Как отмечают члены Комитета, чаще всего встречаются следующие нарушения № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:
Статья 8. Принцип обеспечения конкуренции: заказчики намеренно допускают ошибки при размещении извещения о закупке, пишут латиницей определенные буквы, что дает сложное и «запутанное» описание предмета торгов. Это затрудняет участникам поиск заказа в базах. Такие действия заказчика рассматриваются как нарушение, так как это влечет к ограничению конкуренции.
Статья 42. Извещение об осуществлении закупки и статья 63 Извещение о проведении электронного аукциона: в извещении не содержится информация о размере обеспечения заявок на участие в закупке и размер обеспечения исполнения контракта, нарушаются сроки проведения мероприятий по осуществлению закупки.
Статья 64. Содержание документации об электронном аукционе: конкурсная документация представляется не в полном объеме. Встречаются случаи, когда к документации об электронном аукционе не прилагается проект контракта с победителем аукциона, который является неотъемлемой частью этой документации. Не размещена информация о контрактной службе, контрактном управляющем, которые несут ответственность за заключение контракта и т.д.
Также, заказчиком размещается документация с ошибками или требуется предоставить не предусмотренные законом документы. В целях развития добросовестной конкуренции Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что требовать от участника размещения заказа документы и сведения, не предусмотренные законом, запрещается. В отношении участника согласно ст.31 44-ФЗ могут быть затребованы документы о соответствии данного участника требованиям закона. В случае, если предметом торгов является проведение работ, на которые в соответствии с положениями Градостроительного кодекса требуется выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким видам работ, то заказчик вправе установить требование о предоставлении в составе заявки соответствующего свидетельства, а участник размещения заказа в данном случае обязан его предоставить.
Однако некоторые заказчики запрашивают документы и информацию, которую участники размещения заказа не имеют и не должны предоставлять на стадии участия в торгах. Указанные действия заказчика являются неправомерными.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление строительства объектов капитального строительства в соответствии со сметной документацией. В заявке на участие участник должен дать согласие на выполнение конкретного, установленного заказчиком в надлежащем порядке объема работ, а также предложить цену, за которую сможет выполнить установленный документацией объем работ. При этом цена и объем работ по строительству должны быть рассчитаны из утвержденной проектно-сметной документации. Таким образом, если нет утвержденной проектно-сметной документации, участник размещения заказа не сможет правильно рассчитать цену и объем работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и другим показателям, связанным с определением соответствия поставляемого товара или выполняемых работ.
Справка: Не требуется разработка проектно-сметной документации в случаях, если необходимо выполнить работы по текущему ремонту. При этом многие заказчики не до конца понимают основные отличия текущего ремонта от капитального. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо обратиться к нормам Градостроительного кодекса (далее — ГрК РФ). Так, согласно п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (например, замена лифтов или инженерных коммуникаций). Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей (сформулировано в постановлении Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (например, покраска стен, оклейка стен обоями).
По инициативе руководителя Гильдии строителей СКФО Али Шахбанова в 2015 г. Комитет провел опрос строительных организаций-членов СРО по выявлению основных проблем, с которыми они сталкиваются при участии в закупках на заключение государственных и муниципальных контрактов.
Анализ результатов опроса показал, что строительные организации испытывают трудности в получении банковской гарантии, сложности по обеспечению заявок, связанные с отсутствием собственных оборотных средств, завышенными требованиями банков по предоставлению кредитов и залоговому обеспечению. Наибольший процент получили ответы о наличии коррупционной составляющей в системе закупок и несвоевременном размещении извещения о проведении закупки на официальном сайте закупок.
Также, Комитет напоминает, что с 01 января 2016 г. вводится в действие ряд изменений. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 №36 с 01.01.2016 г. вводится в эксплуатацию Единая информация Система в сфере закупок (ЕИС), заказчики обязаны составлять планы закупок (на срок действия акта о соответствующем бюджете) и ежегодные планы-графики закупок. Вводится нормирование - установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе их предельной цены (более подробно в ниже Приведенной таблице).
Таблица:
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 188-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ФЗ от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
Вносится поправка в Закон о контрактной системе в сфере закупок. Заказчиков обязали размещать в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения при проведении закупки запрета (ограничения) на допуск иностранных товаров, работ, услуг.
|
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
|
С 1 января 2016 года вступают в силу положения по планированию и нормированию закупок. Заказчики обязаны составлять планы закупок (на срок действия акта о соответствующем бюджете) и ежегодные планы-графики закупок. Вводится нормирование - установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе их предельной цены. Это должно исключить необоснованное приобретение предметов роскоши и товаров (услуг) категории "люкс". Предусмотрено обязательное общественное обсуждение закупок на сумму более 1 млрд руб. |
Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. N 1287 "О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 909" |
Правительством РФ определен официальный сайт для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru). Установлено, что на нем публикуется информация о проведении открытых конкурсов на право заключения соглашения о государственно- или муниципально-частном партнерстве. Кроме того, на данном ресурсе размещаются решения о реализации проекта государственно- или муниципально-частного партнерства в целях принятия заявлений о намерении участвовать в вышеуказанном конкурсе. |
Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2015 г. N 1250 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг" |
В связи с переходом на новую классификацию (ОКПЭД и ОКВЭД заменены на ОКПД2 и ОКВЭД2) скорректированы постановления Правительства РФ о порядке подготовки и размещения в ЕИС в сфере закупок отчета об исполнении госконтракта и об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, которые способны поставить, выполнить, оказать только исполнители, имеющие необходимый уровень квалификации. |
Постановление Правительства РФ от 29 октября 2015 г. N 1168
|
Утверждены правила размещения планов и планов-графиков в единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок. Приведен перечень заказчиков, на которых возложены полномочия по осуществлению планирования централизованных закупок. Это госзаказчики, действующие от имени государства, а также ФГБУ, ФГАУ, региональные учреждения и др. Отдельные организации действуют в рамках полномочий, переданных Российской Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными органами, госкорпорациями Росатом и Роскосмос и внебюджетными фондами. Такие заказчики размещают планы от лица указанных органов и корпораций. Федеральные заказчики размещают планы в ЕИС через информсистему управления общественными финансами "Электронный бюджет". Региональные заказчики заполняют экранную форму веб-интерфейса ЕИС или размещают планы через региональные или муниципальные информсистемы. Планы и планы-графики размещаются в ЕИС в течение 3 рабочих дней со дня их утверждения или изменения, заверяются электронной подписью. Перед размещением планов происходит автоматическая форматно-логическая проверка информации на предмет соответствия установленным требованиям. Указанные правила применяются также при корректировке планов. |
Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. N 926 "Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)"
|
С 1 января 2016 г. вводится нормирование в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Оно предполагает установление правил определения требований к закупаемым товарам, работам, услугам, в т. ч. их предельных цен, а также самих требований. Прописан общий порядок установления указанных правил и требований. В частности, правила определения требований предусматривают обязательный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительские свойства и другие характеристики (в т. ч. предельные цены) и (или) обязанность государственных и муниципальных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами устанавливать значения таких свойств и характеристик. Требования к закупаемым товарам, работам, услугам, в т. ч. их предельные цены, утверждаются указанными органами в форме перечня отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых устанавливаются потребительские свойства и иные характеристики, влияющие на их цену. Это ведомственный перечень. Определено, как составляются обязательный и ведомственный перечни. Так, ведомственный перечень формируется с учетом функционального назначения товара и должен позволять обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводить к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или относятся к предметам роскоши по российскому законодательству. |
Постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. N 555 "Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования"
|
Утверждены Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Обоснование осуществляется заказчиками при формировании и утверждении планов и планов-графиков закупок. Приведены формы обоснований для обоих случаев. Они предусматривают обоснование выбора объектов закупки, начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). |
Постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. N 554 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг"
|
Обновлены требования к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для региональных и муниципальных нужд, а также к их форме. В частности, скорректирован порядок включения информации об отдельных закупках и внесения изменений в планы-графики. Это обусловлено соответствующими поправками в Закон о контрактной системе в сфере закупок. Кроме того, срок вступления в силу требований перенесен с 1 января 2015 г. на 1 января 2016 г. В остальном - новые требования дублируют предыдущие. Прежние требования утрачивают силу со дня официального опубликования постановления. |
Постановление Правительства РФ от 6 марта 2015 г. N 198 "Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 году" |
Закон о контрактной системе позволяет в 2015 г. изменить по соглашению сторон срок исполнения, и (или) цену контракта, и (или) цену единицы товара, работы, услуги, и (или) количество последних (включая договоры, заключенные до вступления в силу закона), срок исполнения которых завершается в этом году. |
Постановление Правительства РФ от 5 марта 2015 г. N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" |
Одной из антикризисных мер является предоставление госзаказчиками отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списание их сумм. Эта мера призвана поддержать стабильное функционирование системы госзакупок. Постановление действует до 1 января 2016 г.
|
Приказ Министерства экономического развития РФ от 29 июня 2015 г. N 422 "Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки"
|
С 1 января 2016 г. в документах о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд указывается идентификационный код закупки. Он приводится, в частности, в плане закупок, плане-графике, извещении и документации о закупке, контракте. Установлен порядок формирования идентификационного кода закупки. Код соответствует одной закупке (одному лоту, если закупка осуществляется путем формирования нескольких лотов), за исключением отдельных случаев. Код формируется заказчиком и состоит из 36 разрядов. Он содержит год размещения извещения о закупке, идентификационный код заказчика, номер закупки, код объекта закупки и код вида расходов по бюджетной классификации. |
Работа Комитета по общественному контролю в сфере закупок СРО Ассоциации «ГС СКФО» продолжается. По всем вопросам обращаться по тел.: +7 (8722) 60-28-73, 60-28-74.
Пресс-служба Гильдии
Информация предоставлена
Комитетом ОК в сфере закупок
СРО Ассоциации "ГС СКФО