФЗ к энергосбережению.
4.7 Законодательно создать государственную систему повышения квалификации и аттестации кадров в строительстве в учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию.
4.8 Предложить Правительству РФ подготовить комплекс мер, позволяющих повысить престиж рабочих специальностей.
4.9 Предложить Минобрнауки привести в соответствие с уровнем технического регулирования учебные программы для строительной отрасли и разработать механизм контроля их исполнения, включая программы подготовки персонала для проведения строительного контроля.
Участники Конференции выражают уверенность в том, что на основе активной и целенаправленной работы общественных сообществ и при активной помощи органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях, компании строительных комплексов Санкт-Петербурга и Ленинградской области будут достойно развивать систему саморегулирования, что позволит существенно повысить безопасность и качество строительства в городе и области.
Принято 114 участниками конференции.
Новости РСС