В работе сессии приняли участие руководитель СРО Ассоциации «ГС СКФО», член Совета НОСТРОЙ по профессиональным квалификациям в строительстве Али Шахбанов, начальник отдела профессионального образования Министерства образования и науки РД Гаджияв Гаджиев, представители Республиканского молодежного центра занятости "Успех", ГПОБУ «Республиканский инженерный колледж им. С. Орджоникидзе», ОАО «Завод Дагдизель» и др.
Выступление руководителя Гильдии строителей Али Шахбанова на тему: "Вопросы обеспечения предприятий и организаций строительного комплекса квалифицированными кадрами" вызвало у участников мероприятия особый интерес. Поэтому предлагаем Вашему вниманию полный текст выступления Али Шахбанова:
Уважаемые участники Форума!
Принятые программы развития Дагестана и реализуемые Инвестиционные проекты, а также развивающаяся предпринимательская инициатива в различных секторах экономики Республики, указывают на необходимость обеспечения всех отраслей экономики высококвалифицированными специалистами.
Особенно, это важно в строительной отрасли, когда нужно обеспечить высокое качество и безопасность возводимых объектов, внедрять современные архитектурные и инженерные решения, энергоэффективные технологии и экологические, качественные строительные материалы.
В своем ежегодном Послании Народному собранию Глава Республики Р. Абдулатипов обратил внимание на явное перепроизводство выпускников с высшим образованием, порой, невостребованных на рынке труда безграмотных специалистов с дипломами, а говоря о начальном профессиональном образовании, призвал к его восстановлению и развитию, но на совершенно новом уровне, соответствующем требованиям работодателей. Действующая система образования плодит безработицу и делает систему образования неконкурентоспособной.
Результаты проведенных нами опросов членов саморегулируемых организаций (потенциальных работодателей), которые насчитывают в своих рядах более 1000 строительных организаций, численностью более 15 тыс. специалистов различных профессий (дорожников, энергетиков, строителей жилья, социальных и промышленных объектов), выявили их существенную неудовлетворенность качеством подготовки специалистов в ВУЗах и выпускников начальных и средних профессиональных учреждений. Трудно найти на рынке труда профессионалов, способных качественно обслуживать строительное производство.
В то же время, отсутствие гарантированных заказов на строительство со стороны государства и инвесторов не позволяет работодателям содержать в штате организации квалифицированных рабочих и ИТР. Как следствие, работодатели не заинтересованы в формировании заказов на подготовку нужных им специалистов на перспективу, прибегают к услугам неквалифицированных мигрантов, а наша молодежь остается нетрудоустроенной.
В связи с этим, особую актуальность вызывает необходимость изменения принципиального подхода к организации системы профессиональной подготовки кадров.
НОСТРОЙ и саморегулируемые организации с первых дней своей деятельности определили подготовку кадров в качестве одного из приоритетных направлений. На сегодняшний день требуется детальная проработка вопросов о конкретных формах партнерства бизнеса и образования, позволяющих работодателю реально влиять на качество подготовки специалистов, организацию учебного процесса и производственной практики, стажировки учащихся, оказывать образовательным учреждениям финансовую и материальную помощь. При этом, прогноз кадровых потребностей должен осуществляться при непосредственном участии работодателей, при решающей роли государства.
Бизнес-сообщество дает соответствующую информацию, с учетом результатов мониторинга рынка труда, а государство выстраивает структурную и промышленную политику для оптимизации перечня востребованных специальностей, создания системы профессиональных стандартов, отраслевых и региональных центров дополнительного и профессионального образования, создания независимой системы оценки уровня квалифиций работников по новым профессиональным стандартам.
Это даст возможность повысить производительность труда, а также даст мотивацию работодателям для создания новых высокопроизводительных рабочих мест. Наша молодежь сама будет выбирать интересную для себя специальность, которая будет более востребована на рынке труда, и, конечно, увеличится заработок.
Поднимая престиж рабочих профессий в строительной отрасли, необходимо отметить, что в этом направлении в Республике ведется определенная работа.
Гильдия строителей СКФО и я, как член Совета по профессиональным квалификациям (НОСТРОЙ) при Президенте РФ, организовали в Махачкале Круглый стол на тему: «Формирование справочника востребованных, новых и перспективных профессий в строительной отрасли», с участием представителей НОСТРОЙ, работодателей, Минобранауки РД, Министерства труда.
В результате обсуждения, были даны предложения по 50-ти строительным профессиям. Резолюция Круглого стола была передана в Министерство труда и социальной защиты РФ, Минстрой РД.
Советом по профквалификациям утверждены и переданы в Минтруда РФ 60 профессиональных стандартов. (В проекте Постановления РД «О подготовке кадров» Минобрнауки необходимо учесть мнение строительного сообщества).
Нами в 2010 году был учрежден Северо-Кавказский институт повышения квалификации кадров строительного и жилищного комплекса, на базе которого создан первый в России базовый Ресурсный центр НОСТРОЙ по подготовке высококвалифицированных рабочих строительных специальностей. В целях популяризации строительных профессий, проводятся «Курсы подготовки Экспертов СРО» и региональные этапы Национального конкурса «СТРОЙМАСТЕР» среди саморегулируемых организаций СКФО.
В марте 2015 г. в г. Каспийск для студентов Республиканского строительного колледжа №2 специалисты «KNAUF Краснодар» провели мастер-классы по презентации образовательных программ компании «KNAUF»: монтаж каркасно-обшивных конструкций, монтаж сборных стяжек пола, штукатурные работы и утепление наружных стен. Достигнуто Соглашение с компанией «KNAUF» о создании в институте учебного центра по обучению приемам работ с сухими строительными смесями «KNAUF» и со строительными машинами «KNAUF - PFT».
Подписано Соглашение о сотрудничестве с Минтруда РД по подготовке квалифицированных рабочих строительных специальностей из числа незанятого населения, стажировке на наших строительных площадках и их трудоустройстве в наших компаниях. Мы направили в Минобрнауки РД проект Соглашения о сотрудничестве, в котором прописаны наши предложения и механизмы государственно-частного партнерства в сфере подготовки кадров. Есть надежда, что наши предложения будут наконец-то рассмотрены, и мы достигнем договоренности в столь важном вопросе, как подготовка квалифицированных кадров.
Необходимо отметить, что Минобрнауки РД провело реорганизацию и укрупнение учреждений начального и среднего профессионального образования Республики, в результате чего, из 32-х учреждений осталось-23, в т.ч. в результате неоднократных обращений Гильдии строителей СКФО, были созданы Республиканский строительный колледж №1 на базе ПУ №17 и ПУ № 21 (г. Махачкала), и Республиканский строительный колледж №2 на базе ПУ №6 (г. Каспийск).
Развитие содержания и структуры среднего профессионального образования предполагает приоритетную работу в рамках различных мероприятий. Это, в частности, создание профессиональных образовательных программ, четко ориентирующихся на практические умения, значимые для конкретной отрасли экономики или социальной сферы; совершенствование механизма социального партнерства с работодателями, ассоциациями и отраслевыми союзами на договорной основе по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена, с целью определения требований к компетенции выпускников, с обязательной независимой оценкой этих компетенций.
Учитывая возрастающую инвестиционную составляющую в экономике нашей Республики и трудоизбыточность региона, нужно создавать организационно-правовые и экономические механизмы развития системы подготовки высококвалифицированных кадров, с целью их трудоустройства как на создаваемых рабочих местах в Республике, так и в других регионах России, где имеется дефицит трудовых ресурсов.
В РФ создается система профессиональных стандартов. На основе этих стандартов нам необходимы отраслевые и региональные центры дополнительного профессионального образования. Необходимо создать систему оценки уровня квалификации работника по новым профстандартам. Нужны новые законы, нормативные акты, позволяющие создать национальную систему профессиональных квалификаций.