- Виктор Владимирович, расскажите, пожалуйста, об изменениях в законодательстве в сфере оценки условий труда.
- В течение последних лет в этой сфере произошли значительные изменения. Раньше существовала процедура проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, но с 01.01.2014 года вступила в силу новая процедура на основании Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который был принят 28.12.2013 года. Если раньше по результатам аттестации рабочих мест предполагалось назначение компенсаций, гарантий, таких как сокращение рабочей недели, дополнительная заработная плата, дополнительные отпуска, молоко и т.д., то теперь вводится понятие специальной оценки условий труда, на основании которой дополнилась еще одна статья, по которой определяются дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ для «вредников», которые работают по спискам № 1, 2 и имеют право на досрочный выход на пенсию.
По этому закону, проведя специальную оценку условий труда, работодатель имеет право уменьшить выплаты, установленные Федеральным законом, в Пенсионный фонд РФ. Например, за тех, кто в этом году выходят на пенсию по списку №1 (т.е. на 10 лет раньше), работодатель должен платить 6%, а за тех, кто по списку №2 – 4%. В данном случае, если провести специальную оценку условий труда, может оказаться, что платить можно не 6 или 4%, а только 2%. По результатам специальной оценки условий труда и определяются страховые взносы для того, чтобы обеспечить пенсию работникам, которые трудятся во вредных условиях труда.
Согласно внесенным изменениям законодательство определяет точную дату завершения спецоценки на всех без исключения рабочих местах - 31.12.2018 года. Если раньше аттестация рабочих мест проводилась по желанию работодателя или до проверки прокуратуры, то теперь Правительство РФ постановило, что все рабочие места должны пройти обязательную спецоценку. В соответствии с этим законом вышел еще один - Федеральный закон № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", в котором говорится об изменениях в Трудовом кодексе РФ, в Административном кодексе РФ, в Уголовном кодексе РФ и проч.
В Административный кодекс, например, вносятся поправки, которые обязуют работодателя, если он не провел специальную оценку условий труда, уплатить штраф в размере около 100 тыс. рублей. Если раньше максимальный штраф за нарушения законодательства по труду составлял для работодателей 50 тыс. рублей, то сейчас за одно только не проведение спецоценки – 100 тыс. рублей. Если он не провел обучение работников по охране труда, еще 100 тыс. рублей. Если не провел регулярный медицинский осмотр, еще 100 тыс. рублей. И последний пункт, который никто не отменял – если он нарушил трудовое законодательство, тоже 100 тыс. рублей. Таким образом, самое малое, что может грозить работодателю – это штраф порядка 500 тыс. рублей за один приход инспектора по труду. И, тем не менее, уплата штрафа не освобождает от проведения этих мероприятий (спецоценки условий труда, обучения и т.д.). Поэтому есть 2 варианта: или работодатель добровольно проводит все необходимые мероприятия, предусмотренные законом, и тогда он обходится минимальными тратами, или отдает полмиллиона государству штрафами, а потом все равно их проводит.
- А как будет обстоять дело с возможными ситуациями, когда все вышеуказанные мероприятия проводятся формально, на бумаге?
- Хотим мы или не хотим, люди начнут привыкать к тому, что лучше обучиться. Например, в Татарстане обучить человека стоит 1500-2000 рублей. И, вместо того, чтобы заплатить штраф 100 тыс. рублей, на эти деньги можно обучить 50 человек. Когда начнутся штрафные санкции, люди поймут, что легче все это выполнить и не платить огромные штрафы (с этой целью и вводятся изменения в Административный кодекс РФ). Надо признать, что раньше такого не было, и все ограничивалось штрафом в 50 тыс. рублей. Но сейчас в кратчайшие сроки по «сарафанному радио» станет известно, что кто-то «попадется» на полмиллиона штрафа и будет вынужден закрыть фирму, и уже будет не важно, сколько лет человек трудился, сколько вкладывал сил, потому как станет банкротом. Исходя из всего этого выгоднее быть законопослушным работодателем.
Известно, что планируется до 31.12.2018 года завершить специальную оценку условий труда. Для этого первые 2 года будет проводиться мониторинг, в ходе которого станет видно, как проходит эта спецоценка, кто делает, а кто – нет, и после этого будут введены новые административные рычаги. Пока не известно, будут ли это штрафные санкции со стороны Пенсионного фонда РФ, или со стороны Фонда социального страхования, но ясно, что определенные административные меры готовятся, разрабатываются и будут только ужесточаться.
Если после проверки инспекцией и уплаты штрафа предписание в установленные сроки (как правило, 60 дней) все еще не будет выполнено, то может быть принято решение о приостановлении деятельности организации до тех пор, пока они не устранят эти недостатки. Но есть и другие меры, когда, например, руководитель, может быть отстранен от управления на 3 года, а деятельность организации приостановлена на 90 дней до устранения недостатков. Если же она и тогда их не устранит, то прекратит свое существование, потому как Прокуратура не даст возможность незаконно осуществлять предпринимательскую деятельность.
- Кто будет проводить специальную оценку условий труда?
- Эту оценку будут проводить лаборатории, которых на данный момент в РФ около 1000. Но вопрос этот настолько серьезен, что Правительство РФ поставило задачу Министерству труда РФ проверить эти лаборатории на соответствие тем требованиям, которые прописаны для них в Федеральном законе № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», и с июля этого года Госинспекция такие проверки начала проводить. Могу сказать, что по республике Татарстан из 10 проверенных организаций на рынке остались только 6. Причем, если отсутствует хотя бы один пункт, то лаборатория не может соответствовать тому, что прописано в законе. Далее сведения подаются в Минтруд, который исключает такие организации из реестра. По предварительным данным, из 1000 таких организаций останется половина или меньше.
На следующий год планируется проверить и обучающие организации, т.е. те, которые занимаются обучением в области охраны труда на соответствие их программ, материально-технических баз, преподавательского состава тем требованиям, которые они заявляли при лицензировании. С введением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который вступил с 01.09.2013 года, изменились некоторые требования к обучающим организациям, в соответствие с которыми они и должны себя привести. Также требования, предъявляемые к обучающим организациям, указаны в Статье 19 уже упомянутого закона "О специальной оценке условий труда".
- Есть ли подобные лаборатории в Дагестане, и как бы вы оценили качество их работы?
- По моим данным, есть 2 лаборатории, но они существуют номинально и деятельности как таковой не ведут. Я делаю такой вывод исходя из того, что, заглянув на сайт Госинспекции по труду РД, последние данные по аттестации рабочих мест я обнаружил за I квартал 2012 года, где написано, что в строительной отрасли аттестовано 40 рабочих мест, а в промышленности - 47. Возникает вопрос: если вы хотите сказать, что в Дагестане несколько миллионов работающих, то как из них проверено менее 100?! Исходя из этого я делаю вывод о качестве их работы.
- Как быть в ситуации, если по результатам проверок обе эти лаборатории будут закрыты?
- Те лаборатории, которые остаются на рынке, достаточно серьезно относятся к выполняемой ими работе, получат аккредитацию и будут только укрепляться, и те объемы работ, которые были у недобросовестных организаций, перейдут к ним. Здесь уместно вспомнить слова Руководителя Федеральной службы по аккредитации Саввы Витальевича Шипова, который сказал, что у нас на 150 млн. человек населения существует около 16 тыс. лабораторий по всем отраслям, а в Западной Европе на население в 500 млн. человек – всего 650 лабораторий, но эти лаборатории оснащены современной аппаратурой и имеют квалифицированных специалистов. Поэтому проходящий сейчас процесс избавления на рынке от недобросовестных лабораторий закономерен.
- Расскажите, пожалуйста, об изменениях в требованиях к специалистам в области охраны труда.
- Согласно приказу Министерства труда России № 524н от 04.08.2014 года «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда» к инженерам по охране труда также предъявляются новые требования. Так, с 2015 года выполнять эту работу сможет только сотрудник, имеющий высшее образование по направлению «техносферная безопасность» двух соответствующих направлений, либо имеющий высшее образование и прошедший спецпереподготовку по данному направлению объемом не менее 250 часов. Таких специалистов в Дагестане нет. За то, что организация не имеет квалифицированного согласно всем последним требованиям специалиста, тоже следует определенное наказание. И если сотрудники, которые работали на этой должности до утверждения Минюстом РФ этого закона, должны пройти переподготовку, то принятые на эту должность после 21.09.2014 года уже должны соответствовать этому стандарту.
- Виктор Владимирович, чем вызвано столь пристальное внимание Правительства РФ к этой сфере и повлекшие их законодательные изменения?
- С одной стороны, это вызвано вступлением России во Всемирную торговую организацию. Это предполагает оценку всех рабочих мест с точки зрения профессиональных рисков. По причине многолетнего функционирования системы аттестации рабочих мест была достигнута договоренность, что к профессиональным рискам мы придем через несколько лет, пока на базе аттестации рабочих мест будет проводиться специальная оценка условий труда
С другой стороны, это вызвано тем, что люди, которые уходят на пенсию досрочно, получают деньги из Пенсионного фонда, куда продолжаем делать отчисления мы все, и человек, вышедший на 10 лет раньше, начинает получать деньги из этого общего фонда. Так, специальная оценка условий труда обязует платить работодателя дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Если спецоценка проведена и условия труда улучшены, то можно сделать так, что человек оказывается в списке, однако работает в нормальных условиях труда и теперь уже о досрочном выходе на пенсию речь не идет, хотя он и проходит по списку. Например, оператор прокатного стана, профессия которого предполагает работу во вредных условиях, в горячем цеху и проч. Исходя из этого он выходил на пенсию на 5-10 лет раньше. Сейчас же оператор находится в другом здании и видит все только на мониторе компьютера. Это уже совсем другие условия труда, но он выходил на пенсию по-прежнему досрочно на 5-10 лет. Соответственно, теперь он будет работать до установленного по стране пенсионного возраста, и работодатель платить за него не будет.
Если раньше работодателю было все равно, т.к. платили за его работников из общего фонда, то теперь досрочную пенсию своего сотрудника он должен формировать сам. А зачем он будет переплачивать за тех, кто работает в нормальных условиях?! Сейчас начинаются судебные процессы, когда работники жалуются и подают в суд, потому как считают, что должны выходить на пенсию раньше, но в итоге по новым правилам оказывается, что работник не прав.
- Расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве вашей организации с Гильдией.
- В июле 2013 года я принимал участие в семинаре «Эксперт СРО в строительстве» для сотрудников исполнительных органов СРО Северо-Кавказского федерального округа, который проводился Гильдией совместно с Северо-Кавказским институтом повышения квалификации кадров строительного и жилищного комплекса под эгидой НОСТРОЙ. Тогда на базе института мы создали Северо-Кавказское обособленное подразделение ООО «ВиКо» по проведению специальной оценки условий труда.
Сейчас мы наметили проведение в октябре-ноябре ряда совместных семинаров для саморегулируемых организаций СКФО по разъяснению позиций Федерального закона о спецоценке условий труда, на которых мы будем говорить о том, какие требования предъявляются к организациям и экспертам, как проводится спецоценка, какие штрафные санкции могут быть наложены, как создаются комиссии, кто должен в них быть и т.д.
В Гильдии мы планируем проводить специальную оценку условий труда в строительных организациях – членах Партнерства, потому как они заинтересованы в том, чтобы проверить рабочие места, привести их в соответствие, уменьшить несчастные случаи и травматизм.
Поэтому наше сотрудничество проходит как в практическом плане – проведение спецоценки, так и в теоретическом - обучение. Надеюсь на продолжение плодотворного сотрудничества.
- Как бы вы оценили работу Комитета по качеству и охране труда Гильдии?
- Не являясь контролирующим органом, не могу выносить оценочное заключение, но нельзя умалить тот объем работы, который ведется. Мне импонирует их серьезный подход к разработке, принятию определенных стандартов по охране труда и их внедрению, несмотря на всю тяжесть подобной деятельности. Также хотел бы отметить внимание, уделяемое Гильдией охране труда. Должен признать, если сравнивать Партнерство с другими объединениями в плане отношения к работе, то их деятельность можно ставить в пример, если надо обучить – обучают, надо аттестовать – аттестуют, а не просто выписывают аттестаты. Такого отношения к своим функциям хотелось бы пожелать и другим СРО.
Беседовала: Сабина Курбанова
Пресс-служба Гильдии