В мероприятии приняли участие общественные организации, предприниматели, представители республиканских, муниципальных органов власти, территориальных органов федеральных органов власти, контрольно-надзорных органов, а также средств массовых информаций. Профессиональное строительное сообщество на слушаниях представлял Президент Ассоциации СРО «Гильдия строителей СКФО» Али Шахбанов.
Рассказывая о ситуации в сфере государственного заказа в Республике Дагестан, руководитель Дагестанского УФАС России Курбан Кубасаев сосредоточил внимание участников слушаний на основных нарушениях, которые допускают заказчики, последних изменениях федерального закона №44 «О контрактной системе…».
«В 2016 году 760 закупок, проведенных на территории Дагестана, содержали 1090 нарушений федерального закона «О контрактной системе…»: 347 республиканских закупок (508 нарушений), 330 муниципальных закупок (433 нарушения), 83 федеральные закупки (149 нарушений). Что касается первого квартала 2017 года, то в 237 закупках (15 – федеральных заказчиков, 118 – республиканских, 104 – муниципальных) специалистами Дагестанского УФАС России было выявлено 259 нарушений (16 – у федеральных заказчиков, 135 – у республиканских, 108 – у муниципальных)», - сообщил руководитель УФАС.
По информации антимонопольной службы Дагестана, в 2016 году было аннулировано республиканских закупок на сумму более 8 млрд. рублей, а в I квартале 2017г. – около 900 млн рублей.
Что касается административного обжалования в строительстве, то, по мнению Курбана Кубасаева, это реальная возможность для строительных компаний повлиять на противоправные действия или бездействие государственных органов, муниципальных властей и инженерно-технических организаций, отвечающих за сферу строительства.
«Несмотря на то, что с момента вступления данных норм в силу прошло около полутора лет, в адрес Дагестанского УФАС России поступила всего одна жалоба на действия администрации городского округа «город Махачкала», выразившихся в невыдаче разрешения на строительство многоквартирного дома. Управлением архитектурно-строительного надзора Махачкалы разрешение на строительство оформлено и выдано еще до возбуждения Дагестанским УФАС антимонопольного дела, поэтому должностные лица администрации Махачкалы к административной ответственности не привлекались», - рассказал руководитель антимонопольной службы Дагестана, призвав присутствующих на слушаниях представителей строительных компаний активней отстаивать свои интересы посредством процедуры административного обжалования.
Не осталась без внимания и еще одна насущная для Дагестана проблема – нарушения в земельной сфере.
«В последнее время в Дагестане участились случаи предоставление земельных участков под строительство многоквартирных жилых домов в обход антимонопольного, градостроительного и земельного законодательства, путем изменение вида разрешенного использования земельного участка. Среди основных нарушителей такие муниципалитеты, как Махачкала (288 подобных нарушений), Каспийск (72), Избербаш (43)», - отметил Курбан Кубасаев.
Руководитель Дагестанского УФАС России констатировал, что из 558 нарушений требований антимонопольного законодательства в сфере строительства в период 2015 – 2016 годов 403 - связаны с изменением разрешенного использования земельных участков (72%).
В своём выступлении Али Шахбанов отметил масштабные изменения в системе саморегулирования в строительстве, связанные с окончательным вступлением в силу с 1 июля Федерального закона N 372-ФЗ . «С 1 июля прекращают своё действие Свидетельства о допуске к выполнению видов работ, которые ранее выдавались строительным организациям – членам СРО. Работы по договорам строительного подряда свыше трех миллионов рублей должны будут выполняться только индивидуальными предпринимателями и строительными организациями (генеральными подрядчиками) – членами СРО. Требования нового закона направлены на совершенствование механизмов саморегулирования, повышение уровня ответственности СРО и степени защиты интересов заказчика и потребителей строительных услуг. На СРО ныне возлагаются обязанности не только предупреждать причинение вреда третьим лицам, но и возлагаются обязанности обеспечения договорных обязательств между заказчиком и подрядчиком – членом СРО. Для обеспечения имущественной ответственности перед заказчиком и потребителями строительных услуг создаются два компенсационных фонда: компенсационный фонд возмещения вреда при причинении вреда третьим лицам и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, гарантирующий заказчику исполнение условий договора подряда (контракта). Также создается единая система разработки и внедрения стандартов НОСТРОЙ, внутренних документов СРО и профессиональных стандартов. Создается Национальный реестр специалистов, который позволит создать базу квалифицированных специалистов по организации строительства. Теперь в штате строительных компаний должны быть не менее двух специалистов по организации строительства, включенных в Национальный реестр.
Проблемы госзакупок сегодня находятся под пристальным вниманием государства, СМИ, общественности. Закон устанавливает право СРО осуществлять контроль исполнения договоров членами СРО и общественный контроль при проведении соответствующих закупок. Но, к сожалению, здесь имеется ряд нерешенных проблем. На наш взгляд одна из главных проблем государственных закупок в сфере строительства – проблема несовершенства взаимоотношений «заказчик – подрядчик». С одной стороны – неквалифицированный заказчик, с другой – неквалифицированный подрядчик. Одни не могут грамотно сформулировать техническое задание и проконтролировать его исполнение, вторые не способны качественно и в срок построить объект» - отметил он.
В ходе публичных слушаний участники обсудили проблемы, с которыми они сталкиваются, как в сфере государственных закупок, так и в земельной сфере, озвучили свои предложения по изменению ситуации в этих направлениях, а также отметили необходимость проведения подобных мероприятий органами власти всех уровней.