13 декабря 2013 года в рамках Дня саморегулирования в строительной отрасли состоялась пресс-конференция президента Национального объединения строителей Ефима Басина на тему «Стройкомплекс России: итоги, вызовы, перспективы». В пресс-конференции также приняли участие вице-президент Эдуард Дадов, президент НОИЗ Леонид Кушнир, первый вице-президент Российского Союза строителей Григорий Веретельников, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Виктор Плескачевский и представитель Агентства стратегических инициатив Иван Воробьев. Пресс-конференция президента Национального объединения строителей собрала журналистов из 35 электронных и печатных СМИ: РИА-Новости, Известия, ИТАР-ТАСС, Интерфакс и др., в числе которых была и Пресс-служба Гильдии (электронное СМИ Эл. № ФС77-45440 от 16.06.2011 г.)
Приветствуя журналистов, Ефим Басин отметил, что несмотря на относительно небольшой срок введения саморегулирования в строительной отрасли, профессиональное сообщество принимает активное участие в развитии данной системы управления: «В послании Президента России на предстоящий 2014 год были поставлены задачи перед строительным комплексом России, а значит перед всеми саморегулируемыми организациями в строительстве и Национальным объединением строителей. В реализации этих задач мы будем работать в тесном взаимодействии с органами государственной власти. Безусловно, в системе СРО есть свои проблемы и законодательные недостатки, мы о них знаем и продолжаем работать над развитием и совершенствованием саморегулирования. Надеюсь, в следующем году мы получим положительные результаты».
Вопрос:
- Сильно ли изменится Устав объединения в будущем и будут ли руководящие должности в объединении на постоянной основе?
Ефим Басин:
- Устав НОСТРОЙ, принятый четыре года назад, необходимо актуализировать и привести в соответствие с законодательством. Однако относительно кардинальных изменений я считаю, что лучшее – враг хорошему. Перейти на профессиональную основу можно и с сегодняшним Уставом. Но если президент и вице-президенты начнут получать зарплату, мы превратимся в министерство. А этого не хотелось бы. Мы работаем на общественных началах и морального удовлетворения от положительных итогов работы здесь больше.
Вопрос:
- Не превратится ли борьба с «коммерческими» СРО в борьбу с неугодными организациями?
Ефим Басин:
- Конечно нет. На данный момент мы знаем, какие из СРО попадают под признаки «коммерческих». И отличить их от добросовестных организаций очень просто. Поэтому вызывает удивление, почему правоохранительные органы, имеющие все полномочия для пресечения деятельности мошенников, не реагируют на такие явления. У НОСТРОЙ нет таких полномочий. Раз и навсегда покончить с коммерциализацией мы пока не можем. Нам даже в суд нельзя подать на организацию, нарушающую правила выдачи допусков. Тем не менее, мы работаем над законодательными предложениями по повышению роли национальных объединений.
Николай Маркин, координатор по г. Москве:
- Первым, кто стал говорить о необходимости противодействия коммерциализации, был НОСТРОЙ. И нам стали ставить в вину, что мы хотим больше полномочий. Вокруг саморегулирования сегодня работает целая когорта организаций, которые не то чтобы торгуют допусками, а вообще липовые документы выдают. Правоохранительные органы не занимаются этим вопросам, хотя должны. Мы будем добиваться, чтобы национальным объединениям передали необходимые рычаги для устранения явлений коммерциализации.
Виктор Плескачевский:
- Без правоохранительных органов здесь, конечно, не обойтись. Но одним из способов борьбы с злоупотреблениями может стать открытый список лиц, получивших свидетельства о допуске. Если НОСТРОЙ будет вести такой перечень, то появление липовых документов будет исключено. Открытый электронный реестр лиц, получивших допуски, - это один из способов борьбы с мошенничеством.
Вопрос:
- Прислушиваются ли к НОСТРОЙ государственные органы власти?
Ефим Басин:
- Строительная отрасль затрагивает интересы каждого гражданина, в том числе и представителей государства. Я считаю, что нас слышат, потому что никогда раньше так активно мы не участвовали в предварительном обсуждении законов и нормативов, как это делается сейчас. Сегодня мы формируем и представляем в органы власти нашу экспертную оценку на все документы, касающиеся отраслевого законодательства.
Вопрос:
- Строительный комплекс стоит на пороге таких эпохальных страниц своей биографии, как реконструкция БАМа, реконструкция ТРАНССИБА, ЧМ по футболу, Универсиада в Красноярске. Зачастую такие масштабные стройки имеют негативный общественный резонанс, а в адрес строителей звучит множество упреков. Почему это происходит?
Ефим Басин:
- Из-за нехватки прежде всего инвестиций похвастаться 100%-ной загрузкой мощностей строительного комплекса сегодня нельзя, поэтому мы всегда приветствуем государственные программы строительства, которые дают стабильную и перспективную загрузку строителей. Масштабные государственные проекты строительства ведут к концентрации ресурсов, связаны с повышением конкурентной среды, появлением на российском рынке новых технологий и материалов.
Первая проблема на строительстве крупных объектов – это освобождение строительных площадок под застройку. Очень часто перед строительством крупных объектов земельные участки нужно освобождать от недвижимости, которая находится в частной собственности. В результате много времени уходит на судебные процессы. Хотя и есть закон, который обязывает застройщика, заказчика, инвестора, местные власти, заблаговременно, планируя такие стройки, резервировать земельные участки, заранее, за 7 лет. К сожалению, у нас это редко происходит. Могу привести в пример строительство ЦКАД. Пока этот проект стал практически реальной программой для реализации, все земли уже давно были выкуплены.
Вторая проблема – инфраструктура. На удорожание тех же олимпийских объектов сильно повлияла изначально плохая логистика. Железная дорога не справлялась с потоком материалов и ресурсов. Автодорога на нужном участке для тяжелых машин была закрыта, поэтому пришлось перейти на морские перевозки.
Третья проблема - спрос и предложение. Как только появился спрос на материалы и конструкции, сразу резко стали повышаться цены, что привело к ухудшению показателей строительных компаний. Например, цемент. Когда мы начинали строить в районе Сочи, цемент стоил 3-3,2 тыс. за тонну, сегодня - 5 тыс. и более. В результате нам приходится покупать турецкий и иранский цемент.
Источник: НОСТРОЙ