Уважаемые участники Окружной конференции!
Пять лет строительное сообщество работает в условиях совместного регулирования строительного рынка государственными структурами управления и саморегулируемыми организациями, нацеленного на управление отраслью за счет создания условий, при которых строительные организации объединились для достижения целей, поставленных государством, и по определенным ими правилам за счет мобилизации интеллектуальных и финансовых ресурсов организаций – членов саморегулируемых организаций.
За короткое время нам удалось создать действующую новую модель работы строительной отрасли России. Но, вместе с тем, считаю, что сегодня еще не завершен переходный период от государственного регулирования к саморегулированию строительной отрасли, и на новом этапе развития назрела необходимость коренного изменения организационной структуры и правил управления НОСТРОЙ, с учетом допущенных ошибок и недочетов в работе. Появившаяся в последнее время негативная информация о системе саморегулирования и работе НОСТРОЙ приводит к падению имиджа саморегулирования в строительном сообществе, в структуре государственных органов власти и потребителей услуг. Члены Совета, координаторы, по сути, не были обременены объемами работ и не вносили эффективный вклад в работу НОСТРОЙ. Это говорит о том, что существующую организационную схему работы НОСТРОЙ (Совета, координаторов по округам, Аппарата) в полной мере необходимо изменить, чем и занимается Президент НОСТРОЙ Н.Г. Кутьин и Совет.
Одним из направлений деятельности НОСТРОЙ является обеспечение представительства и защиты интересов саморегулируемых организаций в органах государственной власти, в органах местного самоуправления, взаимодействие органов – потребителей строительных услуг и саморегулируемых организаций.
Однако, в этом направлении предстоит сделать многое, а принятые попытки «точечного» заключения соглашений между губернаторами, министерствами, руководителями регионов, особых результатов в продвижении Приоритетных направлений НОСТРОЙ не принесли.
Актуализация нормативной и законодательной базы технического регулирования градостроительной деятельности, внедрение принятых стандартов НОСТРОЙ одними силами НОСТРОЙ трудно реализуемы, как региональные градостроительные документы, без участия в этом процессе саморегулируемых организаций, исполнительных органов власти регионов РФ и органов власти муниципальных образований.
Несмотря на то, что НОСТРОЙ проведена определенная работа по совершенствованию системы повышения квалификации и аттестации специалистов строительной отрасли, без поддержки и финансирования со стороны государственных структур и работодателей, особых сдвигов в этом направлении в регионах не наблюдается.
Руководствуясь принципами общности интересов государства, НОСТРОЙ, саморегулируемых организаций, в целях четкой координации взаимодействия органов власти РФ, органов власти субъектов РФ с НОСТРОЙ и с саморегулируемыми организациями в создании условий, гарантирующих качество возводимых объектов, объективно назревшей необходимостью усиления роли государства в становлении и регулировании системы саморегулирования в противостояние недобросовестным СРО
считаю:
- НОСТРОЙ необходимо активно содействовать в создании Координационных советов по развитию строительного комплекса на уровне Региональной исполнительной власти, с включением в состав Совета представителей органов власти, членов Совета НОСТРОЙ и координаторов НОСТРОЙ от округов, представителей СРО, заказчиков, работодателей, специалистов по ценообразованию, образовательных учреждений и т.д., с целью координации строительного рынка, развития системы саморегулирования, системы подготовки кадров, выработки механизмов их взаимодействия и принятия ими соответствующих рекомендаций.
При таких Координационных Советах необходимо создать рабочие группы по следующим направлениям:
- Законодательство о градостроительной деятельности, техническое регулирование и саморегулирование в строительстве;
- Госзакупки - борьба с недобросовестными застройщиками, заказчиками и подрядчиками;
- Система подготовки кадров для строительной отрасли;
- Организация общественно – значимых мероприятий и выставок в строительной отрасли регионов и участия в них и т.д.
Прежде всего, саморегулирование является совместным регулированием строительного рынка государственными структурами и саморегулируемыми организациями, и такой подход стал бы подспорьем в развитии саморегулирования, контроля за деятельностью СРО, обеспечил бы прозрачность строительной деятельности, информационную открытость участников строительного рынка, а также реализацию принятых программ по развитию регионов в целом.
Таким образом, НОСТРОЙ выполнил бы главную задачу обеспечения взаимодействия НОСТРОЙ и саморегулируемых организаций с органами власти РФ, с органами власти субъектов РФ, обеспечил бы реализацию концепции взаимоотношений между органами власти, потребителями услуг и участниками строительного рынка. В результате которых:
Саморегулируемые организации получат возможность представлять законные интересы своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, получат возможность изучения рынка труда в регионах, с целью подготовки и координации совместных мер по обеспечению максимально возможной занятости строителей в регионах, по повышению квалификации и переподготовки кадров;
Усилится мера ответственности заказчиков и подрядчиков за результаты работ по выполнению инженерных изысканий, подготовки проектной документации к строительству объектов капитального строительства, наладится работа по организации мероприятий по устранению необоснованных административных барьеров и противодействию недобросовестной конкуренции на рынке строительства, совершенствуется взаимоотношение между заказчиками и подрядчиками при исполнении контрактов;
Будет создана система информационного обмена между участниками строительного рынка, оперативного мониторинга нарушений на объектах капитального строительства в части безопасности и качества работ, нарушения градостроительного законодательства.
Это даст возможность:
- Объединения государственных административных ресурсов с ресурсами профессионального сообщества строителей;
- Совершенствования экономико – правовых отношений субъектов инвестиционно – строительной деятельности;
- Развития и поддержки малого предпринимательства в строительной отрасли;
- Усиления мер ответственности технических заказчиков и подрядчиков за результаты работ;
- Содействия реализации на территориях субъектов РФ федеральных, региональных и муниципальных программ, направленных на повышение качества жизни граждан;
- Выработки предложений по развитию энергоэффективных технологий;
- Разработки и применения нормативно-технических документов (стандартов НОСТРОЙ) в качестве региональных методических документов регионов РФ, в целях обеспечения качества и безопасности при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства, а также их применения государственными и муниципальными заказчиками, органами государственного строительного надзора;
- Совершенствованию системы подготовки кадров и их аттестации;
- Организации взаимодействия в формате совещаний, рабочих встреч, «круглых столов», семинаров, пресс-конференций, в рамках рабочих групп Координационного Совета по направлениям деятельности.
Назрел вопрос согласованных действий, координации усилий и возможностей государства и саморегулируемых организаций, в целях развития института саморегулирования в строительной отрасли, а также успешной реализации принятых Программ на территориях субъектов РФ.
Предлагаю новому составу Совета НОСТРОЙ:
- Активно участвовать в изменении законодательной базы в сфере саморегулирования и в разработке нормативной базы, с целью повышения качества и ответственности выполнения строительных работ и применяемых строительных материалов, в т.ч., обеспечение гарантий сохранности средств компенсационных фондов в случае отзыва лицензий у кредитных организаций, в которых были размещены эти средства.
- Законодательно предусмотреть использование компенсационных фондов или сертификатов в качестве залоговых или гарантийных инструментов для получения целевых кредитов членами СРО под строительные проекты самих членов СРО. В этом случае, строительные организации увидят реальную финансовую и административную помощь со стороны саморегулируемых организаций;
- Внести изменения в ст.60 Гр. Кодекса, с целью перехода от Солидарной ответственности к Субсидиарной для уменьшения рисков потери компенсационных фондов саморегулируемых организаций;
- Предусмотреть возможность создания «Обществ взаимного страхования», с обязательным членством всех участников в системе саморегулирования;
- Разработать единые Правила страхования и порядок возмещения ущерба за причиненный вред в следствие недостатков работ;
- Ускорить разработку и принятие закона «О строительных подрядах для государственных и муниципальных нужд», выводя строительный комплекс из действующего ФЗ - 44 «О контрактной системе», при этом, усилив роль страхования контрактов и СРО взамен обеспечения контрактов банковскими гарантиями;
- Законодательно установить возможность исключения или приостановления деятельности СРО за неоплату взносов, установленных Съездом саморегулируемых организаций в течении 1-го года;
- Законодательно установить возможность СРО приостанавливать действие Свидетельства о допуске при неоплате в течение одного года членских взносов членами СРО;
- Создать службу «Общественного контроля» за деятельностью СРО на всей территории РФ, с целью мониторинга нарушений и выявления «коммерческих» СРО;
- Обеспечить расходование средств сметы НОСТРОЙ по принципу целевого финансирования приоритетных направлений деятельности, с обеспечением расчетных характеристик, с указанием участников софинансирования и конкретной суммы софинансирования.
Одним из основных направлений деятельности НОСТРОЙ является подготовка квалифицированных кадров для нужд строительной отрасли. За отчетный период и как генеральный директор НП СРО "Гильдия строителей СКФО", и как член Совета НОСТРОЙ я принимал активное участие в разработке, обсуждении и внедрении образовательных программ НОСТРОЙ, Единой системы аттестации руководителей и специалистов строительной отрасли, Концепции развития ресурсных центров под эгидой НОСТРОЙ, а также в реализации обучающей программы для сотрудников исполнительных органов СРО СКФО "Эксперт саморегулирования в строительстве".
В целях исполнения квалификационных требований к специалистам строительных организаций для получения Свидетельства о допуске и реализации образовательных программ НОСТРОЙ (не формально), Гильдия строителей выступила единственным учредителем Северо-Кавказского института повышения квалификации кадров строительного и жилищного комплекса (СКИПКК). За относительно короткий период нам удалось сформировать материально-техническую базу института, наполнить её квалифицированным педагогическим составом и образовательными программами различной тематической направленности.
Как вы знаете, СКИПКК аккредитован Национальным объединением в качестве образовательной организации, ведущей образовательную деятельность по программам НОСТРОЙ "Безопасность строительства БС-01 - БС-16", "Эксперт саморегулирования в строительстве" (единственный по СКФО), базового ресурсного центра НОСТРОЙ по подготовке рабочих кадров (единственный в СКФО и первый в России).
Помимо указанных направлений, Институт проводит предаттестационную подготовку специалистов строительной отрасли по системе Ростехнадзора. Он также аккредитован министерством труда и социальной защиты РФ по вопросам обучения охране труда, выполнению функций службы охраны труда. При институте создано обособленное представительство группы компаний "ВиКо", которая проводит специальную оценку условий труда, в институте проводится обучение энергоаудиторов.
За четыре года деятельности институт провел подготовку более 4000 специалистов и квалифицированных рабочих строительных специальностей. Институт ежегодно участвует в конкурсах НОСТРОЙ по программам поддержки субъектов малого бизнеса и осуществляет подготовку специалистов строительных организаций - членов СРО республик Дагестан, Кабардино-Балкарии и Чечни. За 2011 - 2013 годы обучение и аттестацию прошли 321 чел. На 2014 год подписаны договора по обучению 38 чел. в республике Дагестан и 38 чел. в Кабардино-Балкарии. Проведены семинары различной тематической направленности для 305 слушателей.
Отдельно хочу отметить значимость для СРО проведения семинаров по программе "Эксперт СРО". За три года семинары не только позволили поднять уровень компетентности наших специалистов в области саморегулирования в строительстве, но и сплотили наши коллективы в неформальных отношениях, позволили приобщиться к культуре наших народов, позволили проявить дух состязательности при проведении турниров по бильярду.
Важную роль в популяризации престижа рабочих специальностей имеют и проводимые конкурсы профессионального мастерства "СтройМастер" под эгидой НОСТРОЙ. Вы сами не раз отмечали высокий уровень организации и проведения конкурса в номинации "Лучший штукатур" в 2012 г. и "Лучший сварщик" в 2014 г., которые прошли в Махачкале и Каспийске.
Оператором этих мероприятий от НОСТРОЙ выступал институт, а модератором - Гильдия строителей СКФО.
Хочу проинформировать Вас о том, что уже подписаны договора НОСТРОЙ с институтом на 2014 год на сумму 1234000,00 рублей для проведения различных семинаров и 1500000,00 на подготовку рабочих строительных специальностей. Как вы понимаете, решение всех этих вопросов стало возможным благодаря нашим усилиям, без ложной скромности скажу - моим, как член Совета, и Сергея Петровича, как Координатора.
Мы все прекрасно понимаем в каком сложном регионе мы живем. Сложном во всех отношениях, в том числе наш регион является трудоизбыточным, молодежи некуда приложить свои знания, если они и есть, и руки, которые есть, но они не созидают. Нами разрабатывается проект - предложение в НОСРОЙ о развитии системы подготовки квалифицированных кадров строительных специальностей не только для нужд строительных организаций нашего региона, но и по заявкам других округов, где есть дефицит квалифицированных кадров, с дальнейшим их трудоустройством на местах. Для этого необходимо развитие системы Ресурсных центров НОСТРОЙ по СКФО. И, как вы понимаете, ресурсные центры должны быть в каждом субъекте округа. Мы не утверждаем, что подготовка должна вестись только на деньги НОСТРОЙ, это невозможно. Но по единым образовательным программам, критериям оценки компетентности специалиста и программам софинансирования части расходов строительных организаций, направляемых на обучение, решение вопроса представляется возможным. Безусловно, в процессе подготовки кадров должны участвовать все заинтересованные стороны: работодатель, образовательная организация и сам обучаемый. Примеры есть. Это Германия, Финляндия и у нас в Отечестве достаточно примеров. Просто над этим надо работать системно. В Дагестане нам удалось совместно с минобразованием реорганизовать систему начальной профессиональной подготовки. На базе трех профессиональных училищ созданы два республиканских строительных колледжа, проходит процедуру согласования трехстороннее соглашение о сотрудничестве между минобразованием, Гильдией строителей СКФО и институтом (СКИПКК). На базе института создается учебный центр подготовки "КНАУФ".
Почему я так подробно остановился на вопросах подготовки кадров и деятельности института? Квалифицированные кадры, компетентные специалисты это основа качества и безопасности не только в строительстве, но и в жизнедеятельности человека во всех её проявлениях. Это и приоритеты НОСТРОЙ, а потому в качестве члена Совета я уделял этому вопросу особое внимание и уверен, что не зря, и эту работу необходимо продолжить.
За период работы в Совете НОСТРОЙ, я внес ряд законодательных инициатив, принял участие в обсуждении различных нормативно-правовых и законодательных проектов и внес предложения по их изменению и улучшению.
В частности были внесены предложения по:
разработке регламента работы с Ростехнадзором РФ и органами власти;
сотрудничеству НОСТРОЙ с органами власти субъектов РФ;
разработке методических рекомендаций по взаимодействию органов надзора и саморегулируемых организаций;
подготовке обращения НОСТРОЙ к органам власти на местах о принятии Стандартов НОСТРОЙ как региональные градостроительные документы;
сотрудничеству НОСТРОЙ с Ассоциациями экономического развития федеральных округов РФ (подготовлен пакет документов);
созданию Единой системы аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса;
созданию единого реестра специалистов СРО в строительной отрасли;
созданию ресурсных центров и поддержке малого бизнеса в строительной отрасли;
внесению изменений в перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (приказ Минрегионразвития РФ №624);
созданию Комитета по госзакупкам;
созданию Экспертного совета НОСТРОЙ по вопросам законодательства;
внесению изменений в Устав и регламентирующие документы НОСТРОЙ;
разработке новых проектов типовых договоров подряда с учетом Еврокодов и стандартов ФИДИК;
созданию координационных советов при Правительствах субъектов РФ по вопросам саморегулирования в строительной отрасли;
открытию филиала Федерального автономного учреждения «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов, изделий и конструкций»;
обеспечению качества производимых строительных материалов, изделий и конструкций;
совершенствованию законодательства РФ в области:
технического регулирования
градостроительной деятельности в т.ч. внесению изменений в Градостроительный кодекс РФ по части информационной открытости СРО
о саморегулируемых организациях
о контрактной системе
банковской деятельности
страховой деятельности
ценообразовании в строительстве (создан Отдел по ценообразованию в НОСТРОЙ);
изданию Справочника по строительному контролю;
созданию Единой добровольной системы оценки соответствия (СДОС) НОСТРОЙ;
Практически, более 60% инициатив Гильдии строителей СКФО нашли свое отражение в принятых документах НОСТРОЙ, а так же в нормативно-правовых и законодательных актах органов власти Российской Федерации.
Член Совета Национального объединения строителей
генеральный директор НП СРО "Гильдия строителей СКФО"
Шахбанов Али Баширович