Предваряя общение, Владимир Васильев заявил, что задача власти – создать для предпринимательства в республике необходимые условия, конкурентную среду, чтобы бизнесом было заниматься выгодно и комфортно.
«Если мы хотим добиться успеха и сохранить его, бизнес с самого начала должен быть честным и открытым. Все должны знать свои права, если они нарушаются, то надо говорить об этом, а мы в свою очередь должны принимать меры по реагированию, чтобы те возможности, которыми вы располагаете, использовались ради процветания бизнеса и увеличения налоговых поступлений в бюджет», - подчеркнул руководитель региона.
Глава республики заверил предпринимателей в том, что руководство сегодня заинтересовано в процветании бизнеса. «Нам очень важно, чтобы у вас дела шли хорошо. Но при этом нам важно, чтобы вы выходили из “тени”, важно исключить систему поборов и вымогательств. Мы всем даем шанс. Вы все -граждане России, все дагестанцы, я тоже себя считаю дагестанцем. Стараюсь честно служить народу Дагестана. Давайте работать для своего народа», - обратился он к представителям бизнес-сообщества.
Руководитель республики также затронул тему незаконного строительства. По его словам, только на территории Махачкалы около 300 домов построены незаконно. «Сейчас по 30 незаселенным объектам суд принял решение о сносе, судебные приставы начали работу. Непростая ситуация. Качество строительства может привести в любой момент к катастрофе и массовой гибели жильцов. Поэтому нам надо работать честно и по закону. Без вас ничего не получится. Если мы хотим, чтобы наши дети жили в лучших условиях – нужно работать вместе», – подчеркнул Владимир Васильев.
Врио Главы Дагестана также обратил внимание контрольно-надзорных органов на необходимость достижения в работе результативности проводимых проверок: «При этом больше следует заниматься профилактикой нарушений, содержательно, оказывать консультативную помощь предпринимателям, особенно тем, кто только начинает свое дело».
Со своей стороны министр экономики и территориального развития РД Осман Хасбулатов доложил о необходимости, в первую очередь, активно использовать институт предварительной проверки, что не предполагает штрафов при выявлении нарушений, а предполагает их недопущение и носит профилактический характер. «Второе – институт предостережения. Важным при этом является то, что в нем обязательно указывается, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований», - подчеркнул руководитель минэкономики региона.
По экспертным оценкам в России, как отметил Осман Хасбулатов, действует огромное количество обязательных требований. «Считаю, что Минэкономразвития совместно с контрольно-надзорными органами региона нужно разработать основные требования и выставить их на информационных порталах, чтобы предприниматели знали свои права и разговаривали на одном языке с проверяющими», - добавил он.
О мерах по защите прав предпринимателей в регионе рассказал бизнес-омбудсмен Дагестана Мурад Далгатов.
Основным инструментом во взаимодействии бизнеса и государства, по мнению бизнес-омбудсмена, должны стать стимулирование и доверие, но никак не ужесточение контроля. В качестве положительного примера взаимодействия бизнеса и государства он привел реализуемый Роспотребнадзором РД механизм обучения представителей бизнеса. «Считаю, что подобной практикой должны воспользоваться все органы контрольно-надзорной деятельности, так как это способствует формированию открытого и доверительного диалога бизнеса и власти», - сообщил Далгатов.
Выступающий говорил и о необходимости сформировать представление о предпринимателе в глазах общественного сознания как крепкой и устойчивой единицы общества, который, не смотря на всю административную и бюрократическую нагрузку, проблемы во взаимоотношении с государством, продолжает нести громадную социальную пользу, занимаясь исключительно достойным и полезным занятием.
Глава региона поинтересовался у бизнес-омбудсмена, как проводится обучение предпринимателей в регионе. «Возьмите на себя ответственность по обучению успешного ведения бизнеса, а мы будем вас поддерживать», - сказал Владимир Васильев.
Об осуществлении органами прокуратуры республики надзора за соблюдением прав предпринимателей рассказал исполняющий обязанности прокурора Дагестана Изет Гаджиев.
«Защите прав предпринимателей Прокуратурой уделяется значительное внимание. В 2017 году из 15 тысяч планируемых проверочных мероприятий совершено более 9 тысяч проверок. Таким образом количество плановых проверок удалось снизить более чем на 60%», - в частности, отметил он.
Далее мероприятие продолжилось в формате дискуссии. В ходе встречи между представителями власти и предпринимателями состоялся конструктивный диалог. Предприниматели задавали интересующие вопросы и поднимали наиболее актуальные и злободневнее проблемы, с которыми они сталкиваются ежедневно.
Позицию строительного сообщества по обсуждаемым вопросам Али Шахбанов изложил в письменной форме (текст обращения приложен) и передал Главе республики.
В обсуждении также приняли участие Председатель Правительства РД Артём Здунов, Руководитель Администрации Главы и Правительства РД Владимир Иванов, вице-спикер Народного Собрания Дагестана Елена Ельникова, руководители органов исполнительной власти региона и представители бизнес-сообщества республики.
Уважаемый Владимир Абдуалиевич!
Строительная отрасль Республики, занимая второе место в ВРП (18%), переживает непростой период перемен. И то, что Вы придаёте большое значение развитию строительного комплекса и наведению законного порядка в осуществлении строительной деятельности в Республике - добросовестные строители поддерживают.
Законодательная реформа в сфере строительства предполагает повышенные требования к застройщикам и строительным компаниям.
Многие строительные компаниии не соответствуют этим требованиям и ведут латентную деятельность, оказывая серьёзное давление на компании, ведущие легальную, прозрачную деятельность. Такие компании не платят налоги, применяют различные схемы ухода от налоговых платежей, применяя в строительстве некачественные и непредусмотренные проектной документацией строительные материалы и привлекая при этом неквалифицированные рабочие кадры, и имеют возможность демпинговать цены на торгах. Усугубляют ситуацию картельные сговоры и другие антикоррупционные соглашения при осуществлении государственных закупок на строительные услуги.
В результате, добросовестные строительные компании вынуждены работать по ценам ниже порога безубыточности, отказываясь от реновации основных средств, экономя на затратах на рабочий персонал, в т.ч. на заработной плате, на повышении квалификации работников, обеспечение охраны труда и техники безопасности, на качество строительных объектов и т.д. (что в конечном итоге влияет на налоговую базу Респулики).
Из-за неопределенности будущего и отсутствия перспективы строительные компании опасаются инвестировать в собственное развитие, приобретение новых строительных машин и механизмов, инновационных технологий, содержать в штате рабочие кадры и повышать их квалификацию.
В этих условиях добросовестные строительные компании нуждаются в обеспечении цивилизованного конкурентного рынка строительных услуг и создании равных условий ведения бизнеса. И это - задача государственных контрольно-надзорных служб.
Мы полагаем, что контрольные службы, понимая текущее состояние строительной отрасли и необходимость изменения этой ситуации в целом, должны использовать в процессе своей работы не только репрессивные меры, конечной целью которых является "наказание", но и профилактические мероприятия и консультирование бизнеса. Важно, чтобы началось коренное изменение идеологии контрольно-надзорных органов, обеспечение партнерских отношений, нацеленных на работу по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений, снижение административных нагрузок на бизнес, внедрение эффективных механизмов предупреждения и профилактики коррупционных проявлений, стимулирование выхода бизнеса из теневой экономики, обеспечение поступления налоговых платежей, максимальное снижение финансовых издержек, связанных с разрешительной и контрольно-надзорной деятельностью.
При организации строительного надзора необходимо:
• применить риск-ориентированный подход и стимулировать бизнес к устранению этих рисков;
• избавить добросовестные и законопослушные организации с низким уровнем риска от ненужных проверок и стимулировать их к развитию производства;
• создать рабочие места;
• обеспечить поступление налоговых платежей.
Разрешительная деятельность, допуск на рынок строительства и контрольно-надзорная деятельность - тесно взаимосвязаны и должны действовать скоорднированно и по прозрачным и понятным правилам. Отсутствие такой работы привело к тому, что происходит сейчас вокруг долевого строительства многоквартирных домов в городах Дагестана.
Уважаемый Владимир Абдуалиевич!
Для обеспечения такой работы необходимо конструктивное взаимодействие всех участников строительного рынка и придание единого вектора развития отрасли через создание межведомственного Координационного Совета.
Президент Ассоциации СРО
"Гильдия строителей СКФО"
А. Б. Шахбанов