Газета "Дагестанская правда",
выпуск №129 от 19.04.2023
В республике немало проектов, ключевым исполнителем которых являются профильные компании, успешная их реализация прямо зависит от уровня их компетентности, мобильности и дееспособности.
Насколько готовы они к выполнению этих амбициозных задач? Какие меры и решения способны придать импульс их уверенному развитию? На эти и другие вопросы отвечает председатель Общественного совета при Минстрое РД, президент СРО «Гильдия строителей СКФО» Али Шахбанов.
– В настоящее время строители республики испытывают серьезные трудности, – говорит Шахбанов. – Парадоксальность ситуации в том, что, имея большие бюджетные инвестиции, наши компании, потеряв надежды на справедливые торги, или уходят с рынка, или по причине отсутствия контрактов разоряются. Корень зла, на мой взгляд, кроется во внеэкономических методах администрирования. Главная проблема в том, что компании без гарантированной загруженности объемами работ не имеют возможности развития, расширения материальных активов, техники, содержания персонала ИТР и квалифицированных рабочих. Подобную ситуацию нужно определенно менять.
– У меня лично сложилось впечатление, что ваше экспертное мнение, которое вы озвучиваете с различных трибун, наконец возымело действие. В частности на встрече с предпринимателями премьер-министр РД Абдулмуслим Абдулмуслимов поддержал ваше предложение по разработке дорожной карты строительной отрасли. Также вас избрали председателем Общественного совета Минстроя РД. Что, на ваш взгляд, необходимо изменить в сфере строительства в первую очередь?
– Считаю, что сближение позиций профессионального сообщества и руководства отрасли станет позитивным фактором. Дело ведь в том, что проблемы существуют не потому, что какой-то конкретный чиновник против. Необходима должная координация управления. Нужно нам вместе двигаться вперед, решая те или иные вопросы.
В первую очередь важен анализ состояния строительного комплекса, а также имеющихся у него возможностей и барьеров на пути развития. На основе полученных данных разработать действенные механизмы реализации. Это по сути и есть алгоритм разработки предложенной мной дорожной карты на ближайшую перспективу.
Вопросов, требующих ответов, достаточно много. К примеру, как добиться эффективности госзакупок в сфере строительства? Другая серьезная проблема – демпингование начальной максимальной цены контракта (НМЦК) ниже порога безубыточности. Те, кто думает, что низкие цены на нашу продукцию – благо, поскольку экономятся бюджетные средства, не разбираются в основополагающих постулатах экономического развития.
Демпинговые цены чреваты тем, что подрядчик может не завершить работу либо возведёт объект некачественно, либо исполнение контракта будет сопровождаться нарушениями его условий, а то и законов. В развитых странах ведётся борьба с демпингом. А у нас, к сожалению, практикуется принуждение к нему. Это влияет и на финансовую устойчивость организаций, и на налоговую базу бюджетов всех уровней. И без совместной нашей работы эти проблемы не урегулировать.
Требует детальной проработки вопрос о конкретных формах партнерства бизнеса и образования с тем, чтобы работодатель мог влиять как на качество подготовки специалистов, так и на организацию учебного процесса и производственной практики
– Судя по статистике, в 2022 году в Дагестане введено в эксплуатацию 1005 тыс. кв. м (– 2 % против 2021 года), в том числе 485 тыс. кв. м в многоквартирных домах (– 11 % против 2021 года). Рост наблюдается только в индивидуальном строительстве – 520 тыс. кв. м (+ 7 % против 2021 года). В чем, на ваш взгляд, причина негативного тренда?
– К сожалению, падение объёмов в многоквартирном жилищном строительстве, считаю, возможно и в текущем, и в последующие годы.
Одна из причин такого срыва – проблемы, с которыми мы столкнулись в 2020–2022 годах: пандемия коронавируса, введение ограничительных мероприятий, безудержный рост стоимости стройресурсов, нехватка рабочей силы и финансовые сложности, которые возникали в ходе исполнения договоров подряда.
И это при том, что Минстрой РФ в рамках Указа Президента РФ В. Путина сформировал новый план по возведению жилья до 2030 года. Теперь каждый регион знает, сколько должен построить в год и в течение ближайших 10 лет. В Дагестане поставлена задача довести объемы до 14,5 млн кв. м. Как добиться этого? Вопросы пока без ответов.
– Полагаете, при существующих темпах мы не поспеваем?
– Выходит, так. Согласно, государственной программе «Развитие жилищного строительства в РД» в этом году в регионе планируется сдать в эксплуатацию 950 тыс. кв. м жилья. Это немного. Но и такие показатели нам не выполнить без застройки крупных микрорайонов. Необходимы для этого площадь вне городской агломерации со своей независимой инженерно-коммуникационной инфраструктурой.
Ныне важным условием успеха становится комплексный подход к освоению территорий, а для этого необходимо полностью изменить систему территориального планирования.
Необходимо предпринять срочные меры по формированию пула добросовестных застройщиков и оказать им помощь при переходе на проектное финансирование, в противном случае мы не только не поспеваем по темпам, но республика рискует потерять целый сектор жилищного строительства.
– Наши земляки, как показывают цифры, несмотря на трудности, не пасуют. Строятся.
– При остроте жилищной проблемы, считаю, целесообразно весь этот хаотичный процесс застройки территорий городов, который мы наблюдаем уже много лет, направить в управляемое русло. Тогда и статистика в разы улучшится, и социального напряжения можно будет избежать.
Почему бы нам в республике не разработать специальную программу стимулирования индивидуального строительства?
Нынешнего убогого, жалкого зрелища, к которому, увы, уже привыкли, можно избежать, если не игнорировать вопросы разработки градостроительных концепций, а также чёткого определения источников финансирования строительства инфраструктуры, установления регламентов использования земельных участков, территорий и объектов общего пользования, формирования фондов обеспечения долгосрочного финансирования и других мер стимулирования. То есть нам нужно работать цивилизованно, красиво и комфортно. Такая программа, в частности, позволит стимулировать развитие сёл и уменьшить отток населения из горных районов.
– В рамках деятельности нового состава Общественного совета Минстроя РД эти задачи разрешимы?
– Надеюсь. Основания для этого есть. Прежде всего потому, что внимание к нашей отрасли у Председателя Правительства Дагестана повышенное, да и министр строительства открыт для конструктивного обсуждения всего перечня тем. Мы же готовы работать совместно на общее благо.
– А что, как говорится, болит сильнее?
– Кадровая проблема – одна из самых острых. Отъезд из-за коронавируса иностранных рабочих, а теперь и СВО на Украине обострили её еще больше. Сегодня трудности миграционного законодательства и закрытые границы не позволяют нашим компаниям завозить рабочих. К тому же многие дагестанцы заменили иностранных коллег в других регионах России, тем самым оголив объекты в республике.
В связи с этим требует детальной проработки вопрос о конкретных формах партнерства бизнеса и образования с тем, чтобы работодатель мог влиять как на качество подготовки специалистов, так и на организацию учебного процесса и производственной практики. Нужен механизм, позволяющий компаниям оказывать образовательным учреждениям финансовую и материальную помощь для решения задач по обеспечению производства высококвалифицированными кадрами.
– И что мешает?
– Прежде всего слабая нормативно-правовая база, регламентирующая взаимодействия между работодателями и системой образования.
В частности, надеюсь, что наш Общественный совет совместно с органами власти сможет разработать механизмы налогового стимулирования работодателей в части их затрат на оказание финансовой и материальной поддержки образовательным организациям.
Другим действенным решением, на мой взгляд, было бы предоставление социально ориентированным компаниям, участвующим в образовательных мероприятиях на постоянной основе, определенных преференций при заключении договоров подряда или субподряда.
Полагаю, что совместными усилиями мы сумеем выстроить модель вертикального взаимодействия в целях повышения эффективности строительного производства, в том числе отраслевого контроля, усиления его роли и ответственности при одновременном сохранении надлежащего уровня безопасности и качества возводимых объектов.
Органы госстройнадзора в этой модели могли бы контролировать проводимые работы, а мы в СРО создадим систему эффективного отбора профессиональных участников строительного рынка и повышения качества работ и услуг.
– То есть в успех совместной деятельности вы верите?
– Единый вектор развития, единая методология и правильная постановка задач в развитии отрасли, широкое распространение современных технологий, координация усилий по привлечению инвестиций, снижение избыточных административных барьеров в градостроительной деятельности – всё это в комплексе, на мой взгляд, имеет неплохие шансы на успех. Таким образом мы сможем повысить конкурентоспособность нашего строительного комплекса, что позволит поднять экономику республики в целом на качественно новый, достойный уровень.