Гражданские сооружения на территории Древнего Дербента Ханский дворец в цитадели. На основе архивных материалов удалось сделать реконструкцию двух бекских домов разных типов. Дом Ибрагим-бека относится к типу домов с нерегулярной планировкой. Арочный портал с улицы ведет в небольшой крытый дворик-вестибюль, откуда три входа ведут в хозяйственный двор, в примыкающее к нему хозяйственное помещение первого этажа и по лестнице через небольшой коридор выводят в парадный двор, на который выходят фасады главного здания и небольшого двухэтажного павильона. Здесь же помещается навес и источник воды. В центре главного здания устроен вход, который ведет в небольшой вестибюль, куда выходят двери двух расположенных по сторонам от вестибюля комнат. Из этого же вестибюля по лестнице можно попасть в расположенные несколько выше два других помещения. Дом Имангул-бека является примером жилого комплекса с регулярной планировкой. С улицы он имеет три входа, два из которых ведут в изолированные от жилых помещений комнаты первого этажа, по всей вероятности, хозяйственного или торгового назначения. Главный парадный вход в виде большого арочного портала ведет в восьмигранный вестибюль, из которого через небольшой коридор попадали во двор. На этот двор выходили почти все оконные и дверные проемы окружавших его с трех сторон двухэтажных корпусов. С четвертой стороны (со стороны входа) двор замыкался глухой стеной, обработанной арочными нишами, в двух из которых были дверные проемы. В центре двора восьмиугольный бассейн.
Гражданские сооружения, исторические жилые постройки. В начале 1970-х гг. раскопки (А.А. Кудрявцев) в цитадели выявили постройки албано-сарматского времени (I—III вв. н. э.). Это были характерные для местной дагестанской строительной традиции каменные строения, в основном небольшие однокамерные здания из крупного бутового камня на глиняном растворе. Реже встречаются многокамерные постройки. В помещениях — глинобитный пол и напольный очаг в углу. Встречаются и остатки зданий из хорошо обработанного камня. Найдены и камни с орнаментальной резьбой. У южной городской стены в верхней части города археологическими раскопками было частично вскрыто древнейшее в Дербенте жилое здание из жженого квадратного кирпича шириной 'около 8,5 м, длиной более 20 м. Толщина стен — 1,3 м, сохранившаяся высота — более 3 м. Раскопками выявлено четыре известковых пола, соответствующих четырем этапам функционирования здания в VIII—XIII вв. Найдены орнаментированная поливная и неполивная посуда, многочисленные стеклянные украшения и изделия, медные и серебряные монеты, декоративный резной стук. Судя по всему, обитатели здания принадлежали к городской знати средневекового Дербента. На рисунке Олеария показаны различные типы домов: в основном двухэтажные постройки с плоскими крышами. Не сохранились до настоящего времени в первоначальном виде и жилые дома, построенные в XVIII в. Однако представить их помогают архивные материалы и сведения путешественников, посещавших Дербент в XVIII и начале XIX в. Гмелин, посетивший Дербент в 1770 г., пишет: «Каждый дом сделан четвероугольно и обнесен особливою каменною стеною, жилые покои приделаны к одной или другой стороне стены и идут вдоль оной. Место оконниц заступают деревянные решетки и вместо шкафов в круг по стенам в избах сделаны четвероугольные печурки (вероятно, речь идет о стенных нишах. — С. X.). Покои нагреваются от каминов, а погребов совсем не знают: большая часть домов состоит ... из одного жилья, есть также иные о двух и более. Порядочных кухней не имеется». По словам В. П. Бакуниной, участвовавшей в походе 1796 г., в Дербенте «дома высокие, с толстыми стенами, выстроены из тесаного камня, с крошечными окнами, в которых рамы заменяются решетками».
Гражданские сооружения - караван-сарай и ханский дворец. Армянская церковь. XIX в. Караван-сарай, ханский дворец в цитадели и комплекс Джума-мечети — три самых крупных сооружения старого Дербента. Художественно обработанные фасады и парадно оформленные внутренние дворы их образовывали замкнутые в себе композиции, сообщавшиеся с внешним пространством города через монументальные порталы. Контрастом к таким традиционным для восточных городов приемам создания архитектурного ансамбля выглядела реконструкция части цитадели в первой половине XIX в., когда русским гарнизоном велись в Дербенте значительные строительные работы. Это строительство не могло не отразить характерных черт господствовавшего тогда в русской архитектуре стиля ампир, особенно в таких сооружениях, внешнему облику которых придавалось особое значение. Среди них наибольший интерес (наряду с уже описанными выше воротами Баят-капы) представляет гауптвахта в цитадели, где, кроме того,русским гарнизоном было построено большое количество различных зданий: лазарет, артиллерийские склады, погреба и т. д. Гауптвахта. Постройка каменной гауптвахты завершила реконструкцию всей цитадели. Перестроенный под казармы ханский дворец с его главным фасадом, обращенным во двор, не мог стать основным зданием вновь создаваемого ансамбля, так как для русской архитектуры этого периода было характерно совершенно иное понимание объемно-пространственной организации комплекса. Главное здание в ампирных ансамблях обычно располагалось в центре, и его фасад был обращен в сторону основного подхода к нему. В условиях сложного рельефа цитадели трудно было создать ансамбль с регулярной планировкой. Однако строители гауптвахты с большим мастерством использовали рельеф. Созданные ими искусственные террасы, подпорные стенки и каменные лестницы (одна в плане — в виде четверти круга) дали возможность при подходе к гауптвахте со стороны восточных ворот цитадели видеть это здание с аркадой в различных ракурсах.
Гражданские сооружения внутри крепостных стен Дербентской крепости. Первая половина XIX в. Примером жилой постройки первой половины XIX в. может служить сохранившийся дом, где, по преданию, жил Александр Бестужев Марлинский. Это двухэтажный жилой дом, построенный (или капитально перестроенный) для нужд русского гарнизона. В его планировке, конструкциях и архитектурных формах видно соединение местной строительной традиции (тип каменной кладки, деревянные связи, плоская кровля, ниши в комнатах) с ампирными архитектурно-композиционными приемами (большие окна, ниши с сандриками на фасаде, членение фасада на цокольную и основную часть и др.). Строились в этот период и жилые дома в духе местной архитектурной школы. Сохранились (например, на ул. Крупской) построенные из дербентского камня дома с монументальными арочными стрельчатыми порталами (со «скамейками» с двух сторон от проема — как в портале Кырхляр-мечети и в других подобных порталах). Существовали в Дербенте в первой половине XIX в. и кирпичные жилые здания. Одно из них еще в довоенные годы стояло вблизи ворот Кырхляр-капы. Его кладка из плоских кирпичей, характерных для некоторых построек Дербента (своды Джума-мечети и секции центральной части медресе), хорошо видна на старой фотографии. Это двухэтажный дом, первый высокий этаж которого выходил на улицу двумя стрельчатыми арками, обрамленными прямоугольными ниш- ками. В первом этаже, по-видимому, помещалась торговая лавка. Второй этаж жилой, с навесным балконом.
Гражданские сооружения внутри крепостных стен Дербентской крепости Первая половина XIX в. Примером жилой постройки первой половины XIX в. может служить сохранившийся дом, где, по преданию, жил Александр Бестужев Марлинский. Это двухэтажный жилой дом, построенный (или капитально перестроенный) для нужд русского гарнизона. В его планировке, конструкциях и архитектурных формах видно соединение местной строительной традиции (тип каменной кладки, деревянные связи, плоская кровля, ниши в комнатах) с ампирными архитектурно-композиционными приемами (большие окна, ниши с сандриками на фасаде, членение фасада на цокольную и основную часть и др.). Строились в этот период и жилые дома в духе местной архитектурной школы. Сохранились (например, на ул. Крупской) построенные из дербентского камня дома с монументальными арочными стрельчатыми порталами (со «скамейками» с двух сторон от проема — как в портале Кырхляр-мечети и в других подобных порталах). Существовали в Дербенте в первой половине XIX в. и кирпичные жилые здания. Одно из них еще в довоенные годы стояло вблизи ворот Кырхляр-капы. Его кладка из плоских кирпичей, характерных для некоторых построек Дербента (своды Джума-мечети и секции центральной части медресе), хорошо видна на старой фотографии. Это двухэтажный дом, первый высокий этаж которого выходил на улицу двумя стрельчатыми арками, обрамленными прямоугольными ниш- ками. В первом этаже, по-видимому, помещалась торговая лавка. Второй этаж жилой, с навесным балконом.
Гражданские сооружения, цитадель, гаупвахта, ханский дворец. Участник похода 1796 г. П. Г. Бутков, посетивший цитадель через три дня после вступления русских войск в Дербент, пишет: «Я был в ханском доме. Оный построен в Нарын-Кале, в два этажа, из дикого камня, на высоте, которая командует всем городом. Покои, где жил хан и его сестра, состоят в четвероугольнике так, как в Зимнем дворце. Посредине бассейн. В той части, которая лицом лежит к городу, сделана галерея, выше всего дома; вправо, влево и напротив галереи состоят покои же наружным амфитеатром, где стены, так как и в комнатах, украшены живописью. ... Картины сии представляют: иная сражение древних азиатцев, где председательствующий едет на слонах, иная — любовные свидания, а иная — всадников, догоняющих на лошадях и убивающих саблею оленей и проч.; потолки же украшены цветами. Из сего амфитеатра по сторонам двери в комнаты, где, исключая одной комнаты ханской сестры, стены живописью не украшены, но только чисто выштукатурены. В комнатах много было небольших зеркал и других украшений... Окна в комнатах составлены из маленьких разноцветных стекол и кажут наипрелестный вид радуги, а особливо, когда солнце лучи свои в стекло бросает. Сии окна с стеклом только к городу, а внутренние без стекол и с занавесями и затворами. Причина сему то, что они не имеют большой стужи и сырого воздуха. Чертежи и описания 1796 г. свидетельствуют, что дворцовый комплекс в цитадели состоял из двух частей — новых корпусов, примыкавших к восточной стене (среди них выделялось здание с квадратным двором), и старого комплекса служебных помещений в северо-западном углу цитадели, в месте нахождения прежнего дворца правителя города (археологическими раскопками последних лет в этой части цитадели вскрыто пять архитектурных комплексов средневековых ханских дворцов XII — первой половины XVIII в.).
Загадочные объекты древнего Дербента - рукотворные земляные холмы в его окрестностях, расположенные в направлении с севера на юг. Севернее Дербента расположены Башмак-тепе, Караул-тепе, Алим-тепе, Курчи-тепе, Большой курган. Местность южнее города беднее курганами, между которыми выделяются Довшан-тепе и курганы на Палас-сырте. Происхождение, а главное, предназначение этих курганов до сих пор конкретно не установлены. На. некоторых из них были раскопаны могильники, представляющие собой каменные склепы. Таковые в районе Дербента встречаются повсеместно. Загадочность этих таинственных курганов породила множество легенд, связанных с ними. Так, например, одна из них утверждает, что курган Башмак-тепе образовался от пыли сапог воинов Александра Македонского. Согласно другой легенде этот курган отсыпали строители Дербентской крепости. По велению шаха Хосрова Ануширвана в честь ознаменования конца работ, они принесли на это место землю, снятую с башмаков. Некоторые исследователи связывают курганы с именем грозного завоевателя Тамерлана: якобы он с помощью курганов отмечал границы своих владений. К сожалению, от многих курганов мало что осталось, так как они безжалостно уничтожаются нашими «доблестными» мелиораторами, хлеборобами, виноградарями и дорожниками.
Планировка и застройка средневекового Дербента. Верхняя часть города была заселена лишь до Джума- мечети. В VIII—X вв., значительная часть территории города между крепостными стенами была постепенно освоена, хотя большая плотность застройки была характерна для кварталов, примыкающих к цитадели, и для района порта. В «Дербент-наме» арабский полководец Маслама-бен-Абдул-Малик разделил город на семь магалов (кварталов), в каждом из которых была построена мечеть. Кроме того, была сооружена большая соборная мечеть — Джума-мечеть.
Крестово - купольный храм (архитектурный памятник IV века) Кырхляр-мечеть (XVII В.), действующая мечеть и памятник архитектуры. Внешний облик Кырхляр-мечети характерен для дербентской архитектуры и очень прост. Мечеть построена в виде прямоугольника, вытянутый с запада на восток, центр которого перекрыт стрельчатым каменным куполом (пролёт 7м), боковые части перекрыты тремя сферическими куполами. Все секции, перекрытые куполами, отделяются друг от друга стрельчатыми арками, опирающимися на пилястры и два столба. Главный фасад выполнен из хорошо отёсанного камня с арочным порталом, который является единственным художественно - архитектурным элементом фасада. Освещается мечеть четырьмя окнами в основании купола и двумя окнами в восточной стене. Возможно, здание мечети неоднократно ремонтировалось, о чём свидетельствуют многочисленные резные надписи в разных местах. На одном из внутренних столбов мечети имеется камень с персидской надписью: «Построено это победоносным шах Аббасом Бахадур (храбрый) ханом Хусейни И старанием Кара-хан-бека Суважлу Сына Пулад-бека. Там радостный уголок, Будто там взор Аллаха. 1036г. по мусульманскому летоисчислению (1626/7гг.)» Видимо, мечеть была построена в 1626г Карахан-беком Суважлу, правителем Дербента по велению шаха АббасаГ. Надписи на мехрабе сообщают о восстановлении мечети на пожертвования верующих в 1712г. и 1738г. «Работа бедного и ничтожного урмийца Мухаммед-Али Афшара. 1253г.хиджри (1738г.)». А надпись на входном портале гласит: «Эта старая мечеть восстановлена на средства несколькими благородными людьми. Ремонтом здания руководил мастер Казым - 1248г.хиджры(1832 - 183Згг.)». Красив и уникален михраб мечети с оригинальной резьбой в виде растительного орнамента. Кырхляр-мечеть в настоящее время является единственной каменно-купольной магальной мечетью в Дербенте.
Минарет-мечеть (XIII - XV века) исторический памятник Дербента. Сейчас в городе сохранилась лишь одна мечеть с минаретом, которая так и называется — Минарет мечеть. Она расположена недалеко от ворот Джарчи-капы и считается одной из самых древних в городе. Древней частью является минарет, так как сама мечеть основательно перестроена в XIX в. и представляет собой почти квадратное в плане небольшое трехнефное помещение, перекрытое полуцилиндрическими сводами. Виртуальный тур по Минарет мечети. Возможно, раньше и эта мечеть имела купольное покрытие. Минарет сохранился до карниза. Его нижняя квадратная часть (2,8x2,8 м) сейчас имеет высоту 1,6 м. Основная цилиндрическая часть минарета высотой 9,9 м завершается карнизом в виде полуовала с полочкой, покрытым резным орнаментом. Внутри минарета винтовая каменная лестница, освещаемая небольшими окошками. С северной стороны в кладке минарета имеется камень с орнаментальной резьбой. Минарет построен из хорошо обработанного камня, в верхнем ряду кладки содержатся камни с арабскими надписями. Характер кладки и пропорции Дербентского минарета близки к ширванским минаретам XII-XVBB., особенно к минаретам мечети в Ханларе 1265г. и дворцовой мечети ширваншахов в Баку 1441г.
Джума-мечеть (VIII век) - главная городская мечеть Дербента.Существует предание, согласно которому под мечеть был перестроен более древний христианский храм. Об этом писали П.Г.Бутков (1796г.), Александр Александрович Бестужев Марлинский (1830-е гг.), Березин Илья Николаевич (1850г.), М.И.Артамонов (1946г.), Л.С.Бретаницкий (1966г.) и др. Джума-мечеть - это прямоугольное по планировке здание с выступом в центральной части южного фасада. Интерьер мечети представлен двумя основным частями: вытянутой в направлении восток-запад и квадратным подкупольным пространством. В северной стене мечети устроено четыре входа. Один их них, главный, расположенный на поперечной оси здания, представляет собой выступающий из плоскости стены монументальный портал со стрельчатой арочной нишей и прямоугольным дверным проёмом, где в кладке имеются камни с высеченными на них надписями. Арабские историки сообщают о строительстве Джума- мечети в 115г. хиджры арабским полководцем Масламой ибн Абд-ал-Маликом. Эта же дата написана над центральным входом в мечеть - 115г. хиджры (733-734гг.): «Входите сюда с миром и в спокойствии В сто пятнадцатом году хиджры пророка - Да благословит его Аллах и приветствует Его и весь род» Другая надпись над входом сообщает: «Год 115. Аллах и его посланник Боже благослови Мухаммада и род Мухаммада Упала мечеть в семьсот семидесятом. Восстановил Африбурз бек Теймураз С помощью Всевышнего 770 год хиджри - 1368-1369гг». Захватив город Маслама в 732г. превращает Дербент в административно-политический и религиозно-идеологический центр Арабского Халифата на Северо-Восточном Кавказе. При Масламе в Дербенте проводятся большие строительные работы по восстановлению крепостных сооружений, строятся квартальные мечети, в том числе и соборная мечеть Масджид Джами - «Джума-мечеть». При нём в Дербент было переселено 24 тыс. воинов с семьями с целью укрепления и распространения ислама среди местного населения.
Нарын-кала-капы (VI век) - главные ворота цитадели. Восточные ворота цитадели Нарын-кала (у арабов Баб-эль- алкама) - главные её ворота, устроенные фактически в подпорной стене и перекрытые стрельчатыми арками и плитами основания помещений ханской канцелярии Фатали-хана (XVIIIB.) Вход в цитадель сделан в подпорной стене, так как перепад уровня земли внутри и снаружи восточной стены цитадели достигает 5м. За воротами в толще земли устроен наклонный проход шириной более З м, ограниченный по бокам подпорными стенами. Над входным проёмом сохранилась сильно подпорченная надпись, в которой упоминается шах Аббас (ХУПв.). Поэтому можно предположить, что в начале XVIIB., когда шах Аббас проводил ремонтные работы крепостных стен Дербента, построил на берегу моря новую башню, которой закрывал ход торговым караванам, наверное, перестроил и ворота. Над воротами позднее было сооружено двухэтажное здание с двумя мощными стрельчатыми арками, которые распирали землю по сторонам входа в цитадель Нарын-кала. Нынешний вид ворот не совпадает с описанием времен шаха Аббаса I, так как проём ворот перекрыт лучковой перемычкой (чертежи 1720-х, 1809,1814гг.), не характерной для местной архитектуры. Следовательно, можно предположить, что они были перестроены русским гарнизоном, который базировался на цитадели в 1720-е гг. после Персидского похода Петра I. Двухэтажное здание (ханская канцелярия) с воротами рассматривалось как парадный вход в цитадель - местопребывание феодального правителя города Дербента. Во время гражданской войны это здание было разрушено, но в 1960- е гг. оно было восстановлено, при этом облик здания несколько видоизменён.
Источник: ПРОДЕРБЕНТ