Одной из ключевых секций форума стала секция «Признание квалификаций: от обособленности к единой платформе», которую модерировал председатель СПК ЖКХ, председатель Комиссии Мосгордумы по государственному строительству и местному самоуправлению Александр Козлов. В работе секции и пленарного заседания Форума приняли участие Президент Ассоциации СРО «Гильдия строителей СКФО», член Совета НОСТРОЙ Али Шахбанов и Генеральный директор СРО, член Совета по профессиональным квалификациям в строительстве Запир Акаев.
Руководители страны, регионов и крупного бизнеса, представители образовательных организаций, общественных объединений, профсоюзов на пленарном заседании подвели итоги работы Национальной системы квалификации за последние пять лет и наметили планы ее развития на предстоящее десятилетие.
Приветствие форуму направил Президент России Владимир Путин.
Он, в частности, отметил, что Национальная система квалификаций за пять лет прошла важный этап становления и развития. Велико ее значение для формирования в нашей стране современного конкурентоспособного рынка труда, подготовки компетентных специалистов. И теперь важно не останавливаться на достигнутом – обновлять сформированную инфраструктуру, учитывать растущие потребности граждан в подтверждении квалификации.
Открывая пленарную сессию, председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин рассказал о результатах работы Национального совета за пять лет, о наиболее значимых вызовах и о приоритетах развития Национальной системы квалификаций. Создана ее правовая основа и инфраструктура, в работу по ее внедрению вовлечены регионы. Все это особенно важно, поскольку на рынке труда и в профессиональной деятельности происходят значимые перемены, за которыми не успевает система образования.
По мнению Александра Шохина, необходимо и дальше развивать практику независимой оценки, профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ. Вузы и профессиональные колледжи должны своевременно реагировать на изменения в профессиональной деятельности, и в идеале выпускники должны получать диплом об образовании вместе с свидетельством о квалификации, которое подтверждает их готовность к профессиональной деятельности.
Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин подчеркнул, что развитие Национальной системы квалификаций – это задача не только федерального уровня. Как и в национальных проектах, каждый регион здесь сам должен проявлять инициативу, но такое понимание, по его оценке, есть далеко не во всех субъектах Федерации. Вопрос о необходимости применения инструментов Национальной системы квалификаций должны решать, в первую очередь, сами работодателями, договорившись с профсоюзами, заключив отраслевые соглашения. Только так можно обеспечить дальнейшее движение вперед.
Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков отметил, что в быстроменяющемся мире необходимо научиться предугадывать предстоящие изменения и система образования должна готовить специалистов завтрашнего дня. Во время обучения человек должен получить и базовые знания, и универсальные компетенции, и профессиональные квалификации. По мнению Михаила Котюкова, в университетах нужно больше преподавателей-практиков, необходимо прислушиваться к мнению ключевых работодателей и соответствовать тем задачам, которые они видят на своих рынках. Показателем успешности университета становится успешность выпускника.
Руководитель рабочей группы Национального совета по развитию системы профессионального образования и обучения в Национальной системе квалификаций, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов заявил, что этап проб и организационного строительства системы завершен. Система доказала свою жизнеспособность. В применении профессиональных стандартов заинтересовано и государство, особенно, когда речь идет о рисках для жизни и безопасности граждан, и работодатели, финансирующие курсы повышения квалификации и системы аккредитации, и работники, которым необходим документ, значимый на рынке труда.
Развитие Национальной системы квалификаций, по мнению председателя Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова, имеет смысл лишь в том случае, если каждый работник будет понимать связь между уровнем своей квалификации и зарплатой. Получил образование, сдал квалификационный экзамен, и зарплата выросла. Применение профессиональных стандартов не должно приводить к необоснованной интенсификации труда, проще говоря – человек не должен из-за этого работать за троих. «Работник будет стремиться к повышению квалификации и даже из своих средств платить за обучение только в одном случае: если будет знать, что это повлияет на его доходы», - убежден Михаил Шмаков.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования Любовь Духанина считает, что вузы при разработке образовательных программ должны ориентироваться на запросы работодателей и студентов. Механизм независимой оценки квалификаций для выпускников оптимален, и необходимо обеспечить его сближение с государственной итоговой аттестацией.
Подводя итоги дискуссии, генеральный директор АНО «НАРК» Александр Лейбович назвал три главные задачи на будущее: обеспечить прозрачность рынка труда с точки зрения работников и работодателей; оцифровать все, что не требует взаимодействия человека с человеком; обеспечить беспрепятственный вход новых профессий на рынок труда.
В свою очередь, Александр Шохин отметил, что сейчас открыто много возможностей дальнейшего развития Национальной системы квалификаций, и общий настрой дискуссии на форуме показал: необходим качественный рывок, экстенсивный путь никого не удовлетворяет. Национальный совет будет исходить из этого при доработке проекта стратегии развития системы до 2030 года.